наталья Бобылева
Конспект НОД в средней группе по произведению В. В. Бианки «Как лис ежа перехитрил»
▼ Скачать + Заказать документы
Бобылева Наталья Валерьевна
МБДОУ «Детский сад № 15»
Город Иваново.
Название занятия:
«На всякую хитрость - найдется другая хитрость»
Возрастная группа: средняя
Цель занятия: Познакомить детей с особенностями поведения диких животных через восприятие произведения В. В. Бианки «Как Лис Ежа перехитрил»
Задачи:
Образовательные: учить детей отвечать на вопросы воспитателя словом и предложением; Учить отгадывать загадки о животных; подводить детей к пониманию особенностей поведения животных в дикой природе, дать понятие: хищные животные.
Развивающие задачи: развивать внимание, мышление и память; умение слушать художественное произведение и умение воспроизводить события в хронологической последовательности с опорой на карты-схемы.
Воспитательные: воспитывать у детей интерес к жизни диких животных; через восприятие художественной литературы; формировать эмоциональную отзывчивость и сопереживание герою художественного произведения.
Обоснование выбора произведения:
Выбор произведения «Как Лис Ежа перехитрил» В. Бианки, обоснован желанием восполнить имеющийся у детей дефицит знаний о диких животных, в частности хищниках. Объяснить детям, что слабые животные не должны надеяться всецело на свое умение защищаться, а в первую очередь им нужно соблюдать осторожность и не попадаться на глаза тем, кто может причинить им вред. Дать детям понятие о том, что на каждую хитрость может найтись своя хитрость.
Обоснование выбора наглядных материалов:
Считаю, что средства электронного обучения на занятиях с детьми данного возраста применять не целесообразно и вредно для здоровья детей, поэтому используется наглядный материал в виде иллюстраций, схем, а так же книга и природный материал.
Содержание НОД
Ребята, подойдите ко мне поближе, что бы всем было видно и слышно. Я сегодня утром нашла у себя на столе конверт, на нем написано «Детям группы «Звездочки», а прислали нам его из библиотеки. Вы знаете, что такое библиотека? Да, это дом, где много книг. Вам интересно, что в письме? Давайте посмотрим. Здесь картина с изображением дикого животного, а какого попробуйте догадаться
На спине иголки, длинные, да колкие,
А свернется в клубок, нет ни головы, ни ног!
Правильно. Ежик (Показывает картинку)
Везде ли у ежика есть иголки? А для чего они ежику? Давайте спросим у ежика?
Что ты еж такой колючий?
Это я на всякий случай!
Знаешь, кто мои соседи?
Лисы, волки и медведи!
А что могу сделать ежику волки и лисы?
Могут съесть
Посмотрите на него внимательно, везде ли у ежика есть иголки?
(Мордочка, лапки, животик без иголок)
Ребята, а вы помните,мы читали с вами сказку про ежей,
Жили- были серый еж и его ежиха,
Серый еж был очень тих и ежиха тоже,
И сыночек был у них, очень тихий ежик.
Что с ними случилось?
Их хотели съесть волки.
А почему у них ничего не получилось?
Потому, что ежики перехитрили волков, свернулись клубочками и спрятали свои лапки и мордочку под брюшко.
А давайте мы сейчас и поиграем в ежиков. У меня есть волшебное перышко, которым я сейчас вас