Марьям Магомедова
Конспект НОД в старшей группе по художественному конструированию (из ниток) «Одуванчик»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Познакомить детей с процессом изготовления поделок из нового для них материала – ниток.
Помочь освоить способ создания основы для любой поделки – накручивание ниток на картон и перевязывания мотка в необходимых местах.
Формировать направленность на создание художественного образа, изменение основы разными приемами.
Систематизировать представления и знания детей о весне, признаках весны.
Учить соблюдать технику безопасности в работе с ножницами,
Развивать мелкую моторику рук.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе по художественному конструированию (из ниток) „Одуванчик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Одуванчик. Все про одуванчики для детей
- Одуванчики. Конспекты занятий
- Одуванчики. Конструирование, поделки
- Поделки из ниток. Помпоны, пряжа, изонить, ниткография
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2016
Развивать внимание, мышление, фантазию, воображение, творческие способности и художественный вкус у детей.
Развивать чувство композиции, учить детей гармонично располагать детали задуманной композиции на плоскости.
Развивать умение применять полученные ранее знания и навыки.
Развивать навыки активной речи, обогащать и активизировать словарь.
Прививать любовь к ручному труду.
Воспитывать стремление изготовить полезную и красивую поделку своими руками.
Воспитывать терпение, аккуратность в работе, целеустремлённость.
Воспитывать у детей навыки коллективной работы, умение согласовывать свои замыслы с замыслами других детей.
Поддерживать детскую инициативу.
Методы и приемы:
Проблемная ситуация, мотивация, ТРИЗ, ИКТ – технологии, воспитатель в роли Весны, дидактическая игра «Какой одуванчик?», показ и объяснение с участием детей, деление детей на подгруппы, беседа по ОБЖ «Весна прекрасна и опасна», дидактическая игра «Назови фигуру», дидактическая игра «Строение цветка», дыхательное упражнение «Подуем на одуванчик»,физминутка «Веснянка», пальчиковая гимнастика «Цветок», гимнастика для глаз «Полет бабочки» показ и объяснение с участием детей, индивидуальный, дифференцированный подход, словарная работа «кренделек», использование музыкального произведения Ф. Шопена «Весенний вальс» (Мелодия рая).
Предварительная работа:
Беседы о весне, рассматривание иллюстраций, отгадывание загадок, чтение пословиц и поговорок, чтение художественной литературы, наблюдения в природе на прогулке за сезонными изменениями, заполнение календаря природы, исследовательская деятельность по календарю погоды, опытно экспериментальная и исследовательская деятельность, сравнения и выводы с отметкой в журнале наблюдений.
Здоровьесберегающие технологии:
Использование двигательной активности: смена статической позы, физминутка, пальчиковая гимнастика, дыхательное упражнение, гимнастика для глаз.
Материалы и оборудование:
Заготовка для коллективной композиции, нитки для вязания желтого и зеленого цветов, картонные прямоугольник и квадрат для накручивания нити, ножницы, клей-карандаш или бумажный клей и кисточки, емкость для клея, тарелочки, салфетки, клеенки для стола, медиапроектор, интерактивная доска, слайды с изображением признаков весны, электронная гимнастика для глаз, проигрыватель.
Создание условий для самостоятельной деятельности к продолжению темы: материалы для дальнейшей самостоятельной деятельности детей: бисер, пайетки, бусинки, ленточки, нитки для вязания разных цветов, лоскуты тканей, бумага разной фактуры, гуашь, кисти, тематический альбом «Весенние полевые цветы».
Работа с родителями: Ознакомление родителей с задачами программы по художественному конструированию; сбор картинок, иллюстраций для составления тематического альбома «Весенние полевые цветы»; помощь в приобретении материалов к НОД.
Ход занятия
Воспитатель в костюме весны.
В – Здравствуйте, ребята!
Д – Здравствуйте!
В – (Загадывает загадку)
Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю
Движения полна, зовут меня….
Д- Весна!
В- А как вы догадались?
