Любовь Филиппова
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Признаки весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе "Признаки весны"
Цели: уточнить признаки весны; учить передавать в рисунке картины природы; упражнять в красивом расположении изображения на листе; закрепить знания о разных временах года; развивать представления о свойствах льда, эстетическое восприятие; формировать представление о весне как периоде пробуждения природы; показать зависимость роста растения от изменения в живой природе, связанных с приходом весны (увеличение количества света и тепла, таяние снега, питание водой земли, корней растений); закрепить название первых весенних цветов.
Публикация «Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе „Признаки весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Признаки весны
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2014
Материалы и оборудование: куклы гостьи, иллюстрации с изображением весны, весенних цветов, птиц; серия картинок «Времена года», лед в маленьких пакетиках по количеству детей, листы бумаги для рисования, кисти, гуашь, салфетки, непроливайки.
Содержание образовательной деятельности
Воспитатель. Послушайте стихотворение Юнны Мориц «Весна»
Динь! Дон!
Динь! Дон!
Это что за нежный звон?
Это пролесок-подснежник
Улыбается сквозь сон!
Это чей пушистый луч
Так щекочет из-за туч,
Заставляя малышей
Улыбаться до ушей?
Это чья же теплота,
Чья такая доброта
Заставляет улыбаться
Зайца, курицу, кота?
И по какому поводу?
Идет весна
По городу!
И у пуделя - улыбка!
И в аквариуме рыбка
Улыбнулась из водицы
Улыбающейся птице!
Вот и получается,
Что не помещается
На одной странице
Улыбка необъятная, -
До чего приятная!
Вот такой длины,
Вот такой ширины!
И по какому поводу?
Идет весна
По городу!
Весна Мартовна Подснежникова,
Весна Апрелевна Скворешникова,
Воспитатель. Посмотрите, какие гости к нам пришли. (Воспитатель ставит на стол три куклы, украшенные цветами, птицами, ягодами черешни). Почему автор дал весне такие имена : Мартовна Подснежникова, Апрелевна Скворешникова, Маевна Черешникова? (Имя – название весеннего месяца, а отчество – название главного признака этого месяца).
Воспитатель. Когда распускаются подснежники? (В марте)
Воспитатель. Когда прилетают скворцы? (В апреле)
Воспитатель. Когда спеет черешня? (В мае)
Воспитатель. Предлагаю познакомиться с весенними гостьями – Мартовной Подснежниковой, Апрелевной Скворешниковой, Маевной Черешниковой!
Воспитатель. Ребята, скажите, как называется первый весенний месяц? А в народе называли его «утром года». Почему? Праздновали встречу весны всегда. Собиралась весна давно в дорогу, так приди же, приди, просили люди. Дети закликали весну, забравшись повыше на изгородь или крышу сарая. Ребята, я предлагаю вам стать и тоже позвать весну.
Дети зовут весну.
Приди к нам, весна, с радостью!
С великой к нам милостью!
Ау, ау, аукаем,
Весну приаукиваем.
Март, март –
Солнцу рад!
Апрель, апрель
Откроет дверь.
Май, май,
Сколько хочешь, гуляй!
Воспитатель. Но весна неторопливо разворачивает свое шествие. Ребята, как мы узнаем, что идет весна? Кто назовет первые весенние приметы? (Солнце высоко, светит ярче; день становиться длиннее; небо голубое, ясное; сосульки, снег, тают, снег чернеет; звенит капель). В народе март называют капельником. Кто знает, почему? Отгадайте загадку: «Белая морковка весною растет». Как вы догадались, что это сосулька? Про сосульку есть шаловливая песенка. Споем её.
Шаловливые сосульки сели на карниз.
Шаловливые сосульки посмотрели вниз.
Посидели. Чем заняться?
Стали каплями кидаться.
Целый день идет трезвон:
Кап – кап, динь –дон!
Воспитатель. Ребята, я хочу вам что-то показать. Что это? (Воспитатель показывает детям целлофановый пакетик со льдом, сосульками). Правильно, это лед. Сейчас мы с ним немного поиграем. Но сначала предлагаю разогреть наши ладошки.
Воспитатель. Ребята, подойдите все к столу. На столе лежат пакетики со льдом. Потрогайте, какой лед на ощупь? (твердый, холодный). Лед холодный, а ваши ладошки какие? (Теплые). Лед холодный, а ладошки теплые. Ребята, предлагаю вам погреть лед в ладошках и посмотреть, что же получится.
Дети греют лед в ладошках, появляется вода.
Воспитатель. Откуда взялась вода? (Из льда получилась вода). А лед остался таким же, как был? (Кусочки стали маленькими). Во что превращается лед, если его погреть? (В воду).
Воспитатель. Ребята, посмотрите на доску, я нарисовала кусочек льда. А кто нарисует то, что получается из льда, если его согреть?
Ребенок рисует на доске лужу воды.
Воспитатель. Правильно, из льда получается вода. Чтобы было понятно нарисуем стрелку от кусочка льда к луже воды. А когда лед тает? (Когда тепло). Когда можно увидеть лед? (Зимой). А что ещё можно увидеть зимой? (Снег). А когда лед, снег начинают таить? (Весной). После весны какое время года наступает? (Лето). Какие приметы лета вы знаете? (Летом тепло, цветы цветут, можно купаться). А после лета какое время года наступает? (Осень). Молодцы! А теперь все садитесь и посмотрите на картинки: скажите какое время года нарисовано на каждой картинке.
Воспитатель. Ребята, когда весною снег тает, то что мы видим? (Землю). Какая же она будет после зимы, появившись из-под снега? (Черной, мокрой). А где же трава? Как выглядят деревья? Что с ними происходит? (Вода питает землю, корни растений и деревьев, наполняет их влагой, питательными веществами).Что можно заметить? (На ветках деревьев набухают почки, появляются первые весенние цветы, кое-где пробивается трава). Вся природа как будто пробуждается от долгого зимнего сна. Какие вы знаете первые весенние цветы? (Подснежники, мать-и-мачеха, хохлатка). Предлагаю посмотреть на картинки и определить: где, какой цветок?
Воспитатель. А сейчас, я предлагаю вам, ребята, исполнить хоровод «Как весна с зимою». Придет весна, просохнут полянки, и начинают парни с девчатами хороводы водить, весну славить.
Дети водят хоровод.
Как весна с зимою повстречалися.
Как зима с весною распрощалися.
Ай, люли-люли, повстречалися.
Ай, люли-люли, распрощалися.
Как весна ручьями разливалася,
Как весна цветами распускалася.
Как вставало рано солнце красное.
Как светило людям оно ласково.
Как весну мы славим за ее дела.
Слава ей, что нам тепло дала.
Воспитатель. Какие стихи о весне вы знаете?
«Весна»
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают
Под её ногами.
Черные проталины
На полях видны.
Верно, очень теплые
Ноги у весны.
Д. Годин
«Солнышко»
Вышло солнце из-за тучи
И нагрело снег скрипучий.
Снег задумался чуть-чуть
И ручьем пустился в путь.
Снег устал лежать в сугробах –
Догони его попробуй.
Н. Полякова
Воспитатель. О каких признаках весны рассказывают авторы в этих стихах?
Воспитатель. Предлагаю нарисовать картинку на тему «Пришла весна. Прилетели птицы». Подумайте, как расположить лист бумаги и изображения на нем. Что можно нарисовать? (Деревья, проталины, солнце, птиц, гнезда и так далее).
Дети рисуют, воспитатель помогает детям советом и подбором цвета красок.
Воспитатель: Рассмотрите рисунки на нашей выставке и выберите самые выразительные и аккуратные. Почему понравился именно этот рисунок? Что там изображено?
Воспитатель. Чем мы сегодня занимались? Что нового вы узнали? Понравилось ли вам играть со льдом?
Воспитатель. А теперь предлагаю попрощаться с весенними гостьями Мартовной Подснежниковой, Апрелевной Скворешниковной и Маевной Черешниковной!