Фролова Александра Викторовна
Конспект НОД в старшей группе по развитию речи «Зимушка — зима!»
муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №5 общеразвивающего вида» с. Чугуевка Чугуевского района Приморского края
Составила и провела воспитатель: Фролова А. В.
С. Чугуевка 2020 г.
Цель: Повышение качества речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Задачи: Образовательные: - активизировать словарь по теме «Зима»; обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы; учить подбирать прилагательные к существительным; составлять предложения с заданным словом; обогащать лексику родственными словами, формировать звуковую культуру речи. Развивающие : - развивать связную речь, общую и мелкую моторику, слуховое внимание, зрительную память, логическое мышление, упражнять в образовании существительных с уменьшительно-ласкательным значением. Воспитательные: - воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников, выполнять поставленную задачу, выслушивать вопрос до конца и давать ответ полным предложением. Оздоровительная: следить за осанкой детей во время НОД. Задачи образовательных областей в интеграции: «Речевое развитие» «Познавательное развитие» «Социально – коммуникативное развитие» «Физическое развитие» Педагогические методические приё мы: художественное слово, игровой, словесный, практический, наглядно - демонстрационный. Сюрпризный момент. Снежинка - письмо на ковре. Словарная работа: снежинка, красивая, снежный, зимушка. Предварительная работа: рассматривание картинок, фотографий с изображением зимнего пейзажа; чтение художественной литературы по теме; дидактическая игра «Когда это бывает?» Планируемые результаты: приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища; повышение познавательной активности; усвоение необходимых знаний по теме «Зима»; формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе. Используемые технологии: здоровьесберегающие, игровые, информационно – коммуникативные. Оборудование для педагога: письмо от Зимушки – зимы, снежинки с заданиями, картинки - пазлы «Зимние забавы» Оборудование для детей: снежинки - сюрпризы, картинки – пазлы.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по развитию речи „Зимушка — зима!“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Организационный момент. Дети встаю в круг возле доски. «Собрались все дети в круг,
Я твой друг, и ты - мой друг
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся»
Воспитатель: - Ребята, кто знает, какое сейчас время года? Дети: - зима.
Воспитатель: А как вы узнали?
Дети: на улице снег, холодно, деревья стоят голые, морозно.
Воспитатель: - Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая - волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим. Какая она?
Дети: - большая, красивая, блестящая, серебристая.
Воспитатель: - Да это же письмо от Зимушки-Зимы! Сейчас я вам его прочту: «Здравствуйте ребята! Пишет вам белая повелительница Зимушка – зима. Хочу проверить ваши знания и приготовила задания. Если вы с ними справитесь, то я вас награжу. Снежинки находятся у вас в группе, будьте внимательны. С уважением Зимушка зима»
Основная часть. Снежинка № 1: «Вопросы о зиме» Воспитатель: Вот вам первая снежинка,
И на ней задание.
Вы скажите мне, друзья,
А какая я – зима? Дети: холодная, снежная, морозная. Воспитатель: Что бывает зимой? Какие природные явления? Дети: иней, мороз, метель, вьюга, снегопад, стужа. Воспитатель: Каким бывает ветер? Дети: сильный, колючий, ледяной, холодный, порывистый, студёный. Воспитатель: А что бывает только зимой? Дети: снег. Воспитатель: Какой бывает снег? Дети: лёгкий, белый, холодный, пушистый, колючий, рыхлый, грязный, непрозрачный. Воспитатель: Молодцы! Справились с первой снежинка, а вот и следующая, а на ней игра. Снежинка № 2: «Скажи наоборот» Воспитатель: я буду начинать предложение, а вы его заканчивать. Зимой ночь длинная, а день (короткий) Снег белый, а асфальт (чёрный) Зимой ветер холодный, а летом (тёплый) Летом дни жаркие, а зимой (холодные) Летом небо светлое, а зимой (темное) Летом день длинный, а зимой (короткий) Весной лед на реке тонкий, а зимой (толстый) Снег мягкий, а лед (твердый) Одни сосульки длинные, а другие — (короткие)
Физкультминутка. «Снежный дом» Воспитатель: Ребята, а сейчас мы покажем, как можно отдыхать зимой. Вышли мы на улицу, (маршируют) Снегу намело! (руки вверх, в стороны) Вот лопаты мы возьмем, Да и снег весь разгребем (Работают лопатами) Протопаем дорожку, К самому порожку (топают с продвижением вперед – назад) Слепим круглые снежки (лепят снежки) И огромные комки (показывают ком руками). Мы построим снежный дом (руки над головой – крыша дома) Дружно жить мы будем в нем (Обнимаются все вместе).
Воспитатель: Отдохнули, а теперь продолжим выполнять задания Зимушки. Следующая снежинка, а на ней задание, нужно договорить слова в предложении, слушаем внимательно.
Снежинка № 3: «Договори словечко». «Снегопад» Тихо, тихо, как во сне, падает на землю …. (снег). С неба всё скользят пушинки – серебристые … (снежинки). На просёлки, на лужок всё снижается … (снежок). Землю белой, чистой, нежной, застелил постелью … (снежной). Вот веселье для ребят – всё сильнее … (снегопад). Все бегут вперегонки, всё хотят играть в … (снежки). Снежный ком – на снежный ком, всё украсили … (снежком). Словно в белый пуховик мы одели …. (снеговик). Рядом – снежная фигурка, это девочка … (Снегурка).
Снежинка № 4: «Лишняя картинка» Воспитатель: Вот ещё одна снежинка –
Посмотрите на картинки.
Вы скажите мне, друзья,
Что здесь лишнее убрать? На доске расположены картинки с зимы, весны, осени и лета. Необходимо убрать лишние картинки, и оставить только зимние картинки. - Почему ты убрал эту картинку? - Какое на ней время года? Ответы детей. Воспитатель: Ребята, а у нас есть еще одна снежинка с заданием. Оно проводится за столами, проходим, присаживаемся, выпрямляем спину ровно, ноги вместе, слушаем внимательно задание. У вас на столах лежат конверты, а в них картинки, но Зимушка на них подула и они разлетелись на части, а собрать не смогла. Давайте мы с вами поможем Зимушке и соберем картинки.
Работа за столами с картинками. - Что у вас получилось? - Какое это время года? Молодцы и с этим заданием справились. А теперь давайте встанем и отдохнем немножко. Физкультминутка «Зимой». Импровизация движений по тексту. Мы зимой в снежки играем, мы играем, мы играем. По сугробам мы шагаем, мы шагаем, мы шагаем. И на лыжах мы бежим, мы бежим, мы бежим. На коньках по льду летим, мы летим, мы летим. И снегурку лепим мы, лепим мы, лепим мы. Гостью-зиму любим мы, любим мы, любим мы. Воспитатель: У нас с вами осталась одна снежинка. А на ней вот какое задание. Вам нужно отгадать загадки, которые приготовила вам Зимушка – зима. Слушайте внимательно и до конца загадки.
Снежинка №5 «Загадки о зиме»
1. Они летают в небесах
И тут же тают на носах. (снежинки)
2. Что за чудо-покрывало?
Ночью все вдруг белым стало.
Не видать дорог и рек —
Их укрыл пушистый. (снег)
3. Змейкой вьются по земле,
Воют жалостно в трубе,
Засыпают снегом ели.
Это — зимние. (метели)
4. Заморозил чародей
И озера, и ручей.
Холодом дышал, и вот —
Не вода в ручье, а. (лед) Воспитатель: Молодцы, все загадки отгадали.
Рефлексия. Воспитатель: Вы справились со всеми заданиями Зимушки - зимы! Какие задания вам понравились больше всего? Ответы детей. Вот у меня есть сундучок, а в нем что – то лежит. Давайте его откроем и посмотрим, что там. Ответы детей. Воспитатель: Да, тут записка. Правильно, вы угадали, сейчас я вам прочту что в ней написано. «Дорогие, ребята! Вы выполнили все мои задания, порадовали меня, спасибо вам за это! До свидания! Ваша Зимушка-зима!» Воспитатель: Всем спасибо, занятие закончено, вы сегодня были большими молодцами!