Д- (Высказывания детей) Весной солнышко светит ярче, пригревает землю и лопаются почки, появляются первые молодые листочки, идут дожди, весной природа просыпается ото сна, все приходит в движение. (Дети используют витагенный опыт, называя признаки весны. На интерактивной доске иллюстрируются картинки, соответствующие ответам детей).
В – Очень рада, что вы так много знаете о признаках весны, обо мне. Ребята, а я ведь бываю не только нарядной и ласковой, но бываю и обманчивой. Вы знаете об этом?
Д – Знаем.
В – Я предлагаю вам поиграть в игру «Хорошо - плохо». На каждый из ответов будем выставлять на доску магнитик и посмотрим, чего же в весне все-таки больше: хорошего или плохого, радостей
или трудностей. (Магнитики двух цветов для варианта «хорошо» и варианта «плохо»).
(Для выкладывания магнитиков можно пригласить кого-то из детей).
Сначала поговорим о весне с позиции «Хорошо» (Добиваться от детей полных ответов).
Д – Весной становится тепло; весной прилетают птицы из дальних стран, вьют гнезда ; весной поют птицы; весной оживает природа, весной появляются красивые яркие бабочки, жучки, божьи коровки; весной пробивается изумрудная травка появляются первые листочки, весной зацветают цветы; весной все становится ярким и красивым; весной надо надевать на себя меньше одежды; весной можно дольше гулять; за весной следует лето – самое любимое время года и т. д.
В - А что опасного во мне? Рассмотрим весну с позиции «Плохо»
(Высказывания детей. В рассуждениях дети говорят о весенних явлениях, опасных для них)
Д -Весной на улице скользко, можно упасть и ушибиться или получить травму; весной с крыш зданий свисают сосульки –они опасны, могут поранить; весной снег становится рыхлым, можно провалиться; весной снег становится грязным и вокруг некрасиво; весной тает снег и образуются лужи, а под лужей скользко, а еще можно промочить в луже ноги и простудиться.
В –А можно ли всех опасностей и неприятных ситуаций избежать?
(Размышление детей. Дети используют свои знания из основ безопасной жизнедеятельности)
Вижу, вы много знаете о коварстве весны. Значит, подготовлены и знаете, чего стоит опасаться и как себя уберечь, как избежать опасностей и неприятностей.
А давайте подсчитаем магнитики и посмотрим, что же у нас получилось. (Вместе считаем).
Наш подсчет показал, что хорошего о весне вы сказали больше. Так, значит, вы все-таки ждали весну и рады мне?
Д – Да!
В - Ребята, стоит мне только прогреть землю своим теплым дыханием, как тут же начинает оживать природа, луга, полянки покрываются молодой изумрудной травкой и расцветают весенние полевые цветы, мои друзья – маленькие солнышки.
Кто догадался, что это за цветок?
Д – Одуванчик!
В – Как вы догадались, что это одуванчик? (показ изображения одуванчика, можно на интерактивной доске).
Д – Он круглый и желтый, как солнышко.
В – Верно! Молодцы! А что еще вы можете сказать об одуванчике? Какой он?
Д - Солнечный, золотистый, красивый, веселый, пушистый, на короткой ножке- стебельке.
В – А теперь давайте вспомним, какие особенности имеет одуванчик?
Д – (используют свои знания из наблюдений на территории детского сада, исследовательской деятельности)
Если выдался пасмурный день и солнышко не светит, он закрывается! А еще ночью закрывается, потому что ночью солнышко не светит! Когда он отцветает, превращается в белый шар, ветер дует, и маленькие парашютики-семена разлетаются. Вы иногда тоже любите сдувать «парашютики», правда, ребята? Давайте вместе изобразим, как вы это делаете. (дыхательная гимнастика)
В – Какие же вы наблюдательные! Еще я хотела обратить ваше внимание, что листья одуванчика растут не как у многих других цветов по всему стеблю, а у самого основания стебелька.
(Важно обратить на это внимание, чтобы при наклеивании деталей цветка дети расположили листья правильно, т. е. не по длине стебля, а внизу, в траве).
Воспитатель показывает детям заготовку для коллективной работы (заготовки необходимо иметь на каждую подгруппу) кусок листа ДВП, обтянутый голубой тканью, солнце, выполненное в технике ниткографии, травка и один одуванчик из ниток)
Мотивация.
В – Посмотрите, вот это – моя волшебная поляна. На ней светит солнышко, пробилась травка и расцвел всего один одуванчик. Как вы думаете, какое настроение у этого одуванчика?
Д – Грустное.
В – А почему вы так думаете?
Д – Потому что он совсем один, а одному быть грустно.
В – Чем же ему помочь? Как поднять его настроение?
Д – Мы сделаем много одуванчиков, они будут ему друзьями и он обрадуется.
В – Это замечательная идея, сделать много одуванчиков, чтобы одинокий одуванчик повеселел! А одуванчик-то необычный, как вы думаете, почему он необычный?
Д – потому что он сделан из ниток.
В – Хотите, я вас научу делать такой одуванчик?
(Далее показ с объяснением. Дети становятся возле воспитателя, вокруг столов.
Показ и объяснение лучше проводить с участием детей, с использованием их витагенного опыта. Рассматривание образца, закрепление строения цветка).
В– Из каких частей состоит цветок?
Д – Из корня, стебля, листьев, цветка. (Добиваться называния строения растения в правильной последовательности)
В – Все согласны, что растение имеет корень, стебель, листья и сам цветок одуванчик?
Сначала делаем стебель. Перед вами два отрезка зеленой нитки, один- короткий, другой-длинный. Как вы думаете, из какого отрезка мы сделаем стебель?
Д – Из короткого.
В – Почему вы так решили?
(Дети рассуждают и приходят к мнению, что для листиков нужно сделать несколько витков нитки, значит, нитка понадобится длиннее, а для стебля достаточно будет короткой нитки).
Что сначала лучше сделать: листья или цветок?
(Дети размышляют и приходят к мнению, что если строение цветка это стебель, листья, цветок, то и делать надо в той же последовательности).
В – Вы рассудили правильно. Кто мне подскажет, как из этой нитки сделать такой же стебель, как у нашего одуванчика?
(дети размышляют, рассуждают и выбираем оптимальный способ – сложить нитку пополам или вдвое).
В – Кусок нитки складываем вдвое или пополам и перекручиваем нитки между собой. (Как мы из нитки делаем стебель? Дети закрепляют)
Что сначала лучше сделать: листья или цветок?
(Дети размышляют и приходят к мнению, что если строение цветка это стебель, листья, цветок, то и делать надо в той же последовательности).
В – Вы рассудили правильно. Приступаем к изготовлению листьев. Для этого используем второй, более длинный отрезок зеленой нитки. Но сначала обратите внимание: у нас две картонные заготовки. Они имеют геометрическую форму. Какую?
Д – Прямоугольник и квадрат.
В – Эти картонные фигуры помогут нам при изготовлении листьев и цветка, мы будем наматывать на них нитки. Какую по вашему мнению мы возьмем фигуру для изготовления листьев, а какую для цветка?
(Дети могут разойтись во мнениях. Следует выслушать разные мнения и попросить обосновать свой ответ. Возможно, кто-то из детей предложит использовать прямоугольную заготовку для листьев, так как листья одуванчика имеют продолговатую форму, поэтому картонный прямоугольник больше для этого подходит. Для цветка соответственно используем квадрат. Но процесс изготовления цветка более сложный, нежели листьев, поэтому дети могут затрудниться в обосновании предположения).
Намотаем зеленую нитку на картонный прямоугольник, придерживая большим пальцем, пока не сделаем первых два-три витка. Делаем несколько витков. Завяжем внизу два узелочка, чтобы не развязалось. Можно помочь друг другу завязать узелки: подержать пальчик в том месте, где надо завязать узелок.
(Воспитатель тоже может немного помочь затруднившимся)
Аккуратно снимаем, чтобы нитки не запутались и не распустились.
Теперь приступим к изготовлению самого цветка. Так же, как для листьев, наматываем нить желтого цвета на картонный квадрат. Для цветка делаем больше витков, чем для листьев, чтобы цветок получился пышным. Аккуратно снимаем с картона. Затем перевязываем, но уже не внизу, а посередине.
Получилось наподобие кренделька.
(Объяснение значения слова «кренделек» с показом изображения).
В – Но как же из этого «кренделька» получить одуванчик?
Д – Предложения детей.
Возможно, кто-то из детей предложит правильный вариант. В таком случае, подтвердить правильность предположения и продолжить показ.
В - Теперь просовываем ножницы в получившиеся отверстия и разрезаем. Не забудьте, пожалуйста, про правила безопасного пользования ножницами. Соединяем в цветок. Получился красивый одуванчик.
Затем все детали (стебель, цветок, листья) переносим на общую композицию.
В – Как вы поступите, когда все части цветка будут готовы, сразу приклеите?
Д – Надо сначала разместить все как положено, затем приклеить.
В – Правильно, ребята. Сначала разместите ваши одуванчики на общей композиции так, чтобы все было гармонично, затем приклеивайте.
Закрепление алгоритма выполнения работы.
В –Что-то морозно мне у вас.
А хотите, чтобы всем стало тепло и уютно, и я наконец победила холод и стужу?
Д – Хотим!
В – Тогда, давайте поиграем! Игра называется «Веснянка»!
Физминутка для изменения статической позы детей
Солнышко, солнышко, золотое донышко (идут по кругу за руки)
Гори, гори ясно, чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей (бегут по кругу)
Прилетело сто грачей (имитационные движения)
Асугробы тают, тают (Приседают)
А цветочки подрастают (Поднимаются)
Прежде чем вы приступите к изготовлению одуванчиков, подготовим пальцы, чтобы они стали проворнее и лучше слушались.
Пальчиковая гимнастику «Цветок».
Вырос красивый цветок на поляне (запястья соединить, изобразить чашечку цветка)
Утром весенним раскрыл лепестки (развести пальцы рук)
Всем лепесткам красоту и питанье (ритмично двигать пальцами вместе-врозь)
Дружно дают под землей корешки (ладони опустить вниз, тыльной стороной прижать друг к другу).
Дети приступают к выполнению работы под музыку Ф. Шопена «Весенний вальс»(Мелодия рая).
Детям, быстрее других справившимся с работой, предложить сделать еще одуванчик по желанию.
В – Ребята, посмотрите, какая красивая у нас получилась полянка. Все вместе мы смогли помочь одуванчику, и он теперь не грустит, у него есть друзья! А заодно и скучную поляну оживили! Этим красивым панно мы можем украсить один из уголков детского сада.
Смотрите, к нашим одуванчикам летит бабочка. Давайте проследим за ней взглядом.
(Гимнастика для глаз на интерактивной доске «Полет бабочки» под музыкальное сопровождение Следует дать установку, что двигаются только зрачки).
Воспитатель подводит детей к столу, на котором находятся материалы для дальнейшей самостоятельной деятельности детей, для развития творческого воображения, фантазии (нитки для вязания разных цветов, бисер, пайетки, бусинки, ленточки, лоскуты ткани, бумага разной фактуры, тематический альбом «Весенние полевые цветы»). Дети могут в свободной деятельности дополнить поляну, например, сделать пчелку, бабочку, божью коровку или что-то другое по своему желанию из бисера, пайеток, ниток, бусинок, ленточек и т. д. или сделать новую поделку.
- А это вам от меня в подарок для продолжения вашего творчества. Можете что-то добавить к полянке с одуванчиками на ваше усмотрение. А можете сделать другое панно с разными полевыми цветами или любую другую поделку по своему желанию.