Наталья Савельева
Конспект НОД «Утица» по лепке в старшей группе для детей 5–6 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект педагогического мероприятия
«Утица»
Образовательная область:
«Художественно-эстетическое развитие»
Возрастная группа – старшая (5-6 лет).
Воспитатель: Савельева Наталья Владимировна
(1 квалификационная категория)
Тип занятия: интегрированная педагогическая деятельность.
Публикация «Конспект НОД „Утица“ по лепке в старшей группе для детей 5–6 лет» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лепка. Все материалы по лепке
- Пластилин. Поделки из пластилина по темам
- Старшая группа
- Темочки
Цель: знакомить детей с народными промыслами, бытом и культурой опытным путем в сотворчестве с педагогом и сверстниками. Показать детям разнообразие пластического материала – глина.
Задачи приоритетной педагогической деятельности:
Художественно-эстетическое развитие: продолжать знакомить детей с одним из видов декоративно-прикладного творчества – керамикой; учить приемам лепки из глины изделия малой формы – утица; вспомнить и закрепить на практике приемы лепки: скатывание, сплющивание, оттягивание, примазывание, выскребание, сглаживание.
Задачи образовательных областей в интеграции:
Речевое развитие: расширять словарный запас дошкольников (гончар, утица, солонка, развивать коммуникативные навыки (отвечать полным развернутым ответом на вопрос, развивать умение задавать вопрос).
Социально-коммуникативное развитие: приобщать детей к народным традициям, развивать желание становиться участником и творцом праздничных приготовлений.
Познавательное развитие: расширять знания детей о предметах быта коми народа, о гончарном деле.
Формирование предпосылок учебной деятельности: формирование умения осуществлять действие по образцу и заданному правилу.
Оборудование для детей:
• Глина, вода
• Стеки
• Доски для лепки
• Фартуки, нарукавники
• Подставка для готовых фигурок
• Влажные салфетки
• Готовые глиняные утицы, предметы быта из глины (мини музей).
Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)
[b]Проблемная ситуация. [/b]
Воспитатель вместе с детьми заходит в группу. Встают полукругом перед экраном.
Воспитатель: «Ребята, у нас сегодня необычное занятие по лепке. Слышите? (звучит звонок скайпа, на экране картинка про гончарное дело). Посмотрите, это гончар, человек, который занимается изготовлением предметов из глины. Ребята, как называется место, где работает гончар?».
Ответы детей (гончарная мастерская).
Воспитатель: «Это видеофильм – приглашение вас в город мастеров. Согласны отправиться туда? Из этого фильма мы узнаем много интересного».
Показ видеофильма и презентации с проговариванием текста воспитателем.
Воспитатель: «С древних времен люди лепили глиняную посуду. Первоначально в этой посуде люди не готовили пищу, а хранили в ней зерно, овощи, фрукты и разные другие продукты. Но однажды глиняный сосуд попал нечаянно в огонь. К удивлению людей, живших в те времена этот глиняный сосуд, попавший в огонь, стал сильно отличаться от остальной глиняной посуды. Он стал крепким, легким и звонким. И, даже, попав под дождь, этот сосуд не размок, как другая посуда, которая очень страдала и приходила в негодность от воды. Люди сделали выводы и решили впредь обжигать глиняную посуду на огне. Так глиняная посуда вошла в быт первых людей. Люди присматривались, оценивали свои глиняные изделия, постепенно начали изменять форму. Для воды делали кувшины с длинным и узким горлышком, для других продуктов делали разнообразные сосуды, широкие и массивные с мощными ручками. Потом люди научились украшать свои изделия, то декоративными налепами, то тиснением, то углубленным рельефом и, конечно же росписью. У каждого народа появлялись свои отличительные особенности в украшениях изделий. У народа коми, как на одежде и обуви, так и на предметах быта прослеживались коми народные узоры. «Без прошлого нет будущего» и «Любовь к родному краю, знание его истории – основа духовной культуры всего общества!».
Воспитатель: «Мы с вами посмотрели и окунулись в историю изготовления глиняных предметов, а теперь мы сами можем попробовать сделать что-либо своими руками (рассматривание мини-музея глиняных изделий). Мы находимся в городе мастеров, одеваем фартуки, нарукавники и слушаем внимательно, что же я вам предлагаю сделать из глины. Загадка-описание: в старину каждая девушка, выходя замуж, уносила такую фигурку из родительского дома. Фигурка говорила о благополучии и счастье будущей семьи. По обычаю коми верили в магическую силу этой птицы, считали ее священным прапредком. Кроме этой птицы солонки изображались в виде гуся, лебедя и гагары. Также были солонки с головой коня, барана, медведя. Кто-нибудь знает о какой птице идет речь?»
Ответ: Утица (солонка).
Основной этап (деятельный этап)
Воспитатель: «Ребята, мы уже знакомы с глиной, как материалом для лепки, давайте перечислим свойства глины:
Ответы детей: мягкая, пластичная, лопается, примазывается, сохнет.
Воспитатель: «И перечислим приемы лепки, которые мы используем в работе:
Ответы детей: скатывание, раскатывание, примазывание, оттягивание, сплющивание, разглаживание, выскребание.
Физминутка (по выбору).
Рассматривание, обсуждение (предложения и выводы) с детьми картинок и готового изделия утицы (клюв, хвост, чем и как можно сделать углубление для соли, как сделать изделие устойчивым).
Воспитатель: «Молодцы! Приступим к работе. Мы сегодня используем пластический способ – это лепка из целого куска, когда все части вытягиваются и формируется изделие, начальная форма – шар. Скатывает шар, затем овоид. Вытягиваем голову, затем клюв уплощенный. Вытягивает хвост и выравниваем тело утицы. Выскребаем пространство для соли на спинке утицы. Разглаживаем изделие, при необходимости смачиваем руки (пальцы) водой. (Все приемы лепки выполняются по показу воспитателя и при необходимости оказывается помощь детям).
Рефлексия:
После выполнения дети выставляют свои работы на подставку и рассматривают их. Воспитатель интересуется, все ли получилось у детей, что вызвало затруднения. Что нового и полезного для себя узнали дети про изготовление посуды из глины.
Ответы детей.
Воспитатель: «Замечательные работы получились у нас с вами, вы очень старались. На следующем занятии мы покрасим наши утицы и разукрасим их коми орнаментом. А наше путешествие в город мастеров закончилось. Спасибо вам за ваш труд!».