Светлана Овчинникова
Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях. Конспект открытой НОД в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях».
Форма НОД: подгрупповая
Цель: автоматизировать звук [ш] в слогах, словах, предложениях;
Задачи:
1. Коррекционно-образовательные:
Закрепить правильное произношение звука [ш] в слогах, словах, предложениях; формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас, совершенствовать умение образовывать относительные прилагательные;
Публикация «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях, Конспект открытой НОД в старшей группе» размещена в разделах
- Буквы Ж, Ш и звуки [Ж], [Ш]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2014
2. Коррекционно-развивающие:
Развивать фонематический слух и восприятие, развивать логическое мышление, внимание, память, воображение; развитие артикуляционной, мелкой моторики. Формировать навык самоконтроля за собственной речью.
3. Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи, интереса к НОД.
Оборудование:
презентация «Автоматизация звука Ш»;
игрушки Маша и Медведь;
пособие «Где спрятался звук»;
Д/И «Четвертый лишний
сухой бассейн с гречневой крупой; сундучок, фасоль, кукуруза, тактильные дорожки.
разрезные картинки с изображением героев мультфильма «Маша и Медведь»;
мнемодорожки;
пульт телевизора;
Мольберт, маркер;
музыкальный фрагмент из мультфильма «Маша и Медведь»;
приз – раскраска «Маша и Медведь».
Оргмомент:
Логопед: Придумано кем-то
Просто и мудро
При встречи здороваться:
- Доброе утро.
Доброе утро!-
Солнцу и птицам.
- Доброе утро!-
- Улыбчивым лицам.
- И каждый становится
Добрым, доверчивым….
Пусть доброе утро
Длится до вечера.
Сегодня у нас необычный день. К нам пришли гости. Давайте их поприветствуем. Они хотят посмотреть наше необычное занятие. А мы им покажем, как мы учимся правильно говорить.
Давайте подготовимся к занятию.
«Грабельки» - погладим лоб, чтобы голова хорошо думала.
«Вилочки» - разотрем уши, чтобы хорошо слышать.
Логопед: Поиграем с руками и пальцами, чтобы быть умными.
Кинезиологические упражнения.
«Фонарики»
«Кулак, ладонь, ребро»
Ребята! Нам сегодня прислали посылку из страны сказок и мультфильмов. А давайте узнаем какая сказка пришла к нам в гости. Откроем посылку. Ой, а здесь что-то спрятано.
Логопед привлекает внимание детей к сухому бассейну (с гречневой крупой).
- Положите ладони в бассейн, закройте глаза, почувствуйте, как вам тепло, приятно, крупинки чуть колют ваши ладошки. Можно погладить ладошками по поверхности, постучать кулачками. А теперь начинайте погружать руки внутрь. Сжимайте ладошки, перебирайте крупинки. Что вы чувствуете? (Крупинки острые, они сильно колют ваши ладошки, пальчики.) Давайте копнем поглубже: вдруг найдем там что-нибудь интересное?
Дети обнаруживают разрезные картинки, которые затем собирают на столе под звучание музыки из мультфильма.
- Кто-то прислал нам свои фотографии, вы узнали, кто это? (Это Маша и Медведь.)
- Послушай, как я их назову: Машшша, Мишшшка. Какой звук я выделила? (Звук Ш.)
Дети: Звук «Ш»
Логопед: Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить и различать звук Ш. А помогут нам в этом герои мультфильма «Маша и медведь».
Артикуляционная гимнастика:
- В одном домике жила девочка Маша. Домик у нее красивый, с круглыми окошками, как бублик (упражнение «Бублик»). Сегодня Маша печет блины
Испекли блинов немножко,
Остудили на окошке.
Есть их будем со сметаной.
Пригласим к обеду маму.
(упражнение «Блинчик» - широкий язык высунуть, расслабить, положить на нижнюю губу, следить, чтобы язык не дрожал, держать 10- 15сек.). Блины горячие, их нужно остудить (упражнение «Подуй на блинчик»). К блинам Маша приготовила сладкий чай и налила его в чашечку (упражнение «Чашечка»)
Вкусных мы блинов поели,
Выпить чаю захотели.
Язычок мы к носу тянем,
Чашку с чаем представляем.
рот широко раскрыть, широкий язык поднять кверху, потянуться к верхним зубам, но не касаться их, удерживать язык в таком положении 10-15 сек.). Чай Маша пьет с вареньем и блинами (упражнение «Вкусное варенье»)
Блин мы ели с наслажденьем-
Перепачкались вареньем.
Чтоб варенье с губ убрать,
Ротик нужно облизать.
Хорошо и весело стало Маше, и она решила покататься на лошадке. Упражнение «Лошадка».
Я _веселая лошадка,
Темная, как шоколадка.
Язычком пощелкай громко-
Стук копыт услышишь звонкий.
Покаталась Маша на лошадке и решила посмотреть в окошко. Открыла окошко, а там…. Наступила….зима.
Игра «Семейка слов» Зима. Как назовем зиму ласково -зимушка, день зимой какой- зимний день,а птицы, которые остаются с нами зимой, какие- зимующие, какая птица выводит птенцов зимой- зимородок.
Подул ветерок в окошко на шторку. Ветерок дует на шторку, а Маша слушает, как шторка шуршит: шшшшш… И любуется как кружатся снежинки. (Использование ИКТ)
Кружатся снежинки
В воздухе морозном.
Падают на землю
Кружевные звезды.
Вот одна упала
На мою ладошку.
Ой, не тай, снежинка,
Подожди немножко.
Упражнение на дыхание «Снежинка»
Упражнение «Штора шуршит на ветру». Характеристика звука :
- Давай вспомним, как шуршит шторка на ветру: ш-ш-ш-ш. Л. : Вспомните, как располагаются губы и язык, когда произносим звук [Ш].
Д. : Губы округлены и чуть выдвинуты вперед, язык круглый, «как чашечка», поднят вверх и «прилипает» к твердому небу», а струя, которую мы выдыхаем – теплая.
Л. : Звук [ш] согласный или гласный? И почему?
Д. : Согласный. Потому что когда мы его произносим нам мешает язычок.
Л. : Звук [ш] звонкий или глухой?
Д. : глухой, потому что голосовые складки не вибрируют.
Л. : А какой он мягкий или твёрдый?
Д. : твердый.
Маша решила пойти к Мишке в гости. Ну чтобы попасть к Мишке в гости нужно пойти не простой путь Вы согласны?
Развитие фонематического слуха
Маша, собираясь в путь, сложила в сумку все свои вещи. Ребята, если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то хлопните в ладоши. В сумке у Маши:, штаны, носки, шуба, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шляпа, полушубок.
Молодцы, у вас внимательные ушки! А вы хотите отправиться с Машей в гости к Мишке. Одеваются. Тогда в путь.
Произнесение слогов, слов со звуком Ш :
Идет она по лесу, а впереди сугробы. Нужно обойти сугробы вот так:
Шта-што- шту
Што-шты-шти
Шту-шта- што
Идет Маша дальше по дорожке и видит сундучок. Очень Маша удивилась Показать удивление. А сундучок не простой. В нем картинки – загадки не простые. Вы любите отгадывать загадки? Давайте отгадаем их, а если отгадаете верно, то сундучок покажет вам верную ответ отгадку. (Использование ИКТ). Четко проговаривайте отгадку со звуком [ш].
Хоть и бархатные лапки,
Но зовут меня «царапкой».
Мышек ловко я ловлю,
Молоко из блюдца пью. (Кошка)
В зеленой избушке
Живут подружки
Словно бусинки, круглы,
Изумрудны и малы. (Горошек)
Сижу верхом,
Не ведаю на ком.
Знакомца встречу-
Соскочу, привечу. (Шляпа)
Зеленый плот
По реке плывет.
На плоту- красавица
Солнцу улыбается. (Кувшинка)
Кто я- догадайтесь сами.
Я везу зимою сани,
Что легко скользят по снегу.
Летом я везу телегу. (Лошадь)
Два брюшка, четыре ушка. (Подушка)
Утром выпадет снежок-
Во двор выносим санки,
Куртку не забыв надеть
И теплую …. (Ушанка)
Эта птица никогда
Для птенцов не вьет гнезда.
Кто это? (Кукушка)
Дорожка ведет Машу дальше. Вдруг увидела на снегу следы выставлю карточку с изображением следов (тактильные дорожки) Стала Маша по следам ходить и сочинять стихи. Послушайте, ребята, что у нее получается:
Ша-ша-ша- мама моет малыша
Шу-шу-шу - Маша кушает лапшу
Ши-ши-ши – на поляне малыши
Аш-аш-аш- вот и домик наш
Ош-ош-ош- у меня нож
Уш-уш-уш- теплый душ
Иш-иш-иш- у меня малыш
Ошка-ошка- на окошке кошка
Ишка-ишка маленькая мышка.
