Пильщикова Вера
Конспект НОД в старшей группе «Самовар, самоварище»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Самовар, самоварище»
Цель: Расширение кругозора детей
Задачи:
Познакомить с историей возникновения самовара; материалов, из которых его изготавливают; их внешнем виде; назначении
Воспитывать интерес к историческому наследию русского народа, традициям, культуре.
Обогащать активный словарь детей, развивать связную речь.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Самовар, самоварище“» размещена в разделах
Оборудование: обстановка русской избы, самовар, мультимедиа, русский костюм, короб, предметы быта.
Ход образовательной деятельности:
В группу приходит воспитатель в русском народном костюме, спрашивает у детей, знают ли они этот наряд, который на ней надет.
- Как называется наша страна?
- А люди, что в ней живут?
- Да, ребята, россияне издавна славились своим гостеприимством и хлебосольством. Вот и я приглашаю вас к себе, в русскую избу.
2. Дети приходят в русскую избу, рассматривают обстановку. Хозяйка обращает внимание детей на стол.
- Главное место на кухне занимает стол. Проходите, гости дорогие, присаживайтесь. Посидим рядком, поговорим ладком. Ну что же это я, гости в доме, а стол пуст. Одна важная вещь всегда присутствовала на столе в каждом доме издавна.
Загадка: Стоит толстячок, подбоченивши бочок,
Шипит и кипит, всем пить чай велит. (самовар)
- Что значит самовар? (сам варит)
- Что варит? (воду)
(Воспитатель ставит на стол самовар, дети рассматривают, отмечают из каких частей состоит и какую функцию выполняет та или иная часть)
Воспитатель знакомит детей с самоваром с использованием слайдов.
- Самые первые самовары появились очень давно, в городе Туле. Они были большие, похожие на грубоватые горшки и чайники. И приготовить чай было дело не простое. Внутри самовара был «кувшин», туда засыпали угли, сверху надевали трубу. Раздуют угли, самовар закипит – трубу снимают и закрывают крышкой. Угли гаснут, но долго еще хранят тепло.
Самовары делали самые разные : большие на шесть ведер, с несколькими кранами и совсем маленькие на один - два стакана.
Приобретение самовара считалось большим событием и очень ценной вещью. Относились к нему очень бережно, содержали в чистоте, следили, чтобы блестел. Для этого начищали кирпичом и уксусом.
Пышащий, блестящий самовар располагал к беседе, за чаем решались важные семейные дела.
Существовали различные самовары :
- Дорожный - сундучок с ручкой, с откидными ножками и отсеками для хранения чая и сахара.
- Поющий – внутрь вмонтирован механизм. Если его завести, то чаепитие сопровождалось музыкой.
- В разных местах по своему расписывались самовары : где – то под Хохлому, а где –то под Гжель.
- Я буду угощать вас чаем из современного самовара. Люди пьют чай очень давно, этот замечательный напиток: и вкусный, и полезный, и хорошо утоляет жажду. Недаром говорят: «Попьешь чайку – забудешь тоску». Пока заваривается чай, пройдем на лужок, соберемся в кружок.
Проводится русская народная игра «Воевода»
Пока дети играют, в избу вносится берестяной короб с предметами быта. Дети отгадывают загадки, а отгадки ищут в коробе.
- Кто не равнодушен к чаю
Приглашаю к самовару!
Дети пьют чай, обсуждают наиболее запомнившиеся моменты
Рефлексия: Что больше всего запомнилось? Какой самовар хотел бы приобрести и почему?