Дарья Соловьева
Конспект занятия в старшей группе «Хакасская юрта»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Хакасская юрта».
Цель: создание социальной ситуации для ознакомления дошкольников с юртой посредствам изучения быта, традиций хакасского народа.
Задачи:
1. Создавать условия для развития способности связно и логично оформлять собственное высказывания.
2. Добиваться полных ответов на вопросы.
3. Создавать условия для развития познавательных процессов.
4. Познакомить детей с традициями, культурой, обычаями хакасского народа.
5. Прививать детям уважение к обычаям другого народа.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе „Хакасская юрта“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Республика Хакасия
- Старшая группа
- Юрта - жилище бурят
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Ход занятия:
Проблемная ситуация: рассыпался пазл (Юрта)
Воспитатель: что это такое? Ответы детей.
Воспитатель:хотите узнать, что это такое?Ответы детей
Воспитатель приглашает в группу. Дети под хакасскую музыку входят в группу.
Воспитатель: Изеннер. Что я сказала? Я поздоровалась на хакасском языке, давайте мы все вместе поздороваемся.
Воспитатель обращает внимание детей в уголок, украшенный под хакасскую юрту. Посередине юрты имитация очага, возле которого сидят куклы в национальной одежде. Дети рассматривают убранство: предметы быта, посуду, одежду на куклах и прочие предметы.
Воспитатель:(показ юрты) Что это такое? (ответы)
Воспитатель:Да, это юрта. Здесь живет семья. Посмотрите, кто живет в семье? (мама, папа, дед, баба, дети)
Воспитатель: как вы думаете из чего делалась юрта?
Ответы детей: Юрта – круглая, обтянутая войлоком, окон нет, посередине – очаг, крыша конусообразная, вверху отверстие для того, чтобы выходил дым.
Воспитатель: юрты бывали постоянными и переносными.
А как вы понимаете постоянными и переносными? (Ответы детей)
Воспитатель: в тайге, если устанавливалась юрта, она накрывалась с верху берестой. Юрты были разборными, потому что хакасы – народ кочевой. Они переселялись с места на место в зависимости от времени года.
Воспитатель: Что еще находится в юрте? (ответы детей)
Воспитатель: Что находится в центре юрты?
Дети: Огонь.
Воспитатель: Зачем нужен огонь? (ответы детей. На нем они готовили пищу, грелись от холода, обогревали жилище).
Воспитатель: огонь, дети, у хакасского народа особо почитался, он являлся оберегом семьи и дома. Как вы понимаете слово «оберег»? (ответы)
Воспитатель:в холод огонь согревал, в голод – кормил (люди могли себе варить еду). Очаг всегда находится в центре юрты.
Воспитатель:я вам сейчас загадаю загадки о посуде и предметах быта, которыми пользовались хакасы. Вы попробуете отгадать.
Загадки:
Стоит толстячок
Подбоченившись бочек,
Шипит и кипит
Всем чай пить велит.
(Самовар)
Черный конь
Скачет в огонь.
(Кочерга)
На стене висит, болтается,
За него всяк хватается.
(Полотенце)
Новая посуда,
А вся в дырах.
(Решето)
Воспитатель:посмотрите на наших хозяек. Скажите, как одевались раньше?
Дети: Женщины – платье, платок, Паго. Мужчины – рубаху.
Воспитатель:как украшена их одежда? Посмотрите покрой платья необыкновенный. Платье широкое, а сзади подол платья удлинен, спереди укорочен. Для того, чтобы женщинам хакаскам было удобно по траве ходить, а если нужно сесть, то подстилали подол. Вот, как и сейчас они сидят. Наши хозяйки подстелили подол им тепло и удобно. На груди у них висит украшение. Как оно называется?
Дети: Паго.
Воспитатель: а чем занимались люди в семье? (ответы)
Воспитатель: конечно, мама – готовит еду, папа – охотится, бабушка – вышивает, дедушка – охраняет очаг, а дети - играют. А вы любите играть?
Игра
Воспитатель: предложить детям создать юрту. (плакат)
Понравилось ли вам?
Что вам запомнилось больше всего?
Что нового узнали?
Воспитатель: а теперь я приглашаю вас к очагу. Давайте рассядемся и устроим щилых (хакасские посиделки, отведаем хакасское национальное блюдо талган и Хакасский национальный чай Ирбен (чай содержит витамин С и придает силу).
Играет национальный музыкальный инструмент –чатхан. Дети пьют чай из пиал.