Татьяна Пирожкова
Конспект экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе «Агрегатные состояния воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель логопедической группы Пирожкова Т. В.
Цель:
Развитие познавательной активности детей через опытно-экспериментальную деятельность
Задачи:
* расширять представления детей об окружающем мире;
* закреплять знания детей об агрегатных состояниях и свойствах воды;
* развивать самостоятельность, любознательность, умение проводить элементарные опыты и делать выводы;
* воспитывать аккуратность, взаимовыручку, любовь к природе.
Публикация «Конспект экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе „Агрегатные состояния воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Опыты и эксперименты с водой
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Материалы и оборудование: стаканчики с водой, кусочки льда, сахар, соль, мука, и ложки на каждого ребёнка; термос с кипятком, зеркало, схема «Три состояния воды».
Ход НОД:
Воспитатель. Ребята, сегодня у нас встреча с одним удивительным природным веществом, которое может быть очень разным. А что это за вещество вы узнаете, внимательно послушав и отгадав мою загадку: (слайд 2)
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
Дети. Это – вода! (слайд3)
Воспитатель. Правильно, это вода.
Ребята, теперь вспомните и назовите, в каких трёх состояниях вода встречается в природе? (слайд 4,5,6,7)
Дети. В жидком состоянии, твёрдом (лёд, снег, газообразном (пар, облака).
(Выставить схему «Три состояния воды»). (слайд 8)
Эксперимент №1 «Лед – это тоже вода»
Воспитатель. Правильно. Итак, твёрдое состояние воды - лёд. Какие свойства льда вы знаете? (слайд 9)
Дети. Лёд прозрачный, холодный, гладкий.
Воспитатель. Как вы думаете, а что произойдёт, если опустить лёд в воду? (слайд 10)
Дети. (Утонет и растворится. Не утонет).
Воспитатель. Давайте проверим.
(Дети самостоятельно проверяют и выясняют, что лёд не тонет). (таз, теплая вода, кусочки льда на каждого ребенка)
Воспитатель. Интересно, почему лёд не утонул?
Дети. (Лёд легче воды).
Воспитатель. Правильно! Лёд не тонет, потому что он легче воды. Сейчас с вами мы познакомились с одним из свойств льда.
А пока лед плавает я предлагаю вам выполнить физкультминутку.
Физкультминутка:….
….
Воспитатель. Молодцы! А теперь я предлагаю вам посмотреть в таз, и увидеть, что произошло со льдом за время нашей физкультминутки.
Давайте посмотрим.
Дети. Лед растаял.
Воспитатель. Какой вывод мы можем сделать?
Дети. В теплой воде лед растаял.
Воспитатель: Вот и молодцы!
Воспитатель. А сейчас я предлагаю вашему вниманию эксперимент, в котором мы встретимся с газообразным состоянием воды – паром. (слайд 11)
Эксперимент № 2 «Пар – это тоже вода»
Воспитатель. Ребята, где и когда мы можем увидеть пар? (слайд 12)
Дети. Когда закипает чайник, пар в бане, облака.
(термос, кипяток, зеркало)
Воспитатель. Верно. Вот перед вами термос с кипятком и вы все видите, что из него выходит пар. А как мы можем убедиться в том, что пар это действительно вода? Что нужно сделать?
Дети. Не знали.
Воспитатель. Надо над паром подержать обыкновенное зеркальце.
Посмотрите, что появилось на его поверхности?
(Показать каждому запотевшее зеркало).
Дети. Капельки воды.
Воспитатель. Какой вывод мы с вами можем сделать?
Дети. Пар – это тоже вода.
Воспитатель. Правильно.
Воспитатель. А сейчас следующий эксперимент, в котором вы встретитесь с жидким состоянием воды. Для начала, вспомните, какие свойства воды вы знаете? (слайд 13,14)
Дети. Вода-жидкая, прозрачная, без вкуса, без запаха, не имеет формы. Вода бывает горячей и холодной, может переливаться, течь и замерзать.
(Воспитатель переливает воду из стакана в тарелку, и дети видят, что вода приняла форму тарелки)
Воспитатель. Хорошо. Сегодня я хочу познакомить вас с ещё одним интересным и удивительным свойством воды.
Эксперимент № 3 «Вода – растворитель»
Воспитатель. Ребята, обратите внимание, перед вами на тарелочках лежат вещества. Что это за вещества?
Дети. Сахар, соль, мука, растительное масло.
Воспитатель. Как вы думаете, что же нам нужно сейчас сделать для того, чтобы убедиться в том, что вода-растворитель?
Дети. Опустить сахар, соль, пшено в воду.
Воспитатель. Правильно, приступайте.
(Дети самостоятельно проводят эксперимент).
Воспитатель. Давайте теперь посмотрим, что же произошло с вашими веществами в воде.
(Дети выясняют, что в воде растворились не все вещества).
Дети. Вода растворила сахар и соль, а пшено не растворила.
Воспитатель. Верно, вода растворила сахар и соль полностью, пшено – нет. Значит, какой вывод мы можем сделать?
Дети. Вода растворяет не все вещества.
Воспитатель. Всё правильно! Молодцы!
Ну что, ребята, вам понравились наши эксперименты? Что запомнилось больше всего (выслушивает ответы детей)
Вы убедились, какой разной и удивительной бывает вода!
Дети. Да!
Воспитатель. Сегодня вы все молодцы! Все справились! Всем спасибо!