Ирина Канафина
Конспект НОД в старшей группе для детей с ТНР «Я — человек. Гигиена»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Я-человек. Гигиена».
Цель: Закрепить знания о частях тела и лица. Вспомнить правила личной гигиены.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепление в речи существительных с обобщающим значением части тела и лица. Уточнение лексического словаря по теме:
Существительные: шея, нога, рука, туловище, лицо, рот, нос, брови, язык, ухо, зубы, губы.
Глаголы: разговаривать, смотреть, ходить, слышать, хмуриться, видеть.
Антонимы: длинный, короткий, толстый, тонкий, светлый, темный, высокий, низкий, прямой, вьющийся.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе для детей с ТНР „Я — человек, Гигиена“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- КГН, гигиена. Конспекты занятия
- КГН, культурно-гигиенические навыки, самообслуживание
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2021
Закрепить навык образования уменьшительно-ласкательной формы.
Учить правильному использованию местоимений в сочетании с существительными муж. и жен. рода.
Учить правильному употреблению существительных в ед. и мн. числе в родительном падеже.
Формировать умения и навыки связной речи.
Коррекционно-развивающие:
Развивать и активизировать слуховое и зрительное внимание, память, артикуляционную, мелкую моторику рук.
Оборудование. Индивидуальные зеркала, слайд-презентация «Части тела. Гигиена», индивидуальный раздаточный материал (картинки-раскраски для детей, пеналы с цветными карандашами, мяч.
Ход занятия (25 мин.) :
Организационный момент. На экране появляется девочка.
- Посмотрите ребята, это девочка Оля. Послушайте про нее загадки.
Оля смотрит на кота,
На картинки – сказки.
А для этого нужны нашей Оле … (глазки).
Оля слушает в лесу,
Как кричат кукушки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (ушки).
Оля ядрышки грызет,
Падают скорлупки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (зубки).
Оля ягодки берет
По две, по три штучки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (ручки).
Оля весело бежит
К речке по дорожке.
А для этого нужны
Нашей Оле … (ножки).
- Ребята, как можно назвать одним словом руки, ноги, уши, зубы, глаза? (части тела).
- Из каких частей состоит тело? (голова, туловище).
- Из каких частей состоит туловище?
- Из каких частей состоит голова?
Игра «Назови ласково».
- Давайте ласково назовем:
Голову – головка, Ухо – ушко,
Лоб – лобик, Брови – бровки,
Рот – ротик, Волос – волосок,
Глаза – глазки, Ресницы – реснички.
- Давайте, на минуту, представим, что к нам прилетел инопланетянин. Он похож на нас?
- Чем он от нас отличается? (ответы детей)
- Игра "Посчитай до пяти".
Давайте посчитаем, сколько у него ртов, (счет до пяти, носов, глаз.
Игра «Скажи наоборот».
И люди тоже все разные: одни высокие, а другие… (низкие).
Одни худые, а другие… (толстые).
У одних волосы короткие, а у других… (длинные).
У одних кожа светлая, а у других… (темная).
У одних волосы прямые, а у других… (вьющиеся).
Одни ходят причесанные, а другие… (лохматые).
- Вот вы все такие разные, красивые, умные, веселые. А чтобы всегда такими оставаться, нужно быть главное – здоровым.
- А как вы понимаете фразу «быть здоровым»(Не болеть, хорошо себя чувствовать).
- Ребята, а кто нам помогает быть здоровым? (врач).
- А вы знаете, что каждый человек сам может укрепить свое здоровье? Есть такая поговорка: «Я здоровье берегу, сам себе я помогу». Так как же можно укрепить свое здоровье? Как вы думаете? (ответы детей). Закаляться, купаться в море, правильно питаться, гулять на свежем воздухе, делать зарядку, проводить точечный массаж.
- А что мы с вами делаем в детском саду, для того, чтобы быть здоровыми и не болеть? (Ответы детей). Да, мы каждое утро делаем зарядку, гуляем на свежем воздухе, повара на кухне готовят нам вкусную здоровую пищу и полезный чай с шиповником, проветриваем помещение, чтобы воздух был чистым. А еще мы носим чесночные бусы и делаем самомассаж.
Давайте проведем с вами самомассаж лица.
(Дети выполняют постукивающие движения по называемым частям лица.)
Лицо – это домик.
Крыша – наш лобик.
Окошки – глаза.
Щёчка – стена.
Бородка – наш пол,
А ротик – наш стол.
(Дети выполняют поглаживающие движения по называемым частям лица.)
Мы вымоем крышу.
Окошки протрём,
И стены покрасим,
И пол подметём.
А столик протрём.
Красивый наш дом!
- Скажите, а для чего нам нужно так много разнообразных частей лица?
- Глаза нам для чего нужны? Что они умеют делать? (Ответы детей). Смотрят, моргают, щурятся, подмигивают, присматриваются.
- Как мы можем ухаживать за глазами? (умывать их, высыпаться, делать зрительную гимнастику).
Давайте проведем гимнастику для глаз.
Голова не двигается, двигаем только глазами.
Посмотрим вверх, там высокий потолок.
А сейчас прикроем веки и посмотрим на носок.
Будто часики глаза, водят взгляд туда – сюда.
Ходят влево – ходят вправо.
Не устанут никогда.
Чтоб мы с вами не зевали, глаза по кругу побежали.
Остановка, и опять в другую сторону бежать.
Теперь в жмурки поиграем.
Жмуримся и глазки открываем.
Поморгали, перестали.
- Уши нам для чего нужны? Что они умеют делать? (Ответы детей). Слушают, прислушиваются, подслушивают.
- Как мы можем ухаживать за ними? (чистить, делать массаж).
- Давайте проведем массаж ушей
• “Чебурашка” - захватить ушную раковину между указательным и большим пальцами (дети берут кулачками) и потянуть в стороны 4-5 раз. Цель: активизировать подкорковые структуры мозга.
• “Закрой люк” - захватить верхушку уха и постараться закрыть ею наружный слуховой проход. 3-4 раза. Цель: улучшается кровообращение в верхнем бедре и нижних конечностей.
• “Уши слона” - захватить между подушечками большого и указательного пальцев большую кривизну ушной раковины и растирать ее круговыми движениями вверх – вниз (до теплоты в ушах, порозовения) 4-5 раз. Цель: улучшает работу позвоночника, укрепляет слабые мышцы торса.
• “Растираем козелок”- неглубоко ввести указательный палец в наружный слуховой проход, а подушечками больших пальцев растирать козелок (серединка уха) 10-15 сек. Цель: снимает напряжение тройничного нерва лица (язык, губы, щеки, жевательные мышцы). Это упражнение рекомендовано детям с заиканием.
• “Растираем мочку уха”- подушечками большого и указательного пальцев растираем мочку уха 10-15 сек. Цель: улучшается зрение, слух.
- Ребята, а для чего нам нужен рот? (Ответы детей). Чтобы жевать, разговаривать, улыбаться,.
- Давайте проведем артикуляционную гимнастику
Язык пропустить между зубами.
Постучать зубами, губами по языку.
«Качели».
«Часики».
«Вкусное варенье».
«Лошадка».
Физминутка- игра "Мой, моя, моё" с мячом.
- Я назову часть тела, а вы повторяйте её название со словами мой, моя, моё.
- А кроме гимнастики как еще мы можем заботиться о своем здоровье? Соблюдать правила гигиены. (Беседа о предметах личной гигиены около стола воспитателя).
- А теперь помогите мне закончить предложения:
Расческа нужна, чтобы…
Зубная щетка нужна, чтобы…
Носовой платок нужен, чтобы…
Мочалка нужна, чтобы…
Инд. работа.
- Посмотрите на свои листочки. Раскрасьте только те предметы, которыми мы не можем поделиться друг с другом.
- Какие предметы вы раскрасили? (Расческу, зубную щетку, полотенце, носовой платок). Почему? (Потому что через эти предметы могут передаваться микробы и различные заболевания).
Детям, работающим быстрее, предлагается объединить в пары картинки по цели употребления. Например, зубная щетка - зубная паста.
Итог.
- Ребята, какие части тела есть у человека?
- А я например запомнила, что:
руками прыгают, а ногами трогают.
- Правильно я сказала?. А как правильно? (Руками трогают, а ногами прыгают).
Глазами нюхают, а носом смотрят;
Ушами едят, а ртом слушают;
Ногами хлопают, а руками топают;
Бровями подмигивают, а глазами хмурятся.
(Дети исправляют ошибки педагога).
- Молодцы, ребята, хорошо справились с заданиями.