Николаева Татьяна Александровна
Конспект НОД «Художница Осень» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Художница Осень»
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Цель: Закрепление знаний и представлений об осенних явлениях в природе.
Задачи:
Образовательные:
учить образовывать относительные прилагательные (березовый, дубовый, кленовый) и различать листья по внешнему виду;
закреплять знания названий цветов и оттенков (желтый, зеленый, красный, коричневый, оранжевый);
Публикация «Конспект НОД „Художница Осень“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
развивать у детей видение художественного образа и замысла через природные формы;
ознакомить с новым видом изобразительной техники –«пластилинография».
Развивающие:
способствовать развитию устной речи путем ответа на вопросы полным предложением;
активизировать словарный запас словами, обозначающими признаки осени (листопад, сильный, мощный, художница Осень и др.);
развивать сообразительность, мышление, мелкую моторику рук;
развивать художественное и зрительное восприятие.
Воспитательные:
воспитывать интерес к осенним явлениям природы;
воспитывать эмоциональный отклик на красоту осеннего пейзажа, яркую краску листьев;
воспитывать эстетическое отношение к своей работе и работам воспитанников группы.
Материал: шаблоны деревьев для лепки (на каждого ребенка, образец дерева, пластилин (желтого, красного, оранжевого, зеленого, коричневого цветов, шаблоны листьев, доски для лепки, салфетки, интерактивная доска, магнитофон.
Предварительная работа: Беседа о приметах осени, игры, чтение худ. произведений о природе, наблюдения на прогулке, работа с календарем природы, рисование рисунков на тему «Осень», разгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, разучивание стихотворений.
Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по слайдам, физкультминутка, продуктивная деятельность детей, подведение итогов.
Ход НОД:
Организационная часть:
Воспитатель: Проходите ребята (дети встали в круг)
– Для начала, встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся.
И друг другу улыбнемся.
Посмотрите, к нам на занятие пришли гости, давайте поздороваемся.
Дети: Здравствуйте.
Основная часть.
Воспитатель: (дети садятся на стульчики)
- Дети, послушайте загадку:
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года как скажи, зовется.
Дети: - Это время года Осень.
Воспитатель: Осень – это переход от лета к зиме.
Правильно, время года у нас сейчас осень. (Слайд 2)
А какие изменения в природе нам об этом говорят?
Свой ответ начинайте со слова «осенью».
Например: Осенью солнце светит мало.
Осенью улетают птицы.
Осенью собирают урожай.
Осенью в лесу много грибов.
Осенью медведь и ежик впадают в спячку.
Осенью заяц и белка меняют цвет шубки.
Осенью листья желтеют, краснеют и осыпаются.
Воспитатель: - Молодцы! А вы знаете, как называется осеннее явление, когда листики опадают?
Дети: - Листопад!
Воспитатель: Послушайте, ребята стихотворение.
Утром мы во двор идём,
Листья сыплются дождём,
Под ногами шелестят,
И летят, летят, летят.
(Е. Трутнева)
- Верно, это листопад. (Слайд 3)
Осенью листья опадают со всех деревьев. Дует ветер и разносит их по улицам, паркам.
А как вы, думаете, почему деревья сбрасывают листву?
Дети: - Становится холодно, дует ветер, зимой деревья спят.
Воспитатель: - Да, действительно с наступлением осени становится холодно, дует ветер, листья меняют свой зеленый цвет и опадают. Деревья готовятся к зиме, засыпают.
Но есть и другие причины, почему деревья сбрасывают листву: с водой и воздухом в листья попадают разные вещества, которые не все полезные для дерева. И для того, чтобы дереву не заболеть оно сбрасывает листья. Так оно освобождается от вредных веществ. Но на следующий год, когда закончится зима, станет опять тепло и наступит весна, на деревьях опять появятся новые листики.
Давайте мы сейчас с вами устроим небольшой листопад, немножко поиграем. Вставайте на ножки, подходите, берите листики, какой кому нравится: желтый, красный, оранжевый (воспитатель предлагает детям взять заготовленные заранее из картона разноцветные листики, которые выложены на ковре).
Физкультминутка «Листики» (Музыка авт. Насауленко «Осень» минус)
(Дети имитируют действия «листочков» в соответствии с текстом стихотворения)
Мы, листики осенние,
На веточках сидели. (Садятся на корточки)
Ветер дунул, полетели. (Руки в стороны)
Мы летели, мы летели. (Покачиваем руками над головой)
И на землю тихо сели. (Присели)
Ветер снова набежал.
И листочки все поднял. (Поднимаются)
Повертел их, покружил. (Кружимся и машем руками)
И на землю тихо опустил. (Снова садятся)
Воспитатель: - Скажите, пожалуйста, осенью листья, какого цвета становятся?
Дети: Красные и оранжевые, коричневые, желтые, зеленые.
Воспитатель: (Слайд 4)
Правильно, давайте, рассмотрим картину художника Олега Ладыгина, которая называется «Краски осени».
Посмотрите, краски, каких цветов использовал художник для написания своей картины?
Дети: - Желтый, красный, оранжевый, коричневые, зеленый.
Воспитатель: - Молодцы!
Какие яркие, сочные, радостные краски использовал художник для написание этой картины. Картина создаёт праздничное, лёгкое настроение.
Вы очень внимательные.
Вам понравилась картина?
Дети: Да.
Воспитатель: Но художник рисовал эту картину не один, у него была помощница, которая подарила художнику краски для его картины. А кто она, вы узнаете из моего рассказа. (Слайд 5, 6, 7, 8, 9)
- Вы, наверное, уже догадались, кто помог художнику нарисовать картину?
