екатерина Лунгу
Конспект НОД в старшей группе «Конвенция о правах детей»
Конспект НОД «Знакомство детей с Конвенцией о правах ребенка»
Лунгу Екатерина Михайловна
воспитатель МДОУ №49
«Золотой петушок»
г. Тирасполь
I кв. категории
Цель: Знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, своими правами и
обязанностями.
Задачи:
Воспитательные:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Конвенция о правах детей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
- Воспитывать чувство самоуважения.
- Воспитывать уважение к окружающим людям – детям и взрослым.
Образовательные:
- Формировать представление об основных положениях Конвенции о правах ребенка.
- Формировать представления о правах и обязанностях детей.
Развивающие:
- Развивать правовое мировоззрение.
- Развивать внимание, память, логическое мышление.
- Развивать связную речь.
- Обогащать словарь детей по теме.
Оборудование: экран, мяч, видео презентация, «Конвенция о правах ребенка», д/и «Одень куклу в национальный костюм», свидетельство о рождении ребенка.
Ход НОД:
Вводная часть (мотивация).
На экране телевизора появляется герой мультфильма Барбоскины - Малыш
Малыш : - Здравствуйте ребята!
Воспитатель: -Здравствуй малыш. Какая красивая у тебя книга, это наверное, тебе папа подарил?
Малыш: -Да, эту книгу мне подарил папа. Я вчера целый вечер ее рассматривал, но так ничего в ней не разобрал. Поэтому я и решил, прийти к вам в гости, чтобы вы мне помогли и объяснили, что же в ней такого интересного написано и зачем она нужна детям.
Воспитатель: - Ребята, поможем Малышу?
Дети: - Поможем.
Воспитатель: - Малыш мы с большим удовольствием поможем тебе, а заодно и сами узнаем, о чем же говорится в этой книге. Ты слушай внимательно. Ребята, эта книга называется «Конвенция о правах ребенка» и ее написали взрослые специально для вас. Ведь они заботятся о вас, и решили все ваши права записать вот в эту книгу, чтобы вы были защищены от многих неприятностей. Чтобы стать полноправным членом общества, нужно знать свои права. И сегодня мы с вами поговорим, какие же права есть у всех детей на нашей планете.
Основная часть.
Воспитатель: -Важнейшее право, которое имеют все дети на планете, - право на жизнь. Большую часть времени вы проживаете в детском саду. А как вы думаете, почему его назвали садом?
Дети : - Потому что, дети растут как цветы в саду.
Воспитатель: Я предлагаю вам посмотреть фильм о том, как растет цветок.
Демонстрация видеоролика «Как прорастает цветок».
Воспитатель:- Ребята, вы не хотите превратиться в маленькое семечко, а я буду садовником.
Игра-пантомима «Семечко».
«Садовник» очень бережно относится к «семенам», поливает их (гладит по голове и телу, ухаживает. С теплым весенним солнышком «семечко» начинает медленно расти (все поднимаются). У него раскрываются листочки (руки тянутся в кверху, растет стебелек (вытягивается тело, появляются веточки с бутонами (руки в стороны, пальцы сжаты). Наступает радостный момент, бутончики лопаются (резко разжимаются кулачки, и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой (осмотреть себя, улыбается другим цветам (улыбнутся соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками. Вот так как цветы растете и вы, хорошеете с каждым днем, поэтому детей называют цветами жизни.
Воспитатель: - Ребята обратите внимание на экран.
На экране появляется слайд «Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание».
Воспитатель: - Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
- Ребята, а от чего зависит здоровье?
Дети: - Здоровье зависит от правильного питание, отдыха, занятия спортом, посещение врача для профилактики….
Воспитатель:- Настроение человека тоже зависит от здоровья.
На экране появляется изображение слайда – «грустный смайлик».
Воспитатель:- Покажите, пожалуйста, какое настроение изображено на экране?
Дети: (демонстрируют на лице грусть.)
Воспитатель: - Когда человек себя плохо чувствует у него и грусть на лице появляется. А когда мы себя чувствуем хорошо, какое у нас настроение?
На экране появляется изображение слайда – «веселый смайлик».
Дети: (изображают радость.)
На экране появляется слайд «Дети имеют право говорить на своем родном языке, соблюдать обряды своей культуры, быть гражданином»
Воспитатель: - Наследующей странице написано, что дети имеют право говорить на своем родном языке, соблюдать обряды своей культуры, быть гражданином. Вам нравятся ваши имена?
Дети: -Да!
Воспитатель: - Известно ли вам, что имена растут вместе с вами. Вы подрастаете, и ваши имена вырастают. Например, Таня – Татьяна. У каждого человека есть свое имя. Поэтому, обращаясь, друг к другу, нужно вежливо ласково, по имени. И, конечно же, недопустимо называть человека грубым словом, давать ему кличку, обзывать – это нарушение его права на имя.
Игра с мячом «Моё имя»
Дети по кругу передают мяч и называют друг друга.
Воспитатель: - Давайте с вами разберем, что же такое право на гражданство. После рождения вы получили первый в своей жизни документ - это Свидетельство о рождении, где указано ваше имя, имя мамы, имя папы, национальность и место, где вы родились. Вы не просто человечек, а гражданин своей республики, своего государства. (Воспитатель демонстрирует детям «Свидетельство о рождении ребенка»).
Воспитатель: - Ребята, а в какой республике вы живете?
Дети: - Мы живем в Приднестровской Молдавской Республике.
Воспитатель: - В нашей республике живут разные народы. Назовите их пожалуйста.
Дети: - Молдаване, украинцы, русские …
На экране появляются изображение молдаванина, украинца, русского.
Воспитатель: - А также болгары, гагаузы, белорусы и другие. Все они живут в дружбе и согласии, уважая права друг друга.
Дидактическая игра «Одень куклу в национальный костюм»
Воспитатель: - Я предлагаю вам подойти к столам и поиграть в игру «Одень куклу в национальный костюм». Но перед этим проведем пальчиковую игру.
Пальчиковая игра «РАДУГА»
Гляньте - радуга над нами, (нарисовать рукой над головой полукруг,маховое движение).
Над деревьями, (руки поднять вверх, пальцы разомкнуты.)
Домами, (руки сложены над головой крышей.)
И над морем, над волной, (нарисовать волну рукой.)
И немножко надо мной.
Воспитатель: - На столе вам предложены костюмы трех национальностей, ваша задача подобрать куклам костюмы.
Дети, играя в игру, комментируют в какие костюмы, они одели куклы.
Воспитатель: - Ребята, предлагаю обратить внимание на экран.
На экран появляется слайд «Дети имеют право на отдых».
Воспитатель: У каждого взрослого и ребенка есть право на игру, на отдых. Мы сейчас немного отдохнем.
«Музыкальная физминутка»
На экране появляется слайд «Ребенок имеет право на семью».
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, ребята, а с кем вы живете?
Дети: - С родителями.
Воспитатель: - А как, одним словом назвать вас и ваших родителей?
Дети: - Семья.
Воспитатель: - В книге записано, что «каждый ребенок имеет право проживать в семье, со своими родителями, имеет право на любовь и понимание со стороны родителей и семьи». Давайте отгадаем загадки, слушайте внимательно и смело отвечайте.
Загадки о семье
Воспитатель:
Кто милее всех на свете?
Кого любят очень дети?
На вопрос отвечу прямо:
— Всех милее наша.
Дети: -Мама.
Воспитатель:
Кто же трудную работу
Может делать по субботам? —
С топором, пилой, лопатой
Строит, трудится наш.
Дети: -Папа.
Воспитатель:
Кто любить не устает,
Пироги для нас печет,
Вкусные оладушки?
Это наша.
Дети: - Бабушка.
Воспитатель:
Кто всю жизнь работал,
Окружал заботой
Внуков, бабушку, детей,
Уважал простых людей?
На пенсии уж много лет
Нестареющий наш.
Дети: -Дед.
Воспитатель:
Кто веселый карапузик —
Шустро ползает на пузе?
Удивительный мальчишка —
Это младший мой.
Дети: -Братишка.
Воспитатель:
Кто любит и меня, и братца,
Но больше любит наряжаться? —
Очень модная девчонка —
Моя старшая.
Дети: - Сестренка.
Воспитатель:
Это слово каждый знает,
Ни на что не променяет!
К цифре «семь» добавлю «я» —
Что получится?
Дети: - Семья.
Дидактическая игра с мячом «Кто что делает».
Воспитатель задает вопрос, а играющие отвечают словами - действиями (глаголами).
Воспитатель: - Что делает мама?
Ребенок: - Убирает, готовит еду, стирает, ходит в магазин;
Воспитатель: - Что делает папа?
Ребенок: -Ходит на работу, ремонтирует, ездит на рыбалку, сидит за компьютером;
Воспитатель: -Что делает бабушка?
Ребенок: -Работает на огороде, вяжет спицами, печет пирожки, сидит на лавочке;
Воспитатель: -Что делает дедушка?
Ребенок: -Читает газеты, смотрит телевизор, играет в домино, ходит по грибы;
Воспитатель: -Что делаешь ты?
Ребенок: -Играю с игрушками, рисую, гуляю во дворе, смотрю мультфильмы.
На экране появляется слайд «Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению».
Воспитатель: - Следующее право- «Дети имеют право на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению» .
- Ребята, давайте, вспомним знакомые сказки. В каких из них одни герои обижали других. Обратите внимание на экран.
На экране появляется слайд с изображением сказки «Золушка».
Воспитатель: - Что вы можете сказать об этой сказке? Какие права здесь нарушены?
Дети: - Сказка «Золушка». Злая мачеха заставляла Золушку работать и лишила права на отдых.
На экране появляется слайд с изображением сказки «Три поросенка».
Воспитатель: - Следующая сказка.
Дети:- Три поросенка, волк хотел лишить поросят права на жилье и жизнь.
На экране появляется слайд с изображением сказки «Красная шапочка».
Воспитатель: Что вы можете сказать об этой сказке? Какие права здесь нарушены?
Дети: -Сказка «Красная шапочка».Волк лишил бабушку права на жизнь и хотел лишить Красную шапочку.
На экране появляется слайд с изображением сказки «Мойдодыр».
Воспитатель: -Что вы можете сказать об этой сказке? Какие права здесь нарушены?
Дети: - Сказка «Мойдодыр». Мальчик лишил себя право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.
Воспитатель: - Почему?
Дети: -Нужно соблюдать гигиену и быть опрятным, можно заболеть если не умываться.
На экране появляется слайд с изображением сказки «Заюшкина избушка».
Воспитатель: -Что вы можете сказать об этой сказке? Какие права здесь нарушены?
Дети: - Сказка «Заюшкина избушка». Лиса лишила зайца право на жилье.
Воспитатель: -Молодцы ребята вы хорошо запомнили права, которые защищают вас от многих неприятностей.
Заключительная часть.
Сюрпризный момент.
На экране появляется Малыш.
Малыш : -Спасибо вам ребята за помощь, на память вам дарю эмблемы на которых описаны ваши права. До свидания ребята!
Итог НОД.
Воспитатель:
- Вам понравилось помогать малышу?
- Что вы запомнили интересного?
- О чем мы сегодня говорили?