Вероника Чернова
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Путешествие в страну красивой речи»
Цель: Обогащение и активизация словарного запаса посредством участия в словесно-речевых играх.
Задачи:
Образовательные:
• Расширять объем словарного запаса.
• Закрепить особенности произношения гласных и согласных звуков.
• Закрепить знания о материалах и их свойствах.
Развивающие :
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по развитию речи „Путешествие в страну красивой речи“» размещена в разделах
• Развивать умение выделять существенные признаки предметов, сравнивать их и по ним объединять предметы в одно родовое понятие.
• Развивать речевые ассоциации и слуховое внимание.
Воспитательные:
• Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, инициативность.
• Воспитывать желание помогать
Интеграция с областями:
• речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
• Форма НОД:
• познавательное занятие
• речевое развитие.
Форма организации:
• групповая.
Материалы и оборудование к занятию:
Солнце, лучики с заданиями, запись мелодии «волшебной музыки»,магнитофон,фонарик, письмо, картинки по темам, мяч.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
Воспитатель:
Когда в садик я иду
Утром по дорожке
Здравствуй, всем я говорю
Даже соседской кошке.
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй солнце золотое!
Собрались все дети в круг
Я твой друг и ты мой друг
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
-Ребята, мы с вами каждый день играем, а сегодня у нас будет игра необычная, мы отправимся в путешествие в сказочную страну Красивой речи. Так как страна необычная, и в путешествие мы отправимся необычным способом.
-Как вы думаете, на чем можно путешествовать?
( ответы: поезд, самолет, машина, велосипед и т. д)
-Как много вы знаете, но это еще не все.
-Послушайте загадку:
С теплым воздухом шар,
А под ним корзинка,
Под ногами земля –
Словно на картинке.
(Воздушный шар)
-Сегодня мы будем путешествовать на воздушном шаре с помощью фантазии.
-А что такое фантазия?
(Дети рассуждают, что это мечты, выдумка, то чего нет на самом деле, но очень хочется и т. д).
-Правильно ребята, фантазия это то, что мы с вами представляем. Итак, мы отправляемся в страну Красивой речи.
(включается музыка).
Закройте, пожалуйста, глаза, представьте себе, что мы летим на большом воздушном шаре сквозь облака. Сверху видим мы леса, поля, слышим журчание реки, пение птиц, чувствуем запах свежего воздуха после дождя.
II Основная часть.
-Вот мы и прибыли. Посмотрите ребята, что это? (Шкатулка)
Правильно это Шкатулка, давайте откроем ее (Открываем)
Ой, а что здесь лежит? Это письмо. Давайте его прочитаем!
(Читаем письмо)
- Дорогие, ребята 186 детского сада г. Омск, помогите нам! Злые волшебники заколдовали нашу страну. Все, что у нас есть и дома, и леса, и дорожки, и речки и солнышко. Помогите нам расколдовать страну!
-Нужно помочь жителям страны.
- Поможем? (Да)
-Сначала нам надо отгадать загадку:
Среди поля голубого,
Яркий блеск огня большого.
Не спеша огонь тот ходит,
Землю-матушку обходит.
Светит весело в оконце.
Догадались.? это. (солнце)
-А какое солнышко, посмотрите? (круглое, желтое)
-На что похоже солнышко? (на блин, на тарелочку, на апельсин)
-Ребята, а какое у него настроение? (грустное)
-Как вы думаете, почему оно грустное? (заколдованное, у него нет лучиков) ---Да, злые волшебники заколдовали наше солнышко и разбросали лучики в разные стороны.
-А как мы можем ему помочь? (дети предлагают свои варианты)
-Давайте найдем их вместе!
-Чтобы расколдовать солнышко, надо выполнить задания и собрать все лучики.
(Воспитатель зачитывает задания, записанные на лучиках и выполнив задания, прикрепляет лучики к солнышку.)
-Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
Задание 1. С мячом
Назови детенышей.
