Наталия Некрасова
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Русские народные праздники. Масленица»
▼ Скачать + Заказать документы
в старшей группе
на тему:
«Русские народные праздники. Масленица»
МДОУ «Детский сад N 101»
Воспитатель: Некрасова Н. Л.
г. Ярославль, 2022
Цель: формирование познавательных интересов детей через знакомство с русскими народными праздниками, применяя технологию сотрудничества.
Задачи:
Образовательные:
— Расширять представления детей о русских народных праздниках, а именно Масленице.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе детского сада „Русские народные праздники, Масленица“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Масленица. Сценарии праздников, развлечений, проводы зимы
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
— Познакомить с историей возникновения и традициями праздника широкой Масленицы.
— Учить детей при работе в группах распределять обязанности, в конце НОД проводить рефлексию.
Развивающие задачи:
— Развивать свободное общение, и взаимодействие детей со сверстниками и взрослыми.
— Развивать мелкую моторику.
— Развивать внимание, любознательность.
Воспитательные задачи:
— Воспитывать уважительное отношение к русским народным традициям.
Материалы: карточки с условными обозначениями праздников (Новый год, Рождество, Крещенье (колядки, презентация «Масленица», ноутбук, интерактивная доска, картон желтый и белый, атласные ленты, ножницы, клей, тряпочки для аппликации, нитки, пластилин, глина, цветная бумага, карточки со схемами последовательности действий, крестовина деревянная, лоскуты ткани разных размеров, вата, веревочки.
Ход НОД:
1 часть: Мотивирующая
Воспитатель с детьми стоят в кругу.
Воспитатель:
Гуляет русская зима
Останови ее, попробуй!
Махнет рукой – бела зима,
Махнет другой - растут сугробы
Белит деревья и дома
Морозит устали, не зная!
Гуляет русская зима
Морозная, не злая!
Зимой мы отмечаем много праздников. Я хочу узнать, какие праздники вы запомнили. Я вам покажу карточку с условным значком, а вы назовете праздник.
Показывает карточки: Новый год (елка, Рождество (звезда, Крещенские святки или Колядки (мешок). (Ответы детей)
2 этап. Основной.
Воспитатель: А в конце зимы, начале весны отмечаем еще один очень веселый праздник. Кто знает какой? (Ответы детей)
Воспитатель: Это праздник Масленица. И сейчас мы пройдем на стулья к доске, и я вам расскажу подробнее, что же это за праздник. А может кто-то нам может рассказать об этом празднике? (Ответы детей)
Презентация «Масленица»
Слайд 2
Масленица – древний славянский праздник, доставшийся нам в наследство от языческой культуры. Это весёлые проводы зимы, озарённые радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Она получила своё название от того, что в этот период времени, последнюю неделю перед Великим Постом, разрешается употребление в пищу сливочного масла, молочных продуктов и рыбу.
Дата начала Масленицы каждый год меняется в зависимости от того, когда начинается Великий Пост.
Главные традиционные атрибуты народного празднования Масленицы в России – блины и гулянья. А еще на Масленицу всегда устраивали ярмарку: сами изготавливали на продажу разные вещи: глиняные горшки, расписные деревянные ложки, разные игрушки для детей: свистульки глиняные, дымковские игрушки, куклы из ниток, тряпочек и многое другое.
Слайд 3
Масленица бывает в конце февраля - начале марта. Её празднуют в течение недели.
Слайд 4
Каждый день Масленицы имеет своё название и обряды.
Слайд 5, 6
Масленица начинается в понедельник, который называется - встреча. В этот день встречают Масленицу, наряжают куклу-чучело, строят снежные горы, балаганы. Те, кто побогаче, начинают печь блины. Первый блин отдают нищим на помин усопших.
Слайд 7, 8
Вторник — заигрыши. С утра молодые люди приглашались кататься с гор, поесть блинов. Звали родных и знакомых: «У нас де горы готовы и блины испечены — просим жаловать».
Слайд 9, 10
Среда — лакомка. В этот день зять приходил «к тёще на блины». Кроме зятя тёща приглашала и других гостей.
Слайд 11, 12
Четверг — широкий разгул, самый веселый день. Возят чучело на колесе, катаются, песни поют, начинают колядовать.
Слайд 13, 14
Пятница — тёщины вечерки. Зятья приглашали в гости своих тёщ, угощали их блинами.
Слайд 15, 16
Суббота – золовкины посиделки. В этот день молодые невестки приглашали в гости к себе золовок. Новобрачная невестка должна была подарить золовкам подарки.
Слайд 17
Последний день Масленицы - прощеное воскресенье или проводы. Заканчивается гулянье, на ледяных горках разводят костры, чтобы лед растопить, холод уничтожить. Прощения просят, милосердные дела творят.
Слайд 20
Многие думают, что в последний день масленичной недели сжигают чучело Масленицы, но нет, не Масленицу сжигают, а Зиму провожают!
В былые времена мужчины и женщины, взяв со своего двора по пучку соломы, складывали их в одну кучу, из которой потом всем селом делали куклу, наряжали её «по-бабски» - в яркие юбки, кофты, платок нарядный повязывали, да и возили по всему городу в санях, приветствуя и чествуя Сударыню – масленицу. А после сжигали на костре, бросая в огонь блины, в качестве поминального кушанья. Детям же говорили, что вся сытная пища в костре сгорела, тем самым объясняя им, почему в Великий пост едят только постную пищу.
Воспитатель: Мы с вами узнали, что это веселый праздник. В эти дни устраивали ярмарки, на которых играли в разные русские народные игры. И сейчас мы с вами поиграем!
Физкультминутка
Русская народная игра «Водяной»
Игра «Водяной» развивает у детей коммуникативные навыки, а также внимание, слух, память и речь.
Правила:
Водящего всегда определяли с помощью считалочки: дети самостоятельно выбирают водящего.
Шаг 1. Дети стоят в кругу, водящий-водяной в центре круга.
Шаг 2. Дети идут или бегут по кругу и произносят слова: «Дедушка водяной, что сидишь ты под водой, выгляни на чуточку, на одну минуточку».
Шаг 3. Дети останавливаются, а водящий, также, с закрытыми глазами, подходит к одному из них. Задача водящего – угадать, кто перед ним. Для этого он может потрогать стоящего игрока, но с закрытыми глазами.
Шаг 4. Водяной выигрывает в том случае, если он угадал игрока. Теперь тот садится на его место.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите устроить праздник Масленицу? (Ответы детей). А что мы должны сделать, чтобы праздник состоялся?
Дети выдвигают предположения, что необходимо сделать.
Воспитатель: К празднику всегда готовились заранее, чтобы приготовить атрибуты для игр, угощенье, сувениры и саму Масленицу. Вот мы с вами и отправимся в мастерские. Посмотрите у нас три мастерские: 1- изготовление атрибутов для игр; 2- изготовление игрушек, сувениров, 3- изготовление куклы Масленицы. В каждой мастерской лежат схемы действий. И сейчас я вас прошу решить, кто в какой мастерской будет работать.
Дети делают свой выбор, расходятся по местам.
Воспитатель: Поскольку, вы будете делать одну работу, вам нужно распределить обязанности между собой, кто какую часть работы будет делать и отвечать за ее готовность.
Дети распределяют обязанности. Воспитатель в индивидуальном порядке подходит к каждой группе и помогает.
3 этап. Рефлексия.
Воспитатель: Какие вы сегодня мастера замечательные были! А теперь расскажите другим группам, что же у вас получилось.
1 группа: атрибуты для игр:
«Напеки блины» (выстригли и склеили блины из картона). Игра заключается в том, что ребята делятся на 2 команды, какая команда перенесет больше и быстрее на сковороде блинов в определенное место, та и выиграла.
«Закрути бирюльку» (привязали ленты к обручу, к каждой ленте прикрепили бирюльку). Кто быстрее скатает бирюльки в ленту до обруча, тот и победил.
2 группа: изготовили сувениры из пластилина, глины, из теста приготовили «угощенье» для последующего использования в сюжетно-ролевой игре.
3 группа: сделали куклу Масленицу.
Воспитатель: Как вы думаете, в какой мастерской было труднее всего работать и почему?
Ответы детей.
Воспитатель: Мы с вами обязательно устроим праздник Масленицу и позовем ребят из других групп!