Татьяна Трусова
Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию «Откуда пришел хлеб»
▼ Скачать
Цель. Формировать у детей представление о процессе выращивания хлеба.
Задачи. Систематизировать знания детей о долгом пути хлеба от поля до стола; обогатить знания детей о том, как выращивают хлеб; закрепить названия хлебобулочных изделий
Развивать мышление, внимание, память.
Воспитывать бережное отношение к хлебу и уважение к людям, его вырастившим.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по познавательному развитию „Откуда пришел хлеб“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2021
Оборудование: картины с изображение времен года, набор дидактических карточек «Откуда берется хлеб»; колосья пшеницы, зерна пшеницы, мука, кофемолка.
Предварительная работа: Разучивание стихов и пословиц о хлебе, беседы с детьми, рассматривание иллюстраций, фотографий, чтение художественной литературы.
Ход НОД:
-Ребята, какое сейчас время года? (осень). А вы знаете, что именно осенью, 16 октября, отмечают праздник- Всемирный день… Отгадайте загадку, и узнаете какой праздник:
«Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый.
Без него плохой обед,
Вкусней его на свете нет». (Хлеб.)
- Правильно, это хлеб. И праздник называется «Всемирный день хлеба». И не удивительно, что у хлеба есть свой праздник. Ведь без хлеба не обходится ни один день нашей жизни. Недаром гласит русская пословица: «Хлеб всему голова!» Ежедневно в каждом доме на каждом столе можно увидеть хлеб. Ему отводится самое почетное место. И это не случайно. Хлеб во все времена был и остается символом жизни.
Все мы едим белый и черный хлеб, любим пряники, печенье, вкусные пирожные, сушки, булочки
- Как это все можно назвать одним словом? (хлебобулочные изделия).
- А где их можно купить? (в магазине).Но прежде чем попасть на прилавок магазина, хлеб проходит долгий путь.
-Вы хотите узнать как выращивают и производят хлеб? Для этого я предлагаю вам отправиться в путешествие по временам года. А на чем мы отправимся в путешествие, отгадайте загадку.
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились.
И помчались в путь далек,
Лишь оставили дымок.
Поезд)
- Усаживайтесь поудобнее, отправляемся в путь (звучит песня «Мы едем, едем, едем…» )
-А вот и первая остановка. Ребята, в какое время года привез нас волшебный поезд (на картине изображена весна) Правильно, это весна.
- Ранней весной подготавливают почву для посева: пашут, удобряют. Пашут землю трактора. Чтобы вспахать землю, к трактору прикрепляют плуг, который переворачивает верхний слой земли и земля становится рыхлой, мягкой, готовой для посева. Затем к трактору прикрепляется сеялка, в которую помещаются семена и с её помощью засеивается поле зерном.
-А что нужно для того, чтобы зерна проросли (вода, солнце, удобрение).
-Правильно. А сейчас давайте представим, что мы зернышки.
Проводится физкультминутка.
В землю зёрнышко попало, (приседают)
Прорастать на солнце стало (руки над головой)
Дождик землю поливал,
И росточек подрастал (медленно встают)
К свету и теплу тянулся
И красавцем обернулся.
-Отправляемся дальше. Посмотрите, в какое время года мы попали? (лето) Правильно. Летом солнышко согрело зерна, дождик полил, люди удобрили поле и наши зерна превратились во что? (В колосья)
Дети рассматривают колосья.
-А вот и следующая остановка. Какое время года наступает после лета (Осень)
-Осень-время уборки урожая. Ребята, давайте вспомним какие машины убирают урожай (комбайн)
- Правильно, комбайны.
Хлеб созрел, в полях моторы
Песню жатвы завели.
В степь выводят комбайнёры
Полевые корабли.
- Зерно высыпается в грузовую машину, которая едет рядом с комбайном. А потом шофёр увозит зерно в зернохранилища.
- Хранилище для зерна называется элеватор. Там зерно сушат и хранят. Там оно может долго хранится. Но и это ещё не всё. Ведь хлеб пекут из муки. А чтобы превратить зерна в муку, их нужно измельчить и перемолоть. В старину для этого на берегах рек строили мельницы. Текучая вода крутила большие мельничные колеса, которые приводили в движение тяжелые каменные жернова, перетиравшие зерно и превращавшие его в муку. А в наше время муку везут на мукомольный завод, где из зерна получают муку.
- Сейчас я вам предлагаю превратиться в мельников и самим сделать муку (предлагаю с помощью кофемолки перемолоть зерна).Посмотрите, у нас получилась мука.
- Потрогайте муку, опишите какая она?
Ответы детей.
- Вот мука и готова! Куда же потом везут муку? на хлебозавод) На хлебозаводе пекарь делает тесто и печет хлеб и разные хлебобулочные изделия. Наконец- то хлеб попадает на прилавок магазина, где мы его покупаем и с удовольствием едим. Вот видите, как много труда надо приложить, чтобы получить хлеб. Очень большой путь проходит хлеб, прежде чем попадет к нам на стол, хлеборобы трудятся с утра до ночи, чтобы у нас на столе был свежий, ароматный хлеб. За добросовестный труд хлеборобов награждают орденами, их труд самый уважаемый.
-А сейчас я вам предлагаю поиграть в игру «Откуда пришел хлеб».(проводиться игра с мячом: задается вопрос и бросается мяч ребенку, ребенок отвечает и возвращает мяч обратно).
Кто работает на тракторе? (тракторист)
Кто работает на комбайне? (комбайнер)
Человека, который выращивает хлеб называют (хлеборобом)
Из чего пекут хлеб? (из муки)
Кто печет хлеб? (пекарь)
Из чего делаю муку? (из зерна
Как называется машина, которая сеет зерно? (сеялка)
Как называется хранилище для зерна? (элеватор)
Где выпекают хлеб? (на хлебозаводе.)
Как называются изделия из теста? (хлебобулочные изделия).
-Молодцы, ребята! Вы хорошо играли и правильно отвечали.
-Как нужно относиться к хлебу? бережно
-Совершенно верно. Русский народ всегда с огромным уважением относился к хлебу. Хлеб в старину можно было брать только чистыми руками. Нельзя было его выбрасывать. А если уронил хлеб, обязательно надо было поднять и поцеловать, даже крошки со стола сгребали в ладонь и съедали. Самых достойных гостей всегда встречали хлебом и солью.
Даже пословицу сложили: «Хлеб на столе, так и стол – престол, а как хлеба ни куска, так и стол – доска!»
Ну вот мы и приехали на конечную станцию, снова в детский сад.
Итог занятия.
-Понравилось вам наше путешествие?
-Ребята, почему хлеб считают главным продуктом на столе?
-Как нужно относится к хлебу?
-Почему нужно уважать труд людей, которые выращивают хлеб?
-И в заключении я хочу вам прочитать стихотворение
Вот он хлебушек душистый,
Вот он теплый золотистый,
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел
В нем здоровье наша сила.
В нем чудесное тепло.
Сколько рук его растило, охраняло, берегло.
В нем – земли родимой соки,
Солнца свет веселого в нем…
Уплетай за обе щеки, вырастай богатырем!