Антонина Владимировна Кибирева
Конспект НОД в старшей группе на тему «Осень. Природные явления»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе на тему «Осень. Природные явления»
Цель: Знакомство детей с природными явлениями.
Задачи
Образовательные:
Познакомить детей с природными явлениями (листопад, заря, ветер, облака, солнце, формировать интерес к познанию природы.
Учить понимать и оценивать природные явления, их влияние на погоду.
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе на тему „Осень, Природные явления“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Погода и природные явления
- Старшая группа
- Темочки
Развивать образное и ассоциативное мышление, внимание, восприятие, память, наблюдательность, любознательность, способность анализировать.
Воспитательные:
Воспитывать эстетическое восприятие природы, желание любоваться красивыми явлениями природы.
Предварительная работа: Наблюдения на прогулке, беседы с детьми о природных явлениях, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы: Игровой, наглядный, рассказ воспитателя, проблемные вопросы, использование художественной литературы.
Материалы и оборудование: Иллюстрации природных явлений (заря, ветер, облака, солнце, музыкальное сопровождение.
Ход занятия
1. Организационный момент
Воспитатель вместе с детьми под музыку входит в группу. Заходят, здороваются с гостями, присаживаются на стульчики. Группа украшена осенними листьями, облака, прикреплённые на верёвочках к потолку, солнце.
В. : (находит на стуле корзину с осенними листьями, на которых написаны названия природных явлений : листопад, заря, ветер, облака, солнце).
Ребята, кто принёс корзину? Что в ней?
Д. : ответы
В. : конечно, это корзина от Осени послушайте загадку
2. Читаю загадку от Осени «Подумай и ответь?»
- Посмотри, мой милый друг
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает,
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года-
Это все вокруг –
(природа)
3. В. : Ребята, а вот ещё вопрос от осени (достаю из корзины и зачитываю) как можно узнать, какая погода нас ожидает сегодня? (Послушать по телевизору, посмотреть на термометр, спросить у взрослых и т. д.)
4. ПОСТАНОВКА УЧЕБНОЙ ЦЕЛИ
Изменения, которые происходят в природе независимо от воли человека - называются природными явлениями.
В. : осень принесла нам свою корзину специально, чтобы мы поговорили с вами о природных явлениях, которые бывают осенью
5. Дидактическая игра «Придумай слово»
Какая погода бывает осенью?
- Когда идет дождь - дождливая,
-Когда дует ветер – ветреная,
-Холодно – холодная,
-Пасмурно – пасмурная,
- Сыро – сырая,
-Хмуро – хмурая,
-Ясно – ясная.
Воспитатель: Каждое утро мы узнаем прогноз погоды: будет сегодня солнечно или дождливо, тепло или холодно, ветрено или тихо. Как вы думаете, что же влияет на погоду? Почему она меняется? (предположения детей)
В. : Как называется природное явление, когда с деревьев падают листья
6. Природное явление ЛИСТОПАД
А мы с вами знаем стихотворение про листопад
Романа Семеновича Сефа
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
7. В. : Замечательно, а девочки приготовили для нас танец с «Осенними листочками»
8. Природные явления ЗАРЯ, ВОСХОД, ЗАКАТ
В. : Ребята, посмотрите на экран. Какое природное явление изображено?
Рассказ воспитателя. (сопровождается соответствующей иллюстрацией)
С древних времен люди любовались утренней и вечерней зарей. Перед заходом солнце не такое яркое, как днем, висит над горизонтом большим шаром. Сначала оно золотисто-желтого цвета, потом переходит в оранжевый. У самого горизонта солнце становится темно-красным. Меняется и цвет неба. Краски – оранжевые, розовые, красные – играют на небосводе. Они меняются каждое мгновение. Наконец солнце опускается за горизонт все ниже, заря бледнеет, и наступает ночь. Утром все повторится: небо окрасится нежными, светлыми красками, выкатится круглое яркое солнце, и начнется новый прекрасный день.
9. На Руси по цвету зари предсказывали погоду.
А Полина сейчас нам расскажет эти приметы.
Красная вечерняя заря – к ветру.
Солнце село в облака – на другой день дождь будет.
Чистый закат солнца – к ясной хорошей погоде.
Понаблюдайте с родителями и проверьте, так ли это.
10. В: ребята, давайте поиграем в игру «Заря-заряница»
ЗАРЯ-ЗАРЯНИЦА
"Все стоят в кругу, взявшись за руки, причём желательно, чтобы участники с примерно равными физическими возможностями (парень-парень, девушка-девушка, ребёнок-ребёнок) стояли рядом друг с другом. Внутри по кругу ходит "Заря" с красной лентой в руках.
Участники поют:
Заря-заряница, Красная девица
По полю ходила, ключи обронила
Ключи золотые, ленты голубые.
Кольца обвитые. За водой пошла.
На последних словах "заря" вешает ленту на сцепленные руки двух рядом стоящих людей (двух парней, или двух девушек, или двух детей, "разделяя" их, но не отпуская ленту. Они расцепляются и разворачиваются спиной друг к другу, чуть выйдя за периметр круга.
Участники хором командуют:
Раз-два, не воронь, беги как огонь!
Оба участника должны бежать в разные стороны по внешней стороне круга. Кто быстрее обежит весь круг, вернется на свое место, тот и хватает платок. После того, как добежавший первым участник взял платок, он входит внутрь круга и благодарит "Зарю" поклоном. Затем выбирается новая "Заря»
11. Природное явление ВЕТЕР
Дыхательная гимнастика «Ветер»
На ниточке привязаны листья из салфеток. Дуем на них под музыку 3 раза. Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.
12. ДЫХАТЕЛЬНОЕ УПРАЖНЕНИЕ "ОСЕННИЕ ЛИСТЬЯ"
Дует легкий ветерок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
И качает так листок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
Дует сильный ветерок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
И качает так листок –
Ш-ш-ш! Ш-ш-ш!
13. Физминутка «Ветер и осенние листья»
Мы листики осенние, (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
На ветках мы сидим.
Дунул ветер — полетели. (Руки в стороны, бег по кругу на носочках.)
Мы летели, мы летели
И на землю тихо сели. (Присели.)
Ветер снова набежал
И листочки все поднял. (Плавное покачивание руками вверху над головой.)
Закружились, полетели
И на землю снова сели. (Присели.)
14. Природное явление ОБЛАКА
Воспитатель: Облака путешествуют в небесном просторе. Над лесами и полями, над морями и океанами плывут, подчиняясь ветру, эти вечные странники.
Облака – это вода, которая испарилась – превратилась в пар – из морей, океанов и с поверхности земли. Легкий пар поднялся высоко в небо и превратился в маленькое облачко. Оно плывет над землей, сливается с другими облаками, собирает водяной пар и превращает его в дождевые капли. Пока облако вырастет, ветер унесет его далеко от места, где оно зародилось.
15. Творческая игра «Облака»
Воспитатель: Представьте себе, что сильный могучий ветер поднял вас с земли и понёс высоко в небо, а затем плавно посадил на мягкое, пушистое облако. Вы сидите на облаке большом пребольшом и вам совсем не страшно, а хочется спеть песенку и пообщаться. Закройте глаза.
16. Песня «Осень»
Воспитатель: Как вы думаете, могут ли облака разговаривать между собой? О чём могут разговаривать между собой облака? О чем бы вы хотели поговорить с облаком? (размышления детей)
17. Природное явление СОЛНЦЕ
Воспитатель: Но вот ветерок разогнал облака, и на небе появилось солнце. (смотрим на экран). Вспомните, какими словами мы говорим о солнце.
Дети: ответы.
Воспитатель: Какими словами можно сказать про небо.
Дети: ответы.
Воспитатель: Солнце дает тепло, жизнь всему живому на земле. Скучно, грустно без солнышко.
В. : Давайте, и мы разгоним облака, пригласим к нам солнышко. Исполним весёлый, добрый танец о дружбе «Доброта»
18. Танец «ДОБРОТА»
19. Итог
О каких природных явлениях мы сегодня говорили?
Какие природные явления влияют на состояние погоды?
Что нового и интересного вы узнали?
Какие моменты вам больше понравились и почему?
20. Рефлексия
В. : Ребята, оцените свою работу. Если вам сегодня было легко, понятно, вы справились со всеми заданиями. То возьмите солнышко.
Если вам было не все понятно, были затруднения, возьмите облачко.
21. Оценка воспитателя
Оцениваю каждого. Возвращаюсь к корзине, достаю подарки и дарю всем раскраски «осенние листья».