Дети: Осень (если дети затрудняются ответить на вопрос, воспитатель помогает).
Воспитатель: (Слайд 10) - Да, это осень. Красавица-осень радует нас своей красотой, она окрашивает листья деревьев в самые разные цвета. Крона деревьев становится похожей на праздничный салют из разноцветных листиков-огоньков.
Осень окрашивает листья в разные цвета и оттенки. Давайте назовём их.
(Слайд 11) Осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, оранжевыми, коричневыми и даже фиолетовыми.
Цвет листьев зависит от того, какая стоит погода: чем солнечнее осенние дни, тем ярче окраска листьев, (еще раз проговорить цвета - оранжевый, цвет охры, желтый, красный, бардовый, фиолетовый, коричневый; сказать, что осенью листья бывают и зеленые).
(Слайд 12-13 чтения стихотворения по слайдам)
Осень – это художник, она одевает деревья в яркие, красивые наряды.
Осень длинной тонкой кистью
Перекрашивает листья.
Красный, желтый, золотой –
Как хорош ты, лист цветной.
А ветер щеки толстые
Надул, надул, надул.
И на деревья пестрые
Подул, подул, подул!
Красный, желтый, золотой…
Облетел весь лист цветной.
Воспитатель: А теперь ребята поиграем.
Игра на развитие речевого дыхания «Осенние листочки»
Цель: развитие длительного, плавного и сильного выдоха для речевого дыхания, активизация мышц губ.
(воспитатель раздаёт два листочка большой и маленький, которые соединены между собой ниткой).
Сравните листочки, они одинаковые?
Дети: Нет, они большие и маленькие.
Воспитатель: Давайте подуем на них.
На листочек большого размера будем дуть сильно, мощно, а на маленький листочек дует – слабый, тихий ветерок.
- Дует холодный осенний ветер! (дуют на листочек сильно)
- Дует весёлый ветерок! (дуют на листочек слабо)
Воспитатель: Молодцы.
А сейчас, ребята, проходите на ковер, присаживайтесь на коленки, посмотрите, сколько листьев нам принёс ветер, давайте рассмотрим их.
поиграем в игру «С какого дерева лист?»
Скажи, Алёша, с какого дерева лист?
(воспитатель берёт любой лист и показывает ребенку)
Дети: С дуба.
Воспитатель: Если лист с дуба, то он какой?
Дети: Дубовый.
Воспитатель: А, у тебя, Вика, с какого дерева у тебя лист?
Дети: С березы.
Воспитатель: Если лист с берёзы, то он какой?
Дети: Берёзовый.
Воспитатель: А, у тебя, Полина, с какого дерева у тебя лист?
Дети: С клена.
Воспитатель: Полина, если лист с клена, то он какой?
Дети: Кленовый.
Воспитатель: Вы правильно назвали все листья, давайте поиграем с ними в игру «Лети, листок ко мне в кузовок». (Музыка Чайковский «Баркалола»)
Выбранный ведущий выходит на середину круга с корзиной и говорит: «Кленовый листок, лети в мой кузовок». Дети, у которых в руках листочки клена, подбегают и кладут их в корзинку. Водит тот, кто первым без ошибки опустил свой листок в корзинку, (игра повторяется несколько раз)
Осень в гости к нам пришла, Дети берутся за руки и идут по кругу.
Дождь и ветер принесла.
Ветер дует, задувает, Поднимают руки вверх и качают ими из
С веточек листву сдувает. стороны в сторону.
Листья на ветру кружатся, Разбегаются в разные стороны,
кружатся и приседают.
И под ноги нам ложатся.
Ну а мы гулять пойдем
И листочки соберем. Опять собираются в кружок.
Воспитатель: Поиграли, молодцы, собрали все листья, а теперь садимся за столы.
Посмотрите, у каждого из Вас на столе лежит картинка деревьев, что на них не хватает?
Дети: Листочков.
Воспитатель: Осень не успела раскрасить эти деревья, давайте, ей в этом поможем.
Сегодня мы их с вами будем рисовать необычным способом – пластилином, и называется – это «пластидинография».
Посмотрите, как я буду это делать. Возьму кусочек пластилина, отщипну маленький кусочек, разомнем в руках и примазываем к веточке, вот так (показ).
И так буду делать пока все веточки не украсятся листочками. А теперь вы попробуйте.
Самостоятельная работа детей.
Дети приступают к работе.
Вот какое дерево получилось у меня.
Воспитатель: - У нас с вами получились чудесные деревца с красивыми листиками.
Заключительная часть:
Воспитатель: Ребята, кто раскрашивал листья деревьев в разноцветные цвета?
Дети: Осень.
Воспитатель: Да, «Художница Осень».
Вам понравилось занятие?
Дети: Да.
Рефлексия
Воспитатель: Ребята, выбери смайлик соответствующий твоему настроению.
Если вам понравилось занятие возьмите улыбчивый смайлик, а если нет, возьмите грустный (спросить у ребенка, почему он выбрал именно этот смайлик, задать вопрос, разве тебе не понравилось занятие)
Воспитатель: Как много мы с вами успели за это занятие: отгадали загадку, прочитали стихотворение, полюбовались осенними картинами, поиграли в игры и помогли Осени раскрасить деревья.
А теперь пора прощаться и за это нам Осень приготовила подарок (выносим корзинку с яблоками)
Пора прощаться всего хорошего «До свидание».