Кристина Вотинцева
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности по формированию фонематического восприятия «Звуки [Г’], [Г]»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности по формированию фонематического восприятия «Звуки Г, Гь».
Цели:
Коррекционно-образовательные:
- Познакомить детей со звуками Г и Гь, буквой Г.
Коррекционно-развивающие:
- Научить чётко произносить звуки Г, Гь в слогах, словах, фразах.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе компенсирующей направленности по формированию фонематического восприятия „Звуки [Г’], [Г]“» размещена в разделах
- Буквы К, Г и звуки [К], [Г]. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие фонематического слуха
- Старшая группа
- Темочки
- Развивать умение делить слова на слоги.
- Упражнять в звуковом анализе слогов Га и Ги.
- Учить дифференцировать Г и Гь.
Коррекционно-воспитательные :
- воспитывать самоконтроль за поставленными звуками.
Содержание деятельности.
1. Организационный момент.
Сядет тот, кто назовет слова, которое начинается на звук Э.
2. Массаж лица: поглаживание, «Рисуем дорожки» - движения пальцев от середины лба к вискам, «Погладим подбородок» - тыльной поверхностью пальцев поглаживать от середины подбородка к ушам, постукивание, поглаживание с закрытыми глазами.
3. Развитие мимических мышц:
Изобразить провинившуюся кошку, укравшую сосиску, а затем выразить ей сочувствие.
Плачет киска в коридоре.
У нее большое горе:
Злые люди бедной киске
Не дают украсть сосиски. Б. Заходер
4. Артикуляционная гимнастика:
- «Окошечко» - под счёт до 5.
- «Лопаточка» - под счёт до 5.
- «Чашечка» - под счёт до 5.
- «Качели»,
- «Месим тесто».
5. Работа над развитием дыхания и голоса.
Упражнение: «Ныряльщики» (глубокий вдох –задержать дыхание – присесть –встать - выдохнуть).
Работа над голосом:
га –го-ГУ
ГА –го –гу
га- ГО- гу
6. Знакомство с новым материалом.
Ребята, сегодня к нам в гости пришел гусь и гусыня. (Картинка)
Скажите, пожалуйста, как кричит гусь? (Г-г-г) Все верно. У гусиной семьи есть гусята. (Картинка)
Как кричит гусёнок? (Гь, гь,гь). Молодцы, правильно.
Давайте еще раз повторим, как говорит гусь. А теперь, как говорит гусёнок. Вот эти два звука мы с вами будем учиться различать.
Возьмите зеркало и произнесите звук Г.
Звук Г не поётся, когда мы его произносим, то воздух встречает преграду, значит звук СОГЛАСНЫЙ. Хорошо.
Теперь положите ладошку на горлышко и снова произнесите звук Г. Горлышко звенит, значит звук ЗВОНКИЙ.
Давайте произнесём слог ГА, какой звук Г? (твёрдый). Все верно, твёрдый. Огоньком какого цвета будем обозначать первый звук с слоге Га? (синим). Молодцы!
А сейчас давайте произнесём слог ГИ, какой звук Г? (мягкий). Все верно, мягкий. Огоньком какого цвета будем обозначать первый звук с слоге Ги? (зелёным). Замечательно!
Ребята, так чем же отличаются звуки Г и Гь? (Ответы детей).
Г- твердый звук/ старший брат, обозначается фишкой синего цвета, а
Гь- мягкий звук/младший брат, обозначается фишкой зелёного цвета.
(Выдать символ звука Г – гусь гогочет).
7. Связь звуков и буквы :
Как и у всех ранее изученных звуков у звуков Г и Гь есть свой домик. Это буква Г. (Картинка)
Послушайте, пожалуйста, стихотворение:
Буква Г как уголок —
Проще некуда урок.
Вот на Г тебе слова:
Глобус, Город, Голова.
С. Иванов
(Записать на доске).
8. Развитие мелкой моторики.
Ребята, а теперь я вам предлагаю выложить букву Г из спичек, огонечков или фасоли.
9. Кординация речи с движением:
Ребята, встаньте на правую ногу, руки на пояс:
Очень трудно так стоять, не качаться, не шататься, за соседа не держаться.
Сейчас встаньте на левую ногу:
Очень трудно так стоять, не качаться, не шататься, за соседа не держаться.
10. Развитие фонематического слуха :
Дети найдите в своих пеналах синий и зеленый светофорчик. Возьмите их в разные руки и поверните колокольчиком ко мне. Сейчас мы проверим, как внимательно вы умеете слушать. Когда я назову слово на твердый звук Г, например, ГРОМ, вы поднимете синий светофорчик. Когда же я назову слово на мягкий звук гь, например, ГИМН, вы поднимете зелёный светофорчик.
Горох, гроза, грабли, голубь, газ.
Гитара, георгин, гиря, герб, гидроцикл.
(Контроль за правильным поднятием светофорчиков).
11. Дифференциация звуков в слогах.
Звуковой анализ : ГА, ГИ.
12. Дифференциация звуков в словах.
Раздать детям картинки со звуками Г и Гь.
Дети выходят к доске и вывешивают картинки, согласно твердости (синий гномик) - мягкости (зелёный гномик).
13. Дифференциация звуков в предложении.
Дети составляют предложение на выбор со словами гусеница и гитара.
Логопед на доске чертит схему предложения.
14. Итог.
С какими звуками мы сегодня познакомились? Почему они согласные?
15. Рефлексия.
Что больше всего понравилось на занятии? А что не понравилось?