Иордан Юлия
«Как выращивают хлеб». Конспект НОД в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе «Как выращивают хлеб»
Задачи:
Сформировать у детей представление о ценности хлеба, о значении хлеба в жизни человека.
Обобщать и систематизировать представления о процессе изготовления хлеба.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Хлеб. Все о хлебе для детей
- Хлеб. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Формировать умение сравнивать колоски пшеницы и ржи по цвету, форме, пшеничного и ржаного хлеба по вкусу.
Продолжать знакомить с различными профессиями работников сельского хозяйства; подвести к пониманию важности и значимости труда людей по выращиванию хлеба; дать знания о том, что для облегчения труда используется разнообразная техника.
Углублять и систематизировать представления об условиях жизни растения; учить устанавливать связь между состоянием растения и условиями окружающей среды.
Закреплять умение детей работать с тестом.
Воспитывать у детей бережное отношение к хлебу и уважение к людям, которые вырастили хлеб.
Развивать связную речь, обогащать словарь, упражнять в подборе признаков предмета. Развивать мелкую моторику рук.
Обогащение словаря: чёрствый, ароматный, аппетитный, хлебозавод, рожь, пшеница, зерно, поле, нива, колос, комбайн, комбайнер, уборка, сеялка, хлебороб.
Материалы и оборудование: Хлебобулочные изделия, презентация «Как зерно хлебом стало», мультимедиа проектор, колосья хлебных злаков, картинки с изображением пшеничного и ржаного колосьев, зерна пшеницы и ржи, мука, кусочки пшеничного и ржаного хлеба, схема «Как хлеб на стол пришёл», солёное тесто, доски для лепки, стеки, салфетки для рук, мольберт.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: М. Глинская «Хлеб», М. Пришвин «Лисичкин хлеб», Л. Кон «Пшеница», «Рожь», А. Мусатов «Как хлеб на стол пришёл», В. Даукевич «От зерна до каравая»; рассматривание картины А. А. Пластова «Ужин трактористов», И. И. Шишкина «Рожь», С. А. Куприянова «Вспашка»;
наблюдение за приготовлением соленого теста в групповой комнате, заучивание стихов наизусть, наблюдение за выгрузкой хлеба в детском саду, экскурсия к хлебному магазину, рисование колосков и зёрен пшеницы, рассматривание картин и иллюстраций, сюжетно-ролевые игры «Магазин», «Булочная», «Пекари».
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Труд», «Социализация», «Художественное творчество», «Художественная литература».
Ход непосредственной образовательной деятельности:
- У нас сегодня гости. Давайте с ними поздороваемся…
И передадим гостям своё хорошее настроение – подарим им свои улыбки…
- А теперь я вас приглашаю посетить наш магазин.
- Что вы видите на прилавках нашего магазина?).
- Как это можно назвать одним словом? (Хлеб).
- Давайте подумаем и скажем, какой бывает хлеб? Дадим характеристику хлебу. (Вкусный, мягкий, свежий, ароматный, белый, горячий, черствый, аппетитный, полезный).
- Хлеб является самым главным продуктом.
(Ребёнок читает стихотворение про хлеб).
Важней, чем хлеб продукта нет :
На завтрак, ужин и обед.
Его к столу нам подают.
Хлеб в магазине продают.
Там на прилавках хлеб любой :
Пшеничный хлеб и хлеб ржаной,
Батон, душистый каравай –
Всё, что угодно, выбирай!
- А вы любите хлеб?
- Сможете определить хлеб на вкус? (да).
- Как раз именно сегодня в нашем магазине проходит рекламная акция «Угадай на вкус».
У меня в мешочке кусочки ржаного хлеба и пшеничного. Вам нужно с закрытыми глазами определить на вкус кусочек какого хлеба вам достанется, ржаного или пшеничного.
Закрывайте глаза, открывайте рот, я вам положу кусочек, вы его разжуёте, съедите, а потом нам скажите, кому какой хлеб достался…
Глаза можно открыть.
- Тебе какой хлеб достался? А тебе? …
- Молодцы! Умеете узнавать хлеб на вкус.
- Кроме того, что хлеб вкусный, он ещё и полезный – в нём много витаминов. Без хлеба не обходится ни одно застолье. Хлеб пользуется почётом и уважением. Все мы каждый день едим хлеб ржаной, пшеничный, батон… многие любят сушки, ватрушки, печенье…
- А знаете ли вы, из чего делают хлеб? (из муки)
- А что такое мука? Из чего её получают? Пройдёмте к столу…
Переходим к столу.
На столе 3 тарелки: 1 – мука, 2 – зёрна ржи, 3 – зёрна пшеницы
- Посмотрите у нас на столе мука, а рядом зёрна.
Муку получают вот из таких зёрен.
Есть между ними разница? (да). Потрогайте и муку и зёрна. Какие они на ощупь? (мука мягкая, зерна – твёрдые, по цвету: мука белая, зёрна желтые)
- А теперь рассмотрите внимательно зёрна. Не случайно они лежат на двух разных тарелочках.
- Все ли зёрна одинаковые? (нет).
- На одной тарелке лежат зёрна пшеницы. Вот они. Они округлые.
На другой – зёрна ржи, они длинные.
Рожь и пшеница - хлебные растения. Они растут в поле.
- А как выглядят эти растения? Кто-нибудь видел?)
Идёмте посмотрим. Садитесь поудобнее.
Дети садятся на стульчики. Перед ними мольберт.
На мольберте колосья пшеницы и ржи.
- Посмотрите, здесь изображены пшеница и рожь. Зёрна у этих растений собраны в колоски. Давайте их рассмотрим. Колоски пшеницы и ржи, также как и зёрна – разные.
Это колос ржи. Что вы можете о нём сказать? (Он длинный, тонкий, у него есть длинные усики.) Зёрна у ржи длинные и колосок длинный. Запомнили?
- А что вы можете сказать о колоске пшеницы, какой он? (короче и потолще, а усики короткие и зёрнышки круглее).
- Чтобы получить из зёрен муку, нужно затратить очень много труда: сначала вырастить рожь и пшеницу, потом собрать урожай. Эти занимаются хлеборобы. Давайте произнесём это слово… Кто выращивает хлеб? (ответы 2-3-х детей)
- Как выращивают хлеб? Зерно нужно посадить в землю.
- Какая должна быть земля?)
- Каждому растению, чтобы хорошо расти, нужна мягкая, рыхлая земля, нужна вода, солнечный свет и воздух.
Вот люди и вскапывают и разрыхляют землю для растений, поливают их, когда нет дождя.
Слайд 1
Чтобы получить много зерна, засевают огромное поле. И обрабатывать поля помогает техника.
- Что это за техника такая? Это трактор. На тракторе работает тракторист. Он вспахивает трактором землю.
Слайд 2
- Затем на вспаханное поле выходят другие машины – сеялки. Они засевают поле зерном. Зерно прорастает, и вырастают колосья.
Физминутка:
В землю зёрнышко попало – сели
Подрастать на солнце стало – постепенно встают.
Дождик землю поливал – руки вверху, наклоны вправо-влево
И росточек подрастал – тянемся на носочках
К свету и теплу тянулся – тянемся на носочках, руки вверх
И красавцем обернулся – пружинка с поворотом вправо-влево.
- Всё лето созревают зёрна в колосьях. Поле в это время очень красивое.
Слайд 3
- С чем можно сравнить хлебное поле?)
Многие сравниваю поле с морем. Как вы думаете почему?)
Как и у моря, у поля почти не видно края. И когда дует сильный ветер, по полю как будто проходят волны. Хлебное поле ещё называют словом нива. Повторите новое слово. (хором и инд.)
Нива от слова низ, т. е. поле находится низко-низко. Послушайте, как об это говорится в стихотворении.
Нива моя, нива, нива золотая!
Зреешь ты на солнце, колос наливая.
По тебе, по ветру, словно в синем море,
Волны так и ходят, ходят на просторе…
- Почему автор назвал ниву золотой?)
Слайд 4
- Но вот зёрна созрели. И на поле выходят другие машины – комбайны.
«Он идёт волну сечёт, из трубы зерно течёт» - есть такая загадка про комбайн. Кто работает на комбайне? (Комбайнер)
- Что же делает комбайн?)
- Он срезает колосья и вымолачивает из них зёрна, эти зёрна по специальному длинному рукаву (бункеру) высыпаются в грузовые машины.
Слайд 5
- Потом зёрна везут на мельницу.
Слайд 6
- Там их растирают – мелют. Получается мука. Мука бывает пшеничная и ржаная.
- Но не все зёрна отвезли на мельницу и смололи, часть зёрен – самые лучшие, самые крупные оставляют, отвозят в зернохранилище, чтобы в следующем году снова засеять и собрать урожай.
- Куда же потом везут муку? (на хлебозаводы или в пекарню)
Слайд 7
- Там в специальных больших ёмкостях замешивают тесто и выпекают хлеб
Слайд 8
- Из пшеничной муки выпекают пшеничный хлеб, батоны, булки, печенье, баранки. А из ржаной муки выпекают ржаной хлеб.
- Пройдёмте в нашу «пекарню» (к столам) и посмотрим, как это делается.
(рассказ детей по схеме «Как хлеб на стол пришёл» (приготовление теста, выпекание, упаковка, доставка в магазины)
- Вот видите, ребята, как много труда надо затратить. Чтобы получить хлеб. Поэтому хлеб надо беречь. Русский народ всегда бережно относился к хлебу.
Теперь вы знаете, откуда хлеб приходит на наш стол. Я думаю, что вы тоже будете бережно относиться к хлебу.
- А сейчас мы с вами станем пекарями. Давайте покажем, как нужно замешивать тесто.
Физминутка:
Замешиваем тесто.
А тесту в миске тесно.
Тесто выпало на стол,
Тесто шлёпнулось на пол,
Тесто убежало – Начинай сначала!
- Тесто готово. Будем лепить хлебобулочные изделия - кто, какое хочет.
- Вспомним приёмы лепки.)
- Приступаем к работе.
Самостоятельная деятельность детей.
- Какие изделия у вас получились?)
(дети рассказывают стихами о своих изделиях)
Итог
- Какие виды хлеба вы знаете?
- Кто выращивает хлеб?
- Из каких зерновых культур делают муку?
- Молодцы! Вы сегодня постарались!