Виктория Быкова
Конспект НОД в старшей группе «Волшебница осень»
Цель: развивать навыки связной речи.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
Уточнить и расширить представление об осени, ее приметах.
Уточнить, расширить и активизировать словарь по теме «Осень».
Совершенствовать грамматический строй речи.
Учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно – ласкательными суффиксами.
Учить связному монологическому высказыванию (толкование загадки).
Учить образовывать глаголы совершенного вида приставочным способом.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Волшебница осень“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Старшая группа
- Темочки
Учить отвечать на вопросы полным предложением, подбирать слова – признаки и слова – действия.
Коррекционно – развивающие:
Развивать зрительное внимание и восприятие, память, мышление, связную речь.
Развивать тонкую и общую моторику, дыхание и правильный речевой выдох, координацию речи с движением.
Развивать творческое воображение.
Коррекционно – воспитательные:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви и бережного отношения к природе.
Оборудование: волшебный сундучок с заданиями, картинки с изображением осенних листочков, листочки из бумаги на ниточках, «волшебная» коробочка, разноцветные нити.
Используемые методы и приё мы: беседа, активизация диалога и монолога, вопросов, создание игровой познавательной ситуации, интегрированный подход к организации дидактических игр, нитеграфия.
Индивидуальная работа: следить за правильным произношением слов, построением предложений, формирование правильного речевого выдоха.
Ход НОД:
Приветствие.
(Дети стоят рядом со своими местами)
Придумано кем – то просто и мудро,
При встрече здороваться:
– «Доброе утро!»
– Доброе утро, дети!
Основная часть:
«Введение в тему»
– Ребята, мы сегодня с вами поговорим, а о чем мы будем говорить, вы узнаете из загадки, которая спряталась в волшебном сундучке (воспитатель показывает сундучок) :
Пришла без красок и без кисти
И перекрасила все листья.
Воспитатель:
– Как вы думаете, о ком это говорится? (Об осени)
Воспитатель:
А вот ещё вам загадки (воспитатель достает их из сундучка) :
Вслед за августом приходит,
С листопадом хороводит
И богат он урожаем,
Мы его, конечно, знаем!
(Сентябрь)
Поле чё рно-белым стало:
Падает то дождь, то снег.
А ещё похолодало —
Льдом сковало воды рек.
Мёрзнет в поле озимь ржи.
Что за месяц, подскажи?
(Ноябрь)
Всё мрачней лицо природы:
Почернели огороды,
Оголяются леса,
Молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился.
Что за месяц к нам явился?
(Октябрь)
– Про что эти загадки? (Про осенние месяцы)
– Давайте назовем осенние месяцы по порядку. (Сентябрь, октябрь, ноябрь)
– Дети, а какое сейчас время года? (Осень)
– А почему вы так думаете? (Дети называют признаки осень)
«Рассказ об осени»
– Ребята, а теперь давайте расскажем об осени. Свой рассказ мы будем сопровождать движениями и жестами, вставайте рядом со своими стульчиками:
Пришла осень.
(Обвести широким жестом всю картину)
Стало холодно.
(Обхватить себя руками и поежиться)
Дует ветер.
(Вытянуть руки вверх покачать ими из стороны в сторону)
Начался листопад.
(Показать руками, как падают листочки)
Идет дождь.
(Руки согнуть в локтях и поднять вверх, а затем движением сверху вниз не спеша опустить их вниз)
на землю,
(Руки перед грудью, волнообразными движениями развести их в разные стороны)
на дома,
(Поднять ладони вверх и соединить их кончиками пальцев под углом друг к другу)
на деревья,
(Поднять вверх руки, пальцы раздвинуть)
на людей.
(Положить руки себе на голову).
«Массаж биологически активных зон»
Воспитатель:
– Конечно, в такую погоду легко простудиться. Но нам простуда не страшна. Мы сделаем массаж «Неболейка».
Чтобы горло не болело, мы его погладим смело
(дети поглаживают ладонями шею сверху вниз)
Чтоб не кашлять, не чихать, нужно носик растирать
(указательными пальцами растирать крылья носа)
Лоб мы тоже разотрем, ладошку держим козырьком
(прикладывают ладони «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе»)
«Вилку» пальчиками сделай, массируй ушки ты и шею
(раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать точки впереди и сзади за ушами)
Знаем, знаем, да – да – да нам простуда не страшна!
(потирают ладони)
«Подбери слова – признаки»
Воспитатель:
– Ребята, а теперь вы мне расскажите – осень какая? А ваши ответы я буду складывать в волшебную матрёшку.
Осень (какая) – холодная, красивая…
Ветер (какой) – сильный, порывистый, холодный…
Дождь (какой) – холодный, мокрый, частый, крупный, мелкий, сильный, косой…
Листья (какие) – красивые, резные, багряные…
Небо (какое) – хмурое, тяжелое, пасмурное, дождливое, облачное, серое, темное.
«Подбери слова – действия»
Воспитатель:
– Осенью на улице бывает разная погода. То ветер разыграется, то дождь сильный польёт, то листопад начнётся. Я буду называть слова, а вы отвечайте.
Ветер (что делает? — дует, вьется, бушует, воет.
Дождь (что делает) — идет, капает, льёт, моросит.
Дети (что делают) — гуляют, катаются, играют, веселятся, радуются…
Листочки (что делают) – опадают, летают, кружатся, засыхают…
«Подуем на листочек» (упр. с бумажными листочками на ниточках)
Воспитатель:
– Давайте подуем на наши листочки, пусть они закружатся.
Вдохните воздух носиком, а выдохните через ротик, щечки не надувайте!
«Назови ласково»
Воспитатель:
– Листочки улетели, а я приглашаю вас поиграть в игру («Назови
ласково»)
– Комочек маленький поймай и словечко приласкай!
Лист – листочек
Ветер -…
Дождь -…
Дерево -…
Лужа -…
Гриб – …
Облако -…
«Скажи наоборот»
Воспитатель:
– Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот!
Летом дни жаркие, а осенью….
Летом дни длинные, а осенью …
Летом дожди теплые, а осенью …
Одна лужа большая, а другая ….
Игра. «Так бывает или не бывает осенью?»
Воспитатель:
Осень наступает после весны? (Нет. Осень наступает после лета.)
Осенью падает белый, пушистый снег – это листопад? (Нет. Осенью падают листья)
Осенью дни короткие, а ночи длинные? (Да. Осенью дни короткие, а ночи длинные.)
Осень все окрашивает в белый цвет? (Нет. Осень окрашивает все в желтый цвет.)
Дождь пушистый, теплый, легкий? (Нет. Дождь холодный, мокрый, частый.)
«Пальчиковая гимнастика»
Воспитатель:
Давайте расскажем о наших осенних забавах и выполним пальчиковую гимнастику “Собираем листочки” :
Раз, два, три, четыре, пять, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Будем листья собирать. (сжимаем и разжимаем кулачки)
Листья березы, (загибаем пальчики, начиная с большого)
Листья рябины
Листики тополя,
Листья осины,
Листики дуба мы соберём,
Маме осенний букет отнесём. («шагаем» по столу средним и указательным пальцем)
«Собери картинку»
Воспитатель;
-Теперь наши пальчики стали послушными и ловкими. Они без труда смогут собрать сломанные картинки (собирают картинку с осенними листочками)
Что у вас получилось? (Дети составляют описательные рассказы о своих листочках)
Рисуем «Волшебной ниточкой»
Из матрешки воспитатель достает ниточку.
Воспитатель:
-Ребята, а сейчас мы с вами станем волшебными художниками и нарисуем осенние листочки «волшебными нитями»
Итог:
14. Рефлекссия
В центре стола кладется «солнышко», вокруг которого будут выкладываться бумажные облака и тучки. Дети по очереди выбирают облако (все понравилось, или тучку (не очень понравилось, было скучно) объясняя свой выбор.
Воспитатель:
– Ребята наше занятие подходит к концу, и мне очень бы хотелось, чтобы вы поделились со мной и ребятами своими впечатлениями. А сделаем мы это при помощи наших тучек и облаков (педагог ставит в центре стола блюдце с вышеперечисленными предметами). А теперь ребята, я попрошу вас выбрать тот предмет, который соответствует вашему настроению, после нашего занятия. Если вы довольны и вам все понравилось, выбирайте «облачко» и кладите его возле нашего солнышка. Ну, а если вам было скучно, или что-то не понравилось, выбирайте «тучку». (Выполнение рефлексии).
Воспитатель:
– Вот и закончилось наше занятие. Ребята, вы только посмотрите, какое замечательное панно, я очень рада тому, что возле нашего солнышка совсем не видно тучек, одни облака. Это значит, что наше занятие было интересным и познавательным.