Приложение МААМ

Конспект НОД в старшей группе по теме «Право на имя» (1 фото)

Светлана Николаевна Пучкова
Конспект НОД в старшей группе по теме «Право на имя»
▼ Скачать + Заказать документы

Цель: Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя.

Задачи:

Формировать у детей элементарные представления о правах.

Сформировать представление о том, кого называют тёзкой, расширить знания о понятии «отчество».

Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества от имен собственных. Познакомить с ласковыми именами.

Публикация «Конспект НОД в старшей группе по теме „Право на имя“» размещена в разделах

Развивать связную речь детей.

Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважение к мнению другого человека, помочь осмыслить различия и сходства между людьми, развивать чувство коллективизма.

Воспитывать дружелюбие.

Словарная работа: «Конвенция»,"Конституция" право, тёзка, отчество, фамилия, имя,земной шар.

Интеграция образовательных областей. Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Материал и оборудование: Конституция, Конвенция о правах ребенка. Документ - свидетельство о рождении, листы бумаги с изображением силуэта человека, карандаши, мяч, мягкая игрушка, мольберт, иллюстрация «Права ребенка». Плакат с коллективной аппликацией «Земной шар». Изображения сказочных героев.

Предварительная работа: Знакомство с Конвенцией о правах ребенка на занятиях, примеры прав ребенка из жизни, чтение сказок и анализ соблюдения прав героев сказок. Беседы с детьми о том, как зовут их родителей, бабушек, дедушек, родственников. Дидактическая игра «Назови ласково». Изготовление аппликации «Земной шар» методом обрывной аппликации.

Ход занятия

Воспитатель. Ребята, 1 июня отмечается замечательный праздник – Международный День защиты детей. Он отмечается более чем в 30 странах мира. Это праздник детей, день их защиты, день, побуждающий взрослых думать о детях. Ребята, как вы думаете, от кого нужно защищать детей? (от взрослых, которые нарушают права детей). А вы знаете, какие у вас есть права?

Педагог обращает внимание детей на стенд с картинками, на которых изображены права детей (по этим картинкам желательно провести предварительную работу). Дети называют основные права детей: право на имя, право на семью, на медицинскую помощь, на бесплатное образование и др.)

Конспект НОД в старшей группе по теме «Право на имя»

Воспитатель читает стихотворение:

Знают взрослые и дети,

Да и вам узнать пора,

Что у всех на белом свете

Есть законные права.

И не важно, где живёшь ты,

Кто богаче, кто бедней,

И какого цвета кожа -

Право ты имеешь то же,

Что и каждый из людей.

Ребенок читает стихотворение

Каждый ребёнок право имеет

Лечиться в больнице, если болеет,

Право на питание, на образование,

Право на внимание, на место проживания,

Право имеет на имя красивое,

На радость, на счастье, на детство счастливое.

Воспитатель: Все правила для взрослых записаны в книге, которая называется Конституцией Российской Федерации. Это – основной закон нашей страны. В этой книге записаны права и обязанности граждан: права на труд, отдых, образование, охрану здоровья; запрещение детского труда и др. Все права детей записаны в Конвенции о правах ребенка.

Воспитатель обращает внимание на плакат с изображением земного шара.

- Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более 200 наций. Все люди похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди все разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.

Дети, как вы думаете, чем отличаются люди? (Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.)

- У каждого человека есть еще что-то такое, чего нельзя увидеть, но это также отличает его от других. Я загадаю загадку, а вы догадайтесь, о чём она.

Воспитатель загадывает загадку:

Нас не было – оно было,

Нас не будет – оно будет,

Никто ни у кого его не видел,

А у всех оно есть.

И у мамы есть, и у папы есть,

У дочки есть, у внучки есть,

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать. (Имя.)

Воспитатель: Правильно, ребята, это имя. А вы знаете, что такое – имя? Это особенное слово - собственное название каждого человека. И сегодня на занятии мы с вами поговорим о праве на имя. Я хочу показать вам документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку и называется - свидетельство о рождении, в котором записаны фамилия, имя, отчество ребенка и его родителей. Имя есть у каждого ребенка. Иногда ребенка называют так, как дедушку или бабушку. А иногда очень долго выбирают среди разных имен.

Интерес к имени во все времена не случаен: «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Дети, а у вас есть имя?

Игра «Представься». Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, тот, у кого окажется мяч, должен сказать «Меня зовут….».

- Может ли человек жить без имени? (Нет.)

- Почему? (Ответы детей.)

- Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда вы знакомитесь с кем-то или приходите первый раз куда-то - это имя. Ваше имя записывают в детском саду, больнице, школе, кружках, секциях и других местах. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.

- Ребята, а есть ли в нашей группе дети с одинаковыми именами? Да, правильно, два человека с одинаковыми именами (воспитатель называет и показывает детей с одинаковыми именами). Дети, а вы знаете, как называют людей с одинаковыми именами? Их называют тёзка. Тезки – это люди, которые имеют одинаковые имена, но совершенно не похожи друг на друга.

- А теперь давайте немного отдохнем.

Физкультминутка «Буратино»

Буратино потянулся,

Раз — нагнулся,

Два — нагнулся,

Три — нагнулся.

Руки в стороны развел, движения в соответствии с текстом

Ключик, видно, не нашел. жест сожаления

Чтобы ключик нам достать, повороты вправо – влево, руки на поясе

Нужно на носочки встать. встать на носочки, руки вверх и потянуться, имитация как будто тянемся за ключиком

Воспитатель. А вы знаете, что имя может расти? Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растёте и вместе с вами растёт ваше имя. Детей, пока они маленькие, называют только по имени, а когда они повзрослеют, их начинают называть по отчеству. Вы знаете, что такое отчество? Это имя папы. Отчества у людей образуются от имени отца. Традиция давать отчество по имени отца появилась в далекие времена, потому что отец был кормильцем и главой семьи. Например, если у Данила папу зовут Андрей, то он будет Данилом Андреевичем. Сережа, а какое у тебя отчество? Как зовут по имени и отчеству твоих родителей? Но в старину были случаи, когда давали отчества по матери, если мать была кормилицей и главой семьи. Например, Павел – сын Анастасии, назывался Павел Анастасьич. Ангелина, придумай, как бы звучало твое отчество по матери? А какое отчество получат твои дети?

Воспитатель показывает детям куклу:

- Дети, посмотрите, эту куклу зовут Таня, но ей нравится, когда ее называют ласково Танюша. А как вас ласково называют дома? Давайте поиграем в игру «Назови ласково» (дети выходят на коврик, встают полукругом, берут в руки куклу и представляются ей, называя свое имя в уменьшительно-ласкательной форме. Например: «Мне нравится, когда меня называют Викуля». После игры дети садятся на свои места).

Загадывание литературной загадки К. Чуковского:

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Захотели сладкого сахарного пряничка.

Бабушка по улице старенькая шла,

Девочкам по денежке бабушка дала.

Марьюшке - копеечку,

Марусеньке - копеечку,

Машеньке - копеечку,

Манечке - копеечку, -

Вот какая добрая бабушка была!

Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка

Побежали в лавочку и купили пряничка.

И Кондрат задумался, глядя из угла:

Много ли копеечек бабушка дала?

Ответы детей.

(Правильный ответ - бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка - одна и та же девочка) .

Воспитатель. Можно ли искажать имя? Или давать обидные прозвища? (нет) Как вы думаете, почему?

Подвести к выводу, что у каждого ребенка есть свое имя и обидное изменение этого имени будет нарушением права.

- У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребятки, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?

•Не дразниться.

•Не придумывать клички.

•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.

•К взрослым обращаться по имени, отчеству.

- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.

- Потому что, каждому человеку дорого свое имя, для него это самое приятное слово. Человек и его имя почти неразделимы. Поэтому для того, чтобы ваше имя уважали и любили другие, надо самому быть хорошим, т. е. уважать и любить других людей и стараться совершать только хорошие поступки.

Ребенок читает стихотворение.

Много нас живет на свете,

Только все мы вместе – дети!

И куда ни бросишь взгляд,

Дружат Саша и Азат,

Дружат Таня и Белая,

Гуля дружит и Руслан.

Звучат гордо имена:

Рома, Люба, Медина,

Оля, Люда, Алия

Вместе – дружная семья!

/О. Данилова/

- Воспитатель обращает внимание детей на изображения сказочных героев на мольберте: Ребята, посмотрите на этих сказочных героев. Они с разными чертами характера, поведения. У них разные имена. А кто объяснит, почему их так назвали?

Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет.

Снегурочка – девочка из снега.

Незнайка – мальчик, который ничего не знает.

Дюймовочка - девочка размером с дюйм.

Белоснежка – девушка, белая, как снег.

Золушка – от слова зола.

- Каждое имя имеет свое значение. И к выбору имени нужно относиться серьезно и ответственно. А вы знаете, что обозначают ваши имена? (рассказать о значении имен детей).

- Воспитатель: На ваших столах лежат листы бумаги и карандаши, я сейчас вам раздам шаблоны с изображением человечка, а вам нужно этот шаблон обвести, дорисовать глаза, нос, рот, уши, волосы, одежду, обувь, все то, что есть у человека. Когда ваш человечек будет готов, вы дадите ему имя.

(Дети выполняют задание, сидя за столами).

- Давайте посмотрим, что же у вас получилось, очень хорошие человечки, покажите их нашим гостям.

- Вы создали нового человечка и дали ему имя. Это имя у него никто не имеет права отнять. А теперь давайте приклеим наших человечков на земной шар. Они будут здесь жить в мире и дружбе.

Итог занятия.

- Наше занятие заканчивается. Скажите, о чем вы сегодня узнали? О каком праве вы узнали? Как называется основной документ, где записаны ваши права? (Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении, значении имён, отчеств.)

- Какие правила нужно соблюдать, чтобы не нарушать право других детей на имя?

Много разных законов, ребята, защищают вашу жизнь и дают вам право на счастливое и радостное детство. И надо помнить о правах каждого ребёнка и, конечно, их не нарушать.

Всем спасибо. Занятие окончено.

Публикации по теме:

«Мы тоже имеем право». Развлечение в старшей группе Цель: Уточнять полученные представления детей о правах ребенка в соответствии со статьями Конвенции о правах ребенка. Задачи: Развивающие:.

Конспект конкурса по правовому воспитанию для старшей группы «Каждый ребенок имеет право» Цель: закрепить знания дошкольников о Конвенции, о правах ребенка. Развивать у детей правовое сознание, развивать в детях уверенность в.

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Право на любовь и заботу, игру, образование» Программное содержание - познакомить детей с их правом на любовь и заботу; - расширить представления о важности периода детства; - дать.

Конспект НОД в старшей группе по теме «Рыбы» Цель: формирование у детей представления о рыбах, как о живых существах, живущих в воде; Задачи: Образовательные: 1. Учить выделять характерные.

Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ «Право на жильё и неприкосновенность жилища»Конспект НОД в старшей группе с использованием ИКТ «Право на жильё и неприкосновенность жилища» Цель НОД: «Формирование правового сознания у детей старшего дошкольного возраста». Задачи: Обучающая: закрепить знание прав ребенка на имя,.

Конспект НОД во второй младшей группе «Дети имеют право»Конспект НОД во второй младшей группе «Дети имеют право» Цель: дать детям общее представление об их правах, воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим. Ход Воспитатель входит с детьми.

Конспект занятия для старшей группы «Право ребенка на жизнь»Конспект занятия для старшей группы «Право ребенка на жизнь» Цель занятия: - Формировать у детей элементарные представления о правах детей. Задачи: - Расширять представления детей о значении имени,.

Конспект занятия по правам ребёнка в старшей группе «Право на жизнь без насилия» Программное содержание: *формировать позитивное отношение к окружающему миру, понимание того, что все дети имеют право на жизнь без насилия.

Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы «Право на имя»Непосредственно образовательная деятельность для детей старшей группы «Право на имя» Образовательная деятельность в старшей группе (подгруппа детей 10 чел.) Тема:"Право на имя" Цель: создание игровой ситуации для закрепления.

Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя» Проект по правовому воспитанию в старшей группе «Право ребёнка на имя». «Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе по теме «Право на имя»
Опубликовано: 30 мая 2016 в 20:25
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе по теме «Право на имя»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Николаевна Пучкова (УИ 299081) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Календарь
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД