Получи документы

Конспект НОД в старшей группе по петербургведению «Санкт-Петербург — наш любимый город»

Бабинская Татьяна
Конспект НОД в старшей группе по петербургведению «Санкт-Петербург — наш любимый город»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект НОД в старшей группе по Петербургведению «Санкт-Петербург — наш любимый город»

Цель: Активизировать представления детей о нашем городе (история основания города, достопримечательности).

Публикация «Конспект НОД в старшей группе по петербургведению „Санкт-Петербург — наш любимый город“» размещена в разделах

Задачи: развивать познавательные интересы и мыслительные процессы, умение наблюдать, всматриваться в изображение, замечать интересные детали, события, явления. Развивать творческие способности. Воспитывать в детях любовь к нашему городу, интерес к истории, умение видеть красоту и получать эмоциональный отклик в сердце при рассматривании архитектуры; произведений искусств.

Оборудование и материалы: сундук, старинная карта, аудиозапись с гимном города; с песней- игрой «автобус»; фотографии достопримечательностей Санкт-Петербурга, макеты и разрезные картинки достопримечательностей, игра-лабиринт доберись до крепости, игра- Путаница; конструктор для игры «собери крепость», макеты достопримечательностей.

Предварительная работа.

Чтение стихотворений о Санкт- Петербурге и о достопримечательностях Санкт- Петербурга, беседа с детьми об основании Петербурга, чтение художественной литературы о Петербурге.

Виды деятельности: коммуникативная (беседа, ситуативный разговор, игровая, двигательная, продуктивная (творческая).

Формы работы: дидактическая игра, отгадывание загадок, игра- путешествие, беседа, рисование.

План.

1. Постановка проблемы. Предложение отправиться в путешествие.

2. Чтение стихотворения про Петербург

3. Вывод о путешествии по Петербургу, в поисках клад.

4. Организация пространства для игры- путешествия. Загадка про автобус.

5. Путешествие с экскурсоводом. Экскурсоводы – дети.

а) Физминутка.

1. Возвращение из путешествия. Дидактическая игра

2. Продуктивная деятельность детей по ИЗО.

3. Выставка работ. Подведение итогов. Рефлексия.

Ход НОД.

1. Постановка проблемы. Предложение отправиться в путешествие.

Воспитатель: Ребята на чердаке я нашла старинный свёрток, давайте посмотрим что это?

Дети: старинная карта

Воспитатель: знаете, что изображено на этой карте? (0тветы детей)

Послушайте стихотворение и отгадайте, какой город изображён на карте

Чтение стихотворения про Петербург.

Люблю по городу гулять,

Люблю смотреть, люблю считать.

Невский – раз, Зимний – два,

Три – красавица Нева,

А четыре – мост Дворцовый,

Пять – гуляю по Садовой,

Шесть – к Исаакию схожу

И на купол погляжу.

Семь – конечно, Летний сад,

Как красив его наряд.

Восемь – крепость у Невы,

были там, наверно, вы.

Девять – повстречался мне

Медный всадник на коне.

Десять – из-за поворота

Вижу Нарвские ворота.

Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на этой карте.

Дети: достопримечательности Санкт- Петербурга и места, где возможно спрятаны сокровища, посмотрите на ней изображён сундук.

Воспитатель: Хотите найти клад с сокровищами?

Дети: Да

Воспитатель: Тогда нам нужно отправится в путешествие по городу в поисках клада.

Чтобы узнать на каком виде транспорта мы отправимся в путешествие нужно отгадать загадку.

1. Организация пространства для игры – путешествия. Загадка про автобус.

Пассажиров мы катаем

По маршрутам тут и там,

А туристов доставляем

К историческим местам.

Едем к цели дружно все

По проспектам и шоссе.

Ответ: Автобус

Воспитатель: Давайте мы с вами сделаем экскурсионный автобус – ведь путешествие по городу это и есть экскурсия. И на этом автобусе отправимся в путь.

(Дети совместно с воспитателем из стульчиков делают автобус и садятся в него).

1. Путешествие с экскурсоводом. Экскурсоводы - дети.

Воспитатель: Итак, наш автобус отправляется в путешествие по Санкт – Петербургу. А вы, ребята, будете не только пассажирами, но и экскурсоводами.

Воспитатель: Расскажите пожалуйста, сколько лет назад был основан наш город.

Дети: 300 лет назад.

Воспитатель: А, кто же решил построить такой красивый город?

Дети: Царь Пётр 1.

Воспитатель: Ребята, расскажите на берегах какой реки строился Санкт – Петербург?

Дети: На берегах реки Невы.

1 остановка. «Петропавловской крепости».

Воспитатель: Ребята мы приближаемся к первой остановке. Кто же нам может рассказать, где же мы проезжаем сейчас?

Дети: Около Петропавловской крепости.

Воспитатель: Правильно. Наша остановка – Петропавловская крепость. Нева. Ребята, а зачем была построена Петропавловская крепость?

Дети: Для защиты от врагов. Это самое первое сооружение, которое было построено в Петербурге.

Воспитатель: Где расположена Петропавловская крепость?

Дети: На Заячьем острове,

Воспитатель: Верно, на реке Неве Слово «город» произошло от старославянского слова «огораживать». Город возникал не на случайном месте. Задолго до строительства выбиралось подходящее место. Оно должно было быть удобным во всех отношениях.

Место для Санкт-Петербурга «облюбовал» сам царь Петр I. Его еще называли Великим. Он действительно был высокого роста, сильный и физически здоровый.

Воспитатель: 27 мая 1703 года, была заложена крепость (она вначале называлась городом, которую царь назвал Санкт-Петербургом в честь своего святого покровителя апостола Петра. Но после закладки в центре крепости собора, она изменила своё название.

Что за собор находится в центре крепости?

Дети: Петропавловский.

Воспитатель: Верно собор Святых Петра и Павла, после его возведения она стала называться Петропавловской крепостью. А старое ее имя Санкт-Петербург распространилось на возникший под защитой крепости город. Форма крепости—шестиугольник с выступающими башнями (бастионами). Бастионы соединены прямыми стенами-куртинам (показ плана- схемы крепости). Воспитатель: А, теперь давайте выйдем из автобуса, пройдём по мосту к Петропавловской крепости и поиграем с вами в игру лабиринт, поможем найти путь кораблю до Петропавловской крепости. (дети выполняют задания). Воспитатель: Ребята, нужно превратится в строителей и выполнить следующее задание. Мы разделимся на команды одна команда построит крепость, другая собор Петра и Павла.

Игра малой подвижности «Собери Петропавловскую крепость»

Дети делятся на две команды и строят из большого конструктора крепость.

Воспитатель: Молодцы! Ребята, теперь давайте посмотрим на Собор Петра и Павла, когда-то он был самым высоким в городе. Колокольня Петропавловского собора —самое высокое историческое сооружение города. Ее высота 122,5 метра. На шпиле колокольни — флюгер в виде фигуры летящего ангела.

А теперь просим занять свои места в автобусе. Сокровищ мы не нашли, двигаемся дальше. Наш автобус отправляется дальше.

2 остановка. «Адмиралтейство»

Воспитатель: Петербург начал строиться как город-крепость. Он жил под постоянной угрозой нападения, поэтому большое внимание придавалось военным сооружениям. Пет-ропавловская крепость, Адмиралтейство, а позднее форт Кроншлот (Кронштадт) сделали город недоступным для нападения с моря. Все попытки шведов вернуть себе эти земли потерпели неудачу. Буквально на глазах преображались невские берега.

На месте болот и лесов вырастал строгий и величественный город. А ведь он возник на берегу моря, поэтому постепенно становился городом-портом. И почти через

10 лет он становится столицей (то есть главным городом) Российского государства. Следующая наша остановка Адмиралтейство. Оно строилось с «великим поспешанием- практически оно было построено за 2 года. Адмиралтейство являло собой хорошо защищенную крепость и, что самое важное, было крупной верфью. Верфь — это место, где строят и ремонтируют корабли. С петровских времен здесь, на Адмиралтейской верфи, сооружали корабли для русского флота (архитектор Коробов, перестраивал архитектор Захаров). На территории Адмиралтейства располагались склады и мастерские. Верфь была окружена каналами и земляными валами, то есть фактически была крепостью. Выходим позднее верфь перевели из центра города. А в Адмиралтействе были и Главный штаб, военно-морское училище, сейчас там находится главный штаб Военно- Морского флота России.

Воспитатель: Выходим ребята из автобуса. Следующее задание нужно отгадать, что находится на шпиле Адмиралтейство. (игра Путаница)

Дети: кораблик

Воспитатель: верно. Рассмотрите макет здания.

От Адмиралтейства отходят три луча (карта) : Невский проспект, Вознесенский проспект и (между ними) Гороховая улица. Иногда эти три луча называют «питерским трезубцем Нептуна». Стоя у башен Адмиралтейства, можно увидеть, как сходятся к ней лучи далеко протянувшихся улиц.

По Неве плывет кораблик,

Он плывет издалека.

На кораблике четыре,

Очень храбрых моряка.

За штурвалом капитан,

Он отважный мальчуган!

Ну а три его матроса,

Драят палубу без спроса.

Яркий парус подгоняет,

Нос кораблика вперед.

Волны на Неве играют,

Радостно лаская борт. Ладошки сложить вместе, повороты вправо-влево.

Ставят руку «козырьком» перед глазами.

Показывают четыре пальца на правой руке.

Правая рука к виску, отдают честь.

Руками крутят мнимый штурвал.

Сгибают обе руки в локтях, затем качают кулачками.

Показывают три пальца на правой руке.

Изображают мытье палубы.

Руки в замок, вверх, покачиваются влево-вправо.

Соединить ладошки изобразить «нос корабля».

Руки в стороны, изображают плавные движения.

Махи руками на себя.

1. Физминутка

Ребята проходим на свои места и отправляемся к следующей остановке, здесь тоже не нашли мы клад с сокровищами.

3 остановка. Исаакиевский собор. Воспитатель: ребята, что такое собор?

Слово собор происходит от слова «Собираться».

Мы с вами уже знакомились с Петропавловским собором. Подумайте, где может собраться больше народа?

Дети: Исаакиевский собор.

Воспитатель: Верно. Исаакиевский собор – самый большой собор нашего города.

Вот мы и приехали к нему выходим из автобуса. Самому большому собору нужна самая большая крыша. И эта крыша не может быть обычной. Она должна напоминать людям, приходящим в собор, зачем они здесь собираются. Обычно такую крышу делают в форме половины шара. Людям, стоящим внутри собора, такая форма напоминает небо. Такую крышу называют куполом. Купол Исаакиевского собора напоминает шлем. Такую форму часто можно встретить в нашем городе. Ведь многие соборы в нашем городе построены в честь военных побед, и их купола-шлемы напоминают об этом. (показ макета Исаакиевского собора)

Снаружи купола соборов бывают разного цвета. Какого цвета купол Исаакиевского собора?

Дети: золотой.

Воспитатель: Как вы думаете, почему купол сделали золотым?)

Дети: говорят свои версии.

Собор должен был стать главным в городе, а золотой купол означает славу.

Сколько куполов у Исаакиевского собора? (Пять) Один большой и четыре маленьких. Под маленькими раньше находились колокола. Четыре колокольни покрыты маленькими куполами-шлемами. Поэтому четыре колокольни напоминают четырех маленьких воинов рядом с куполом-богатырем.

Воспитатель. Ребята теперь вам предстоит следующее задание. Нужно сложить картинку.

(Игра «Собери картинку»)

Молодцы вы справились с заданием, здесь тоже нет сокровищ, значит мы отправляемся дальше.

4 остановка. Эрмитаж. Воспитатель. Наш город не только город- порт и город-храмов. Санкт-Петербург ещё и город музеев, в нашем городе находится больше 200 музеев и их филиалов. Послушайте стихотворение:

Зимний дворец у Невы, посмотри! Жили когда-то в нем наши цари. Ну а сейчас в нём огромный музей. Здесь – "Эрмитаж", гордость Родины всей.

Воспитатель: Как вы уже догадались наша следующая остановка Эрмитаж, выходим из автобуса. Воспитатель. Коллекция Эрмитажа насчитывает более трёх миллионов произведений искусства и памятников культуры, размещенных в 350 залах. Музей располагается в шести зданиях, построенных в XVIII-XIX веках. Воспитатель: ребята, произведения искусства и памятники культуры, как вы думаете, что это, что к ним относиться, что храниться в Эрмитаже… Дети: картины, вазы, статуи, мебель, посуда, …. Воспитатель: Молодцы, все верно. Строительство резиденции (жилья) русских царей происходило в несколько этапов. Вначале это был небольшой деревянный дворец. Затем, на месте деревянного дворца построили двухэтажное каменное здание. И так перестраивали дворец, пять раз. Шестое по счету здание Зимнего дворца строилось по проекту и под руководством придворного архитектора Франческо Бартоломео Растрелли. Для того, чтобы познакомиться с экспозициями всех 350 залов гигантского музея и рассматривать каждый экспонат не более одной минуты, на с вами потребуется приходить в Эрмитаж и проводить там целый день на протяжении 15 лет. Это много или мало! Дети: ответы детей… Воспитатель: дети, посмотрите, я что – то вижу под этим столом (дети находят сундук с сокровищами). Посмотрите, что в сундуке? (кристаллы и раскраски с изображением города). Ребята, вы молодцы нашли сокровища! Вам приз - раскраска с нашим любимым городом и кристалл. А, теперь занимаем свои места в автобусе и возвращаемся в детский сад.

Продуктивная деятельность детей. ИЗО. Раскрашивание раскрасок с изображением уголка нашего города «цветами» Петербурга.

Воспитатель: Какие вы молодцы! Ребята, мы с вами как настоящие художники раскрасим наш прекрасный город, в тех красках, которые вам понравились

1. Выставка работ, подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, какая замечательная выставка работ у нас получилась! Как мы назовём нашу выставку? (предложения детей – «Санкт – Петербург» или «Любимый уголок Санкт – Петербурга»)

Воспитатель: Что вам больше всего запомнилось из нашего путешествия – экскурсии?

Дети: рассказывают о своих впечатлениях.

Воспитатель: Какие места Санкт – Петербурга мы посетили?

Дети: Петропавловская крепость, Адмиралтейство, Исаакиевский собор, Эрмитаж.

Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель: Замечательно, мы продолжим путешествия по нашему городу и в следующий раз оно будет не менее увлекательным!

Публикации по теме:

Конспект занятия «Город наш Санкт-Петербург». Тема: «Город наш Санкт-Петербург» Цель: Закрепить и обобщить знания о родном городе Санкт-Петербурге: достопримечательности города, символики.

Фоторепортаж «Санкт-Петербург — удивительный город небывалой красоты»Фоторепортаж «Санкт-Петербург — удивительный город небывалой красоты» Добрый день, а может вечер, всем, кто заглянул на мою страничку! После небольшого отсутствия на сайте я рада вновь встретиться с друзьями.

Фотоотчет о проекте «Город наш — Санкт-Петербург» в средней группеФотоотчет о проекте «Город наш — Санкт-Петербург» в средней группе Фото отчет к проекту «Город наш - Санкт- Петербург» в средней группе. Проект был посвящен дню рождения нашего прекрасного города Санкт-Петербурга.

Фотозарисовка «Санкт-Петербург город-мечта»Фотозарисовка «Санкт-Петербург город-мечта» Доброго времени суток! Уважаемые коллеги и гости моей странички! Сегодня мне хочется поделиться своими впечатлениями о красивейшем городе.

Конспект занятия по окружающему миру «День рождение города Санкт-Петербург» в старшей группе Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Средняя общеобразовательная школа «Кудровская ЦО №1» Всеволожского района Ленинградской.

«Любимый Санкт-Петербург. История названия». Конспект НОД в старшей группе с использованием мнемотехники и ИКТ«Любимый Санкт-Петербург. История названия». Конспект НОД в старшей группе с использованием мнемотехники и ИКТ ЛЮБИМЫЙ САНК-ПЕТЕРБУРГ. ИСТОРИЯ НАЗВАНИЯ ГОРОДА. Слайд 2. Ребята, помогите лёвушке Петруше отгадать загадки: • Тебе дано, а люди им пользуются?.

Фотозарисовка «Санкт-Петербург — наша зимняя сказка!»Фотозарисовка «Санкт-Петербург — наша зимняя сказка!» В мой родной, любимый город Санкт - Петербург пришла настоящая зима со снегом, морозами. Мороз сковал крепким льдом нашу красавицу Неву.

Санкт-Петербург — северная Венеция. ФотозарисовкаСанкт-Петербург — северная Венеция. Фотозарисовка Чтобы мечты сбывались, иногда нужно приложить хоть какие-то усилия. А чтобы сбылись мечты маленьких детей, взрослые временами готовы на.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД в старшей группе по петербургведению «Санкт-Петербург — наш любимый город»
Опубликовано: 23 мая 2024 в 21:15
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект НОД в старшей группе по петербургведению «Санкт-Петербург — наш любимый город»» (включая файлы) размещена пользователем Бабинская Татьяна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД