Алия Канипова
Конспект НОД в старшей группе «По следам сказок А. С. Пушкина»
Конспект НОД в старшей группе «Сказки А. С. Пушкина»
Цель:
Формирование речи через воспитание чувства красоты, любознательности, храбрости и верности, приобщая детей к нравственным ценностям, накопленным веками народами нашей страны.
Задачи:
1. Воспитывать познавательный интерес, чувство уважения к великим людям России, чувства гордости за свою страну. Воспитывать доброжелательное отношение и интерес детей к творчеству русского поэта А. С. Пушкина.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „По следам сказок А, С, Пушкина“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Пушкин А.С. Конспекты занятий
- Пушкин, Александр Сергеевич
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
2. Развивать у детей творческие способности, внимание, мышление, память. Создать эмоционально-благоприятную обстановку на занятии. Развитие у детей сотрудничества, взаимопомощи при решении поставленных задач.
3. Учить правильно и полностью отвечать на вопросы воспитателя; слушать и понимать заданный вопрос. Продолжать учить выразительно рассказывать отрывки из сказок. Формировать связную речь, обогащать и активизировать словарь по теме. Закрепить знания детей о произведениях А. С. Пушкина.
Предварительная работа:
Беседы о жизни А. С. Пушкина, о разных видах сказок, чтение сказок, заучивание наизусть эпизодов из сказок А. С. Пушкина.
Демонстрационный материал:
Сундук, письмо, портрет А. С. Пушкина, блюдо с яблоком, ларец с сюрпризом, волшебная книга, волшебное зеркальце, конверт с заданием, свиток.
Ход НОД
Воспитатель с детьми обращает внимание на сундук, находящийся в группе :
- Ребята, вы заметили что-нибудь необычное в нашей группе?
Дети:
- Да, здесь появился сундук и какой-то конверт.
Воспитатель:
- Интересно, что бы это значило? Как нам узнать, что находится в конверте и зачем нам нужен этот сундук?
Дети:
- В таких конвертах обычно отправляют письма.
- Можно открыть конверт и прочитать письмо.
- Можно открыть сундук и посмотреть, что в нем лежит.
Воспитатель (открывает конверт, достаёт портрет С. Пушкина и письмо) :
• Ничего не понимаю, здесь чей-то портрет и письмо.
Дети:
- Это Александр Сергеевич Пушкин.
Воспитатель:
• Кто такой А. С. Пушкин?
Дети:
- Это русский поэт.
Воспитатель:
• Правильно, А. С. Пушкин — русский поэт, он родился в Москве в 1799 году. А вы знаете, кто воспитывал маленького Сашу?
Дети:
- Бабушка и няня Арина Родионовна.
Воспитатель:
• Верно, няня Пушкина была искусной сказочницей и рассказчицей. Она часто рассказывала маленькому Саше сказки, которые слышала или сочиняла сама.
Именно ее сказки очаровали будущего поэта, и благодаря этому за период своего творчества А. С. Пушкин написал семь сказок. Какие сказки Пушкина вы знаете?
Дети:
- «Сказка о попе и работнике его Балде».
- «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди».
- «Сказка о рыбаке и рыбке».
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
- «Сказка о золотом петушке».
Воспитатель:
• Прочитаем письмо: «Приглашаю вас в путешествие по моим сказкам. Если вы удачно пройдете испытания, то сможете открыть волшебный ларец с сюрпризом. А поможет вам блюдо с наливным яблочком, которое спрятано в сундуке». Теперь все понятно. Что мы решим? Отправимся в путешествие или останемся в группе?
Дети:
- Да, мы хотим отправиться в путешествие.
Воспитатель:
-Тогда открываем сундук.
(Звучит музыкальная заставка. Дети достают блюдо с яблоком, ларец с сюрпризом, книгу, зеркальце, конверт с заданием, свиток).
Воспитатель:
- Вы узнали предметы?
Дети:
- Да, эти предметы встречались в сказках.
Воспитатель:
- Как наливное яблочко нам поможет понять что с ними делать?
Дети:
- В сказках катают яблочко по блюду и оно показывало все, о чем просят.
- Если мы будем катать яблоко по блюду, то все поймем.
(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем катят яблоко по блюду и оно останавливается около конверта.)
Воспитатель:
- А вот и первое испытание.
1.
1. "Вопрос — ответ». (Конверт с вопросами.)
Воспитатель:
- Я буду задавать вопросы по порядку, а вы отвечайте.
- Кто придумывает, сочиняет сказки?
Дети:
- Писатели, поэты.
Воспитатель:
• Какие бывают сказки?
Дети:
- Авторские, народные.
Воспитатель:
• Кто может быть героем сказки?
Дети:
- Люди, звери, птицы, явления природы, предметы.
Воспитатель:
• Что бывает в сказках?
Дети:
- Чудеса, превращения, волшебство.
Воспитатель:
- Назовите любую пословицу о сказках.
Дети:
- Сказка - ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок.
Воспитатель:
-Что кричал петушок, сидя на спице?
Дети:
- Кире-ку-ку! Царствуй, лежа на боку!
Воспитатель:
• Чем расплачивался поп с Балдой?
Дети:
- Щелчками.
Воспитатель:
• Сколько раз старик закидывал невод в море?
Дети:
- Три.
Воспитатель:
- Как золотая рыбка наказала старуху?
Дети:
- Старуха осталась у разбитого корыта.
Воспитатель:
- Первое испытание преодолели! Что же ждет нас дальше?
(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем катят яблоко по блюду и оно останавливается около волшебного зеркала.)
Воспитатель:
- А вот и второе испытание.
2. "Назови сказку». (Волшебное зеркало.)
Воспитатель:
- А теперь я буду читать отрывки из сказок А. С. Пушкина, а вы будете отгадывать название сказки.
Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Дети:
- «Сказка о царе Салтане».
Воспитатель:
- Ах, ты мерзкое стекло,
Это врешь ты мне назло!
Дети:
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Воспитатель:
- Жил был поп,
Толоконный лоб!
Дети:
- «Сказка о попе и его работнике Балде».
Воспитатель:
- Свет мой, зеркальце, скажи
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?
Дети:
- «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях».
Воспитатель:
- Год, другой проходит мирно;
Петушок сидит все смирно.
Дети:
- «Сказка о золотом петушке».
Воспитатель:
- Второе испытание преодолели! Отправимся дальше? На пути нам встретилось море. С этим препятствием мы быстро справимся.
- Ветер по морю гуляет (дети показывают волны правой рукой)
И кораблик подгоняет. (дети показывают волны левой рукой)
Он бежит себе в волнах (вытянув руки вперед, дети соединяют ладони)
На раздутых парусах (дети соединяют руки над головой)
Мимо острова крутого, (дети расцепляют руки, садятся на корточки)
Мимо города большого. (дети встают)
Пушки с пристани палят - (дети хлопают)
Кораблю пристать велят (дети топают)
Воспитатель:
- Ну, что будем делать дальше?
Дети:
- Нам поможет наливное яблочко.
Воспитатель:
- А вот и третье испытание.
3. «Из какой сказки иллюстрация?» (Волшебная книга.)
Воспитатель:
- Дети, вам надо поочередно называть сказку по иллюстрации и рассказать зачин (начало) этой сказки.
(Воспитатель показывает первую иллюстрацию)
Дети:
- «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях».
- Царь с царицею простился,
В путь - дорогу снарядился,
А царица у окна Села ждать его одна.
Воспитатель:
- Правильно.
(Воспитатель показывает вторую иллюстрацию)
Дети:
- «Сказка о рыбаке и рыбке».
- Жил старик со своею старухой
У самого синего моря;
Они жили в ветхой землянке
Ровно тридцать лет и три года.
Воспитатель:
- Правильно.
(Воспитатель показывает третью иллюстрацию)
Дети:
- «Сказка о царе Салтане».
- Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
Воспитатель:
- Правильно.
(Воспитатель показывает четвертую иллюстрацию)
Дети:
- «Сказка о золотом петушке».
- Негде, в тридевятом царстве,
В тридесятом государстве,
Жил-был славный царь Дадон.
Воспитатель:
- Правильно.
(Воспитатель показывает пятую иллюстрацию)
Дети:
- «Сказка о попе и работнике его Балде».
- Жил-был поп, толоконный лоб.
Пошёл поп по базару
Посмотреть кой-какого товару.
Навстречу ему Балда,
Идёт, сам не зная куда.
Воспитатель:
- Третье испытание преодолели! Что же ждет нас дальше?
(Звучит музыкальная заставка. Дети с воспитателем катят яблоко по блюду и оно останавливается около свитка.)
Воспитатель:
- Это четвертое испытание. Свиток пожелтел от времени. В нем размыты, а кое-где совсем не видны слова. Как вы думаете, сможем ли мы догадаться, какие слова пропали, если прочитаем надписи?
Дети:
- Да.
4. «Подскажи словечко» (Свиток)
Воспитатель:
- Жил старик со своею старухой
У самого синего.
Дети:
- моря.
Воспитатель:
- Родила царица в ночь
Не то сына, не то.
Дети:
- дочь.
Воспитатель:
- И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи.
Дети:
- кругом.
Воспитатель:
- Белка песенки поет
Да орешки все.
Дети:
- грызет.
Воспитатель:
- Месяц, месяц, мой дружок,
Позолоченный.
Дети:
- рожок.
Воспитатель:
- Нужен мне работник:
Повар, конюх и.
Дети:
- плотник.
Воспитатель:
- Все надписи реставрированы. Теперь все понятно.
Воспитатель:
- Ребята, посмотрите, наш ларец открылся. Это значит, что мы с вами преодолели все препятствия и наше путешествие заканчивается. Мне с вами было очень приятно путешествовать, потому что вы показали себя настоящими любителями сказок Александра Сергеевича Пушкина.