Юлия Карханина
Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с природой «Солнце, воздух и вода — наши верные друзья»
▼ Скачать + Заказать документы
Приоритетная образовательная область: «познавательное развитие».
Интеграция образовательных областей: «познавательное развитие», «речевое развитие».
Цель: расширять представления о важных компонентах здорового образа жизни – солнце, воздухе и воде.
Задачи:
Образовательные – познакомить с понятием того, что солнце, воздух и вода – средства оздоровления организма.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по ознакомлению с природой „Солнце, воздух и вода — наши верные друзья“» размещена в разделах
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Солнце, воздух и вода - наши верные друзья
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие – продолжать развивать у детей связную речь, мышление, внимание, память; учить устанавливать соответствия между природными факторами и здоровьем человека.
Воспитательные – воспитывать у детей потребность в здоровом образе жизни; в рациональном использовании природных факторов.
Предварительная работа: чтение сказок К. Чуковского «Мойдодыр», «Краденое солнце». Рассматривание альбома «Солнечная система». Беседа по картинкам «Чистый воздух – залог здоровья». Наблюдения на прогулке за лужами, за солнцем, за ветром.
Формирование целостной картины мира: «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья».
Оборудование и материалы: магнитная доска, изображения солнца, воздуха и воды, глобус, модель солнечной системы, энциклопедия «Планета Земля», маленькое зеркальце.
Ход НОД.
1. Организация группы.
1. Приветствие.
- Здравствуйте, ребята!
- Тема нашего сегодняшнего занятия «Солнце, воздух и вода – наши верные друзья!».
2. Создание эмоционального настроя.
- Посмотрите друг на друга, подарите друг другу свою улыбку. Подарите мне свои улыбки.
- Прослушаем песню (песня «От улыбки»).
2. Подведение к теме занятия.
- Ребята, сегодня к нам пришли гости. Для того, чтобы узнать кто именно, нужно отгадать загадки. Будьте внимательны!
По небу ходит
Маляр без кистей.
Краской коричневой
Красит людей. (Солнце)
(Появляется изображение солнца на доске)
В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода)
(Появляется изображение капель воды на доске)
Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем. (Воздух)
(Появляется изображение неба на доске)
- Итак, кто у нас сегодня в гостях?
(Солнце, воздух и вода)
- Верно! А как вы думаете, это наши друзья или нет?
(Друзья)
- Правильно! А о друзьях нужно многое знать!
3. Основная часть занятия.
1. Беседа о солнце.
- Ребята, что такое Солнце?
(Это космическое тело)
- Действительно, Солнце – это звезда, которая находится в космосе, так же, как и Луна, и наша планета Земля. Наша планета Земля непрерывно движется вокруг Солнца. Когда одна ее часть освещена Солнцем – там день, другая находится в темноте – там ночь (показывается на глобусе).
- Почему ночью прохладней, чем днем?
(Потому что солнечные лучи не проходят туда, где наступает ночь)
- Солнце великий труженик. Оно работает без отдыха круглые сутки.
- Что делает Солнце?
(Светит и согревает нашу землю)
- Солнечный свет и тепло – важные условия для жизни и развития не только человека, но и животного и растительного мира.
- Солнцу мы должны сказать «спасибо» и за свежий воздух, вдыхаемый нами. Вы спросите, почему солнцу, а не деревьям? Ведь это они выделяют кислород! Всё правильно! И деревьям – большое спасибо. Но без солнца, без помощи солнечных лучей они не смогли бы это сделать, потому что процесс, при котором очищается воздух, то есть забирается из него вредный углекислый газ и выделяется кислород, которым дышат все живые существа на нашей планете, возможен только под воздействием солнечных лучей.
- Вы любите солнышко?
- За что вы любите солнышко?
(За то, что оно греет)
- Еще за что?
(За то, что можно загорать)
- Правильно, можно закаляться, то есть принимать солнечные ванны.
- В какое время года мы будем загорать?
(Я думаю, что мы будем загорать летом)
- Ребята, как вы думаете солнышко полезное?
(Я думаю, что солнышко полезное)
- Правильно, солнышко нам дает свет, тепло, солнечный загар, витамин «Д», который нужен нам для того, чтобы наши кости были крепкими. Значит, солнышко нам помогает сохранить здоровье.
- А может оно быть вредным?
(Может)
- Какой вред нашему здоровью может принести солнце?
(Я думаю, что от солнца можно получить ожог)
- Солнце может быть как полезным, так и вредным.
- Но в большей степени солнышко нам добавляет радость и хорошее настроение. Сегодня, ребята, солнечно на улице! Давайте с вами с помощью маленького зеркальца попробуем пригласить солнышко к нам в гости! Поиграем «солнечными зайчиками».
2. Беседа о воздухе.
- Ребята, сделайте вдох, выдох, вдох, выдох.
- Что вы делаете?
(Дышим)
- Верно! Мы дышим.
- Чем вы дышите?
(Мы дышим воздухом, кислородом)
- Воздух – это бесцветный, прозрачный газ. Он состоит из кислорода и других элементов.
- Мы видим воздух?
(Нет, мы воздух не видим, воздух - невидимка)
- Воздух можно почувствовать?
(Да, можно)
- Кто еще дышит воздухом?
(Воздухом дышат, птицы, звери, растения. Воздух окружает всю нашу Землю)
- Какой бывает воздух?
(Воздух бывает чистый и грязный)
- В лесу воздух чистый, в нем всегда легко дышится, потому что там много деревьев, разных растений, которые очищают воздух. А в городе воздух загрязненный от машин, заводов, фабрик. Деревья – лучший лекарь для воздуха. Поэтому человек сажает вокруг домов деревья, создает парки, рощи, скверы – всё для того, чтобы легче дышалось, и человек меньше болел.
- От правильного дыхания зависит ритм работы сердца, работа мозга. Вместе с вами выполним дыхательные упражнения, которые помогут организму работать как часы. Давайте поиграем с пользой:
Дыхательная гимнастика «Одуванчик».
- Попробуем помочь одуванчику (воображаемому) разнести свои семена – парашютики по лесной полянке. Делаем глубокий вдох, губы складываем трубочкой и силой.
3. Беседа о воде.
- Мы подружились с солнышком, с воздухом. Пришло время подружиться и с водой.
- Ребята, посмотрите на модель нашей планеты Земля – глобус. Какого цвета на нем больше?
(Голубого)
- А что это означает?
- Верно, голубой цвет на глобусе – это вода – моря и океаны нашей планеты.
- Суши в два раза меньше, чем воды. На нашей планете 4 океана, более 30 морей, множество рек и озёр.
- Вода поит все живое : поля, леса, луга. Без нее не могут жить ни звери, ни птицы, ни растения, ни люди. Но вода не только поит, но и кормит.
- В морях, реках и озерах водится рыба. Рыбаки добывают ее на рыболовных судах. Электростанции вырабатывают электричество с помощью воды.
- А для чего еще нам нужна вода?
(Дети предлагают разные версии)
- Да, правильно: люди пьют воду, водой умываются, убирают своё жилище, моют машины и дороги. По морям и океанам плывет водный транспорт – суда, везущие грузы и пассажиров. Без воды нельзя приготовить еду, лекарства, бетон для стройки и многое другое.
- А вы знаете, где еще находится вода, кроме рек, озер, морей и океанов?
(Ответы детей)
- В воздухе, почве, растениях, животных, людях.
- И вода не всегда жидкая. Она может находиться в трех состояниях: твердом, жидком и газообразном.
- Ребята, посмотрите еще раз на глобус. На нашей планете много воды, но не вся вода питьевая. Очень много солёной, а вот пресной мало. Если её мало, что нужно делать?
(Беречь)
-Да, воду нужно экономить. Как мы можем ее экономить?
(Закрывать краны, брать столько воды, сколько нужно, оберегать ее)
- А от чего оберегать?
(От загрязнений)
- Да, верно. Нельзя бросать мусор в водоемы или выливать различные химикаты. Вода будет отравлена. А если она отравлена, погибнут рыбы, заразятся животные, а за ними заразится и человек.
Игра «Дедушка Водяной».
Все участники игры ходят по кругу и приговаривают:
«Дедушка Водяной, что сидишь ты подводой?»
В центре круга с закрытыми глазами сидит водящий – «дедушка Водяной». После призыва ребят Водяной встает и выбирает наугад любого игрока и пытается на ощупь угадать, кто это. Если угадал, то опознанный игрок становится Водяным.
Дети играют.
- Молодцы, ребята! Вам понравилась игра?
(Ответы детей)
4. Подведение итогов занятия.
- Дети, что вы сегодня узнали на нашем занятии?
(Мы узнали что, солнце, воздух и вода – наши верные друзья)
- Верно, всем живым существам, в том числе и человеку, необходимы солнце, воздух и вода!
- Чтобы не болеть, нужно быть здоровым – больше гулять на свежем воздухе, закаляться, содержать тело и дом в чистоте и заниматься спортом.
- Наше занятие мне бы хотелось закончить девизом:
Солнце, воздух и вода –
Наши верные друзья.
С ними будем мы дружить,
Чтоб здоровыми нам быть.