Светлана Николаевна Пучкова
Конспект НОД в старшей группе по теме «Право на имя»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя.
Задачи:
Формировать у детей элементарные представления о правах.
Сформировать представление о том, кого называют тёзкой, расширить знания о понятии «отчество».
Обогащать, активизировать, расширять словарь по теме. Упражнять в образовании существительных с уменьшительно- ласкательными суффиксами, полных имён, отчества от имен собственных. Познакомить с ласковыми именами.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по теме „Право на имя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2016
Развивать связную речь детей.
Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважение к мнению другого человека, помочь осмыслить различия и сходства между людьми, развивать чувство коллективизма.
Воспитывать дружелюбие.
Словарная работа: «Конвенция»,"Конституция" право, тёзка, отчество, фамилия, имя,земной шар.
Интеграция образовательных областей. Речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.
Материал и оборудование: Конституция, Конвенция о правах ребенка. Документ - свидетельство о рождении, листы бумаги с изображением силуэта человека, карандаши, мяч, мягкая игрушка, мольберт, иллюстрация «Права ребенка». Плакат с коллективной аппликацией «Земной шар». Изображения сказочных героев.
Предварительная работа: Знакомство с Конвенцией о правах ребенка на занятиях, примеры прав ребенка из жизни, чтение сказок и анализ соблюдения прав героев сказок. Беседы с детьми о том, как зовут их родителей, бабушек, дедушек, родственников. Дидактическая игра «Назови ласково». Изготовление аппликации «Земной шар» методом обрывной аппликации.
Ход занятия
Воспитатель. Ребята, 1 июня отмечается замечательный праздник – Международный День защиты детей. Он отмечается более чем в 30 странах мира. Это праздник детей, день их защиты, день, побуждающий взрослых думать о детях. Ребята, как вы думаете, от кого нужно защищать детей? (от взрослых, которые нарушают права детей). А вы знаете, какие у вас есть права?
Педагог обращает внимание детей на стенд с картинками, на которых изображены права детей (по этим картинкам желательно провести предварительную работу). Дети называют основные права детей: право на имя, право на семью, на медицинскую помощь, на бесплатное образование и др.)
Воспитатель читает стихотворение:
Знают взрослые и дети,
Да и вам узнать пора,
Что у всех на белом свете
Есть законные права.
И не важно, где живёшь ты,
Кто богаче, кто бедней,
И какого цвета кожа -
Право ты имеешь то же,
Что и каждый из людей.
Ребенок читает стихотворение
Каждый ребёнок право имеет
Лечиться в больнице, если болеет,
Право на питание, на образование,
Право на внимание, на место проживания,
Право имеет на имя красивое,
На радость, на счастье, на детство счастливое.
Воспитатель: Все правила для взрослых записаны в книге, которая называется Конституцией Российской Федерации. Это – основной закон нашей страны. В этой книге записаны права и обязанности граждан: права на труд, отдых, образование, охрану здоровья; запрещение детского труда и др. Все права детей записаны в Конвенции о правах ребенка.
Воспитатель обращает внимание на плакат с изображением земного шара.
- Наша земля очень большая, на ней живут миллиарды людей, более 200 наций. Все люди похожи: у каждого есть своё тело, лицо. Но в тоже время люди все разные, они отличаются друг от друга, каждый человек неповторим.
Дети, как вы думаете, чем отличаются люди? (Ростом, возрастом, цветом кожи, волос, глаз, формой носа, рта, походкой.)
- У каждого человека есть еще что-то такое, чего нельзя увидеть, но это также отличает его от других. Я загадаю загадку, а вы догадайтесь, о чём она.
Воспитатель загадывает загадку:
Нас не было – оно было,
Нас не будет – оно будет,
Никто ни у кого его не видел,
А у всех оно есть.
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, у внучки есть,
Чтобы его узнать,
Надо вслух назвать. (Имя.)
Воспитатель: Правильно, ребята, это имя. А вы знаете, что такое – имя? Это особенное слово - собственное название каждого человека. И сегодня на занятии мы с вами поговорим о праве на имя. Я хочу показать вам документ, который есть у каждого человека, он выдается после рождения каждому родившемуся ребенку и называется - свидетельство о рождении, в котором записаны фамилия, имя, отчество ребенка и его родителей. Имя есть у каждого ребенка. Иногда ребенка называют так, как дедушку или бабушку. А иногда очень долго выбирают среди разных имен.
Интерес к имени во все времена не случаен: «Как тебя зовут?» - с этого вопроса начинается знакомство с каждым ребенком, которого привели в детский сад. Дети, а у вас есть имя?
Игра «Представься». Дети стоят по кругу, воспитатель бросает мяч, тот, у кого окажется мяч, должен сказать «Меня зовут….».
- Может ли человек жить без имени? (Нет.)
- Почему? (Ответы детей.)
- Человек живет среди людей и ему необходимо общаться с ними, а при общении люди называют друг друга по имени. Первое, что спрашивают, когда вы знакомитесь с кем-то или приходите первый раз куда-то - это имя. Ваше имя записывают в детском саду, больнице, школе, кружках, секциях и других местах. Имя играет большую роль в жизни людей. Без имени нельзя обойтись. Люди ценят свои имена, через всю жизнь проносят имя. Человека можно лишить всех богатств, всех прав, но нельзя лишить имени.
- Ребята, а есть ли в нашей группе дети с одинаковыми именами? Да, правильно, два человека с одинаковыми именами (воспитатель называет и показывает детей с одинаковыми именами). Дети, а вы знаете, как называют людей с одинаковыми именами? Их называют тёзка. Тезки – это люди, которые имеют одинаковые имена, но совершенно не похожи друг на друга.
- А теперь давайте немного отдохнем.
Физкультминутка «Буратино»
Буратино потянулся,
Раз — нагнулся,
Два — нагнулся,
Три — нагнулся.
Руки в стороны развел, движения в соответствии с текстом
Ключик, видно, не нашел. жест сожаления
Чтобы ключик нам достать, повороты вправо – влево, руки на поясе
Нужно на носочки встать. встать на носочки, руки вверх и потянуться, имитация как будто тянемся за ключиком
Воспитатель. А вы знаете, что имя может расти? Имя сопровождает человека всю жизнь. Вы растёте и вместе с вами растёт ваше имя. Детей, пока они маленькие, называют только по имени, а когда они повзрослеют, их начинают называть по отчеству. Вы знаете, что такое отчество? Это имя папы. Отчества у людей образуются от имени отца. Традиция давать отчество по имени отца появилась в далекие времена, потому что отец был кормильцем и главой семьи. Например, если у Данила папу зовут Андрей, то он будет Данилом Андреевичем. Сережа, а какое у тебя отчество? Как зовут по имени и отчеству твоих родителей? Но в старину были случаи, когда давали отчества по матери, если мать была кормилицей и главой семьи. Например, Павел – сын Анастасии, назывался Павел Анастасьич. Ангелина, придумай, как бы звучало твое отчество по матери? А какое отчество получат твои дети?
Воспитатель показывает детям куклу:
- Дети, посмотрите, эту куклу зовут Таня, но ей нравится, когда ее называют ласково Танюша. А как вас ласково называют дома? Давайте поиграем в игру «Назови ласково» (дети выходят на коврик, встают полукругом, берут в руки куклу и представляются ей, называя свое имя в уменьшительно-ласкательной форме. Например: «Мне нравится, когда меня называют Викуля». После игры дети садятся на свои места).
Загадывание литературной загадки К. Чуковского:
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Захотели сладкого сахарного пряничка.
Бабушка по улице старенькая шла,
Девочкам по денежке бабушка дала.
Марьюшке - копеечку,
Марусеньке - копеечку,
Машеньке - копеечку,
Манечке - копеечку, -
Вот какая добрая бабушка была!
Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка
Побежали в лавочку и купили пряничка.
И Кондрат задумался, глядя из угла:
Много ли копеечек бабушка дала?
Ответы детей.
(Правильный ответ - бабушка дала только одну копеечку, так как Марьюшка, Марусенька, Машенька и Манечка - одна и та же девочка) .
Воспитатель. Можно ли искажать имя? Или давать обидные прозвища? (нет) Как вы думаете, почему?
Подвести к выводу, что у каждого ребенка есть свое имя и обидное изменение этого имени будет нарушением права.
- У вас у всех есть право на имя, а какие правила, ребятки, необходимо соблюдать, чтобы не нарушать это право?
•Не дразниться.
•Не придумывать клички.
•Обращаться друг к другу вежливо, ласково.
•К взрослым обращаться по имени, отчеству.
- Если нарушил правило, то обязательно извиниться и попросить прощения.
- Потому что, каждому человеку дорого свое имя, для него это самое приятное слово. Человек и его имя почти неразделимы. Поэтому для того, чтобы ваше имя уважали и любили другие, надо самому быть хорошим, т. е. уважать и любить других людей и стараться совершать только хорошие поступки.
Ребенок читает стихотворение.
Много нас живет на свете,
Только все мы вместе – дети!
И куда ни бросишь взгляд,
Дружат Саша и Азат,
Дружат Таня и Белая,
Гуля дружит и Руслан.
Звучат гордо имена:
Рома, Люба, Медина,
Оля, Люда, Алия
Вместе – дружная семья!
/О. Данилова/
- Воспитатель обращает внимание детей на изображения сказочных героев на мольберте: Ребята, посмотрите на этих сказочных героев. Они с разными чертами характера, поведения. У них разные имена. А кто объяснит, почему их так назвали?
Дети: Айболит – лечит тех, кто болеет.
Снегурочка – девочка из снега.
Незнайка – мальчик, который ничего не знает.
Дюймовочка - девочка размером с дюйм.
Белоснежка – девушка, белая, как снег.
Золушка – от слова зола.
- Каждое имя имеет свое значение. И к выбору имени нужно относиться серьезно и ответственно. А вы знаете, что обозначают ваши имена? (рассказать о значении имен детей).
- Воспитатель: На ваших столах лежат листы бумаги и карандаши, я сейчас вам раздам шаблоны с изображением человечка, а вам нужно этот шаблон обвести, дорисовать глаза, нос, рот, уши, волосы, одежду, обувь, все то, что есть у человека. Когда ваш человечек будет готов, вы дадите ему имя.
(Дети выполняют задание, сидя за столами).
- Давайте посмотрим, что же у вас получилось, очень хорошие человечки, покажите их нашим гостям.
- Вы создали нового человечка и дали ему имя. Это имя у него никто не имеет права отнять. А теперь давайте приклеим наших человечков на земной шар. Они будут здесь жить в мире и дружбе.
Итог занятия.
- Наше занятие заканчивается. Скажите, о чем вы сегодня узнали? О каком праве вы узнали? Как называется основной документ, где записаны ваши права? (Каждый ребёнок имеет право на собственное имя. Узнали о происхождении, значении имён, отчеств.)
- Какие правила нужно соблюдать, чтобы не нарушать право других детей на имя?
Много разных законов, ребята, защищают вашу жизнь и дают вам право на счастливое и радостное детство. И надо помнить о правах каждого ребёнка и, конечно, их не нарушать.
Всем спасибо. Занятие окончено.