(Дети становятся в круг. Воспитатель передавая ребенку мяч, называет животное, а ребенок его детеныша.)
У кошки-котята;
У собаки - (щенки);
У свиньи -(поросята);
У коровы -(телята);
У лошади -… (жеребята);
У овцы -… (ягнята). У Мишки-….(мышата). У медведицы…-(медвежата)
Кто где живет?
Лошади – в конюшне;
Коровы -. (в коровнике);
Свиньи - (в свинарнике);
Собака -. (в будке);
Кролики - (в клетке); Курочки….(в курятнике)
(Прикрепляем первый лучик к солнышку. Дети садятся.)
-Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
Задание 2.
Назови одним словом. ТВ
(Воспитатель показывает предметы, а дети перечисляют и обобщают одним словом.)
Морковь, капуста, лук,огурец (овощи)
Яблоко, груша, банан, апельсин (фрукты)
Вишня, клубника,малина, смородина (ягоды)
Одуванчик, ромашка, роза, подснежник (цветы)
Дуб, береза, клен, рябина (деревья)
Назови ласково. ТВ
Огурец-огурчик;
Лук-…
Морковь-…
Тыква-…
Помидор-…
Яблоко-яблочко
Лимон-…
Мандарин-…
Банан-…
Клубника-клубничка;
Малина-…
(Прикрепляем лучик.)
физминутка
Солнце вышло из-за тучки,
Мы протянем к солнцу ручки. (Потягивания — руки вверх.)
Руки в стороны потом
Мы пошире разведём. (Потягивания — руки в стороны.)
Мы закончили разминку.
Отдохнули ножки, спинки.
-Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
Задание 3.
Назови признаки.
-В стране Красивой речи живут замечательные слова, которые могут называть разные признаки предметов.
Из чего- какой?
- матрешка из дерева, значит она деревянная.
- дом из кирпича – кирпичный.
- ваза из стекла – стеклянная.
- ложка из железа – железная.
- самолётик из бумаги – бумажный.
-сумка из кожи- кожаная.
-кольцо из золота - золотое
Игра «Скажи наоборот»
Тепло-холодно
Сыро-…
Грязно-…
Светло-…
День-…
Сильный-…
Высокий-…
Смеется-…
Веселый-…
(Прикрепляем лучик.)
-Волшебный огонек, помоги,
Нам дорогу укажи.
Задание 4.
Сосчитай до 5-ти. ТВ
Одна машина, две машины…пять машин
Один автобус, два автобуса…пять автобусов
Одно колесо, два колеса…пять х колес
Один корабль, два корабля…пять кораблей
Один троллейбус, два троллейбуса…пять троллейбусов
Что Лишнее? ТВ
Машина, автобус, трактор, вертолет
Диван, кресло, стул, игрушка
Огурец, перец, капуста, вишня
И т. д.
(Прикрепляем лучик.)
-Волшебный огонек, помоги. Нам дорогу укажи.
(В. светит маленьким фонариком, свет падает на картинку с изображением гаража с транспортом
Задание 5
Для чего они нужны?
Ложка- чтобы есть суп;
Нож-…
Тарелка-…
Сковорода-…
Вилка-…
Чашка-…
Кастрюля-…
Чайник-…
(Прикрепляем лучик.)
-Ребята,мы нашли все лучики и расколдовали солнышко! Оно снова засияло в этой волшебной стране!
-Какое оно?
(яркое, лучистое,теплое)
-Наше путешествие подошло к концу, Нам пора возвращатся в наш детский сад!
III Итог
-А сейчас мы отправляемся в обратный путь.
-Закрывайте глаза.
(включается музыка).
- Представьте, что мы летим на воздушном шаре, снова пролетаем над лесами, полями, слышим журчание реки, чувствуем дуновение легкого весеннего ветерка.
-Вот мы и вернулись в детский сад!
-Понравилось вам наше путешествие? (ответы детей)
-Жители волшебной страны благодарят вас за помощь и передали вам угощенье (СЮРПРИЗНЫЙ МОМЕНТ)