Пока Маша ходила по следам и сочиняла стихи – замерзла. Давайте с ней поиграем в «Снежки».
Пальчиковая гимнастика. «Снежок»
Раз, два, три, четыре,
Мы с тобой снежок слепили.
Круглый крепкий, очень гладкий
И совсем-совсем не сладкий.
Раз подбросим.
Два поймаем.
Три уроним
И сломаем.
Ой мороз, мороз, мороз
(указательным и средним пальцами обеих рук слегка пощипать себя)
Щиплет щеки (за щечки)
Щиплет нос (за нос)
Щиплет ушки (за уши)
Щиплет губки (за губы)
Забирается под шубки (прячут руки под мышки)
Чтоб согреться, посмотри (трут ладони друг об дружку)
Все как следует потри:
Щеки, носик, уши, губы (трем называемые части)
Пар пошел даже от шубы (разводят руки в стороны, складывают губы трубочкой, выдыхают через них)
Молодцы справились с заданием. Тогда в путь. Ой, что это? Конверт. А в нем картинки. Давайте поможем Маше определить место звука [ш] в словах.
Мы со звуком Ш играем
И картинки подбираем:
Груша, шапка, лошадь, мышь,
Мишка, ландыш и камыш.
Помогли мы Маше - Вот мы и пришли с Машей к дому Мишки.
А дом закрыт. Давайте Маше поможем открыть замок.
Замок (Пальчиковая игра)
На двери висит замок.
(соединить пальцы обеих рук в замок)
Кто его открыть бы мог?
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
Постучали,
(не расцепляя пальцы, постучать ладонями друг о друга)
Покрутили,
(покрутить сцепленные руки в запястьях)
Потянули
(пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны)
И открыли.
(расцепить пальцы)
Зашла, посмотрела вокруг, а хозяина-то нет. Решила Маша приготовить обед. Растопила печку, стала обед готовить. Захотела сварить кашу из пшена.
Каша из пшена какая? Пшенная. А пшена не оказалось. Маша нашла кукурузу, думает сделаю кашу из кукурузы. Какая каша из кукурузы? Кукурузная.
Да вот беда кукуруза и фасоль вместе перемешаны. Давайте поможем. Перебирают фасоль и кукурузу.
Сварила компот из груш.
Компот из груш какой?
Сок из морошки какой, а из черешни?
Сок из вишни какой?
А к чаю принесла
конфеты из шоколада – какие конфеты?
Дети отчетливо произносят слова со звуком [ш] : пшенная, кукурузная, вишневый, грушевый, морошковый, черешневый, шоколадные.
Решила Маша отдохнуть.
Игра «Сломанный телевизор» (произнесение звука Ш в предложениях) :
- Увидела Маша на столе пульт и захотела включить телевизор. Послушала она, да только понять ничего не может. Давай поможем Маше исправить предложения :
На елке мышка, а в норке шишка.
Поиграли в чашки, а помыли шашки.
Наша Маша чашку шила, а Наташа платье мыла.
Игра «Четвертый лишний» :
- Заглянула Маша в другую комнату и нашла там Мишку. А Мишка был увлечен интересной игрой, но только у него ничего не получалось, и помогла ему справиться с заданием. Ребята, а давайте и мы с вами поиграем в игру «4 лишний».
Отчетливо проговаривайте лишнее слово со звуком [ш] (вишня, шапка, шило, кошка). Молодцы ребята помогли мы мишке, а теперь давайте расскажем стихотворения Мишке. А помогут нам эти картинки рассказать стихи для Мишки:
Рассказывание стихотворений с использованием мнемодорожек: (Мнемодорожки смотрите в моем блоге)
а) Миша под душем моет шею и уши.
б) Шапка да шубка –
Вот наш Мишутка.
в) Маша нашему малышке сшила новые штанишки.
Сшила шубку, сшила шарф - для мишутки – малыша.
г) Большая подушка у Мишки под ушком.
Итог занятия:
- Вот и помогли мы Маше и Мишке встретиться. Какой звук мы учились сегодня правильно произносить? Ребята, с кем мы сегодня путешествовали? Какое задание вам понравилось больше? Вы хорошо занимались, молодцы. Наши герои приготовили вам приз. Детям вручают раскраски.