Папки-передвижки

Конспект НОД в старшей группе «Хакасская одежда»

Наталья Голышева
Конспект НОД в старшей группе «Хакасская одежда»
▼ Скачать + Заказать документы

Интеграция областей: «Художественно - эстетическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

Виды детской деятельности:

Рабочее пространство при разной форме организации ОД.

партнерская форма:

Взрослый – партнер, рядом с детьми (вместе, в круге

Разрешено свободное размещение детей

Разрешено свободное перемещение детей в процессе деятельности

Разрешено свободное общение детей (рабочий гул)

Форма совместной деятельности: интегрированная НОД.

Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Хакасская одежда“» размещена в разделах

Форма организации: групповая, индивидуальная, парная.

Возрастная группа : подготовительная общеразвивающей направленности

Непосредственно-образовательная деятельность проводится с детьми подготовительной группы, возраст от 6 до 7 лет. В количестве 11 детей. Длительность 30 минут, что соответствует нормам СанПина

Цель: Создание условий для формирования первоначальных знаний о хакасской одежде, украшениях, как одной из составляющей культуры этноса.

Задачи:

1. Создавать условия для обогащения словарного запаса детей на хакасском языке (познавательное развитие);

2. Обеспечить условия для закрепления навыков работы по плану (познавательное развитие);

3. Обеспечить условия для выражения детьми своего мнения (социально-коммуникативное развитие);

4. Обеспечить условия для самостоятельного выбора материалов (социально-коммуникативное развитие);

5. Создавать условия для побуждения детей к речевой активности на русском и хакасском языках (речевое развитие);

6. Способствовать развитию навыков взаимодействия (социально-коммуникативное развитие).

Организация детских видов деятельностей:

1. общение ребенка с взрослым;

2. общение ребенка со сверстниками;

3. исследовательская деятельность (исследовательская практика);

Учебно-методический комплект:

Средства:

• -наглядные - иллюстрации с изображением хакасских узоров, презентация «Одежда хакасов».

• -мультимедийные – презентация;

• -музыкальные – 2 отрывка разно-жанровых музыкальных произведений.

• -оборудование – ноутбук, проектор, экран,

-раздаточный материал: на каждого ребенка-лист с изображением хакаской одежды, цветные карандаши.

Предварительная работа: Хакасская сказка «Сказание о просторе»;

Лепка «Пого», Конструирование «Оригами»

«Платье», создание мини-проектов родители с детьми. Беседы о истории Хакасии; Прослушивание песни “Ixенi часказы”

Методы и приё мы: метод практической передачи и тактильного восприятия, поисковый (исследовательская деятельность, методы словесной передачи (рассказ воспитателя, художественное слово, беседа, методы наглядной передачи и зрительного восприятия (иллюстрации, демонстрация, ИКТ, метод стимулирования познавательной деятельности (сюрпризный момент, игра, метод самоконтроля (рефлексивное задание (пример).

Ожидаемый результат : результатом проведенного занятия является выставка выполненных творческих работ.

Активизация в речи слов: Чахайах, пого, сигедек

Ход образовательной деятельности

1. Организационный этап: (дети заходят в группу и встают в кружок)

-Ребята, поприветствуйте родителей и подарите им свои улыбки.

Игра на тактильный контакт:

Становитесь дети в круг.

Я - твой друг и ты мой друг

Крепко за руки возьмемся

И друг, другу улыбнемся.

У нас в группе гостья. А зовут ее Чахайах.

- Она очень хотела бы познакомиться с вами поближе. Хотите познакомиться? Тогда мы будем передавать Чахайах по кругу, и называть свое имя ласково, по доброму. Держите ее нежно, постарайтесь передать ей свое тепло, частичку своей души. Начнем с меня. (Меня зовут Наташечка). Вот и вернулась Чахайах ко мне. Вы почувствовали, сколько тепла и ласки она нам подарила? Ребята, посмотрите, на нашу гостью у нее необычное имя Чахайах – это хакасское имя, в переводе на русский язык «цветок»

2. Мотивационно - ориентировочный этап.

-Может, оставим ее на нашем занятии.

Вы знаете, у каждого народа существует своя национальная одежда. Давайте, рассмотрим куклу — хакаску Чахайах в национальной одежде. В такой одежде раньше ходили женщины - хакаски. Это праздничное платье. Оно длинное и широкое. Рукава длинные, широкие и заканчиваются манжетам. Платье синего цвета с отделкой зелёного цвета. Широкое платье необходимо было женщинам - хакаскам, потому, что они, как и мужчины ездили верхом на лошади по степи. Часто плечи украшали вышивкой. В праздник женщины надевали украшения, которые сшили сами. Нагрудное украшение из бисера, перламутровых пуговиц, ракушек, называется пого. На голове женщины носили черный платок, который завязывали назад. Они заплетали много косичек. (Воспитатель проходит мимо детей и даёт им потрогать куклу).

3. Поисковый этап.

Поговорим мы с вами, о национальной одежде хакасов. А начнем говорить о женской одежде. (Слайд 1)

Каждый, кто не видел народный костюм хакасов, удивляется многообразию красок орнаментов и украшений, представляющих собой целый комплекс не похожих на костюм других народов южной Сибири и отличающихся национальным своеобразием.

Основным видом одежды служили у женщин - платье. Для повседневной носки их шили из хлопчатобумажных тканей, праздничные - из шёлка (слайд 2, 3)

Женское платье имело свободный покрой. Задний подол делался длиннее переднего и образовывал небольшой шлейф. Предпочтительными для платья служили красные, синие, зелёные, коричневые, бордовые и чёрные ткани. Женское платье никогда не подпоясывалось.

Замужние женщины поверх халатов и шуб по праздникам обязательно надевали безрукавку - сигедек. (слайд 4)

Сигедек шили распашным, с прямым разрезом, из четырёх проклеенных слоёв ткани, благодаря чему он хорошо сохранял свою форму, сверху крыли шёлком или плисом. Широкие проймы, ворот и полы украшались радужной каймой (чеек) - нашитыми вплотную в несколько рядов шнурами, вручную сплетёнными из цветных шёлковых ниток.

Головные уборы хакасов были весьма разнообразны. В женских шапках из меха бархатная тулья часто украшалась вышивкой (слайд 5)

В XIX веке к хакасам пришла мода на русские кашемировые платки. Отличительной особенностью ношения этого головного убора у хакасских женщин стала особая манера подвязывания платка. Сложенная пополам по диагонали большого размера кашемировый платок повязывается плотно на лобной части головы и завязывается высоко на затылке - так, что концы платка длинными концами спускаются по спине женщины. Высокий жесткий околыш фиксируется плотной бумагой (слайд 6)

Хакасские рукавицы (мелей) шились из овчины мехом вовнутрь. Лицевая сторона украшалась растительным орнаментом, вышитым разноцветными шелковыми нитками (слайд 7)

Традиционная хакасская одежда богата разнообразием форм, отделкой и вышивкой. Это один из красивейших костюмов мира.

Проводится игра:

- Ребята, а теперь, давайте поиграем в хакасскую народную игру «Спрячь рукавицу». (под музыку).

(Выбирается водящий. Дети садятся на полу в круг с вытянутыми, слега согнутыми ногами. Водящий стоит в кругу. По знаку воспитателя сидящие быстро и не заметно для водящего передают под ногами рукавицу. Он должен угадать у кого она. Если водящий угадает, они меняются местами. А если не угадает, ребёнок, у которого рукавица, показывает её и говорит: «Чик-чик сусличинок». Игра продолжается).

4. Практический этап.

Ребята, наша гостья принесла нам одежду, но пока шла, все цвета и узоры исчезли.

-Давайте, ей поможем и раскрасим одежду хакасскими узорами.

хакасов различаются два вида орнамента – прямолинейный и криволинейный. Первый состоит из сравнительно мелких, строго геометрических узоров – полос, квадратов, треугольников, прямоугольников, ромбов. Второй орнамент включает в себя различные мотивы, ближе к растительным и рогообразным (На доске орнаменты).

-А сейчас приступаем к украшению одежды (под музыку).

5. Рефлексивно-оценочный этап.

- ребята, что мы сегодня с вами делали? Что вы сегодня узнали нового? Что вам понравилось больше всего? А научите родителей тоже рисовать хакасские узоры?

А на других занятиях я познакомлю вас с хакасскими народными сказками, загадками и играми.

- Спасибо за занятие!

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательно-речевому развитию в подготовительной группе «Одежда» Коррекционно-образовательные задачи: Уточнение, расширение и активизация словаря по теме «Одежда»; Совершенствование грамматического строя.

Конспект НОД по развитию речи «Зимняя одежда» в средней группе Конспект занятия по развитию речи на тему: Составление рассказа - описания по лексической теме «Зимняя одежда». в средней группе Цель: учить.

«Одежда». Конспект ООД по познавательному развитию в старшей группе «Одежда» Цель: • Продолжать закреплять навыки составления описательного рассказа по схеме и образцу педагога. • Расширять, активизировать.

Конспект ОД в старшей группе. Составление описательного рассказа «Одежда» Конспект ОД в старшей группе. Составление описательного рассказа по теме «Одежда». Цель: Развивать связную речь детей. Формировать обобщающего.

Конспект занятия в старшей группе «Хакасская юрта» Тема: «Хакасская юрта». Цель: создание социальной ситуации для ознакомления дошкольников с юртой посредствам изучения быта, традиций хакасского.

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Одежда» Конспект занятия по развитию речи в старшей группе по теме «Одежда» Программное содержание: 1. Обучение правильному называнию основных.

Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе «Кожа– наша одежда» Кожа– НАША ОДЕЖДА» Цель: познакомить детей с органом тела – кожей, изучить общие функции кожи, уточнить представление о значении кожи, развивать.

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему «Одежда» Познавательное развитие в старшей группе. «Одежда» «Для чего нужна людям одежда?» Цель: Развитие познавательного интереса детей. Задачи:.

Тематическая неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект по развитию речи в старшей группе «Одежда»Тематическая неделя «Одежда. Обувь. Головные уборы» Конспект по развитию речи в старшей группе «Одежда» Цель:Знакомить детей с назначением одежды. Развивать умение классифицировать виды одежды. Знакомить с профессиями портного и вязальщицы. Упражнять.

Конспект занятия на тему «Одежда» в старшей группе Конспект занятия на тему: "Одежда" в старшей группе Цель: Расширение и уточнение представлений детей об одежде. Задачи: Образовательные:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе «Хакасская одежда»
Опубликовано: 19 марта 2018 в 19:45
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе «Хакасская одежда»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Голышева (УИ 1155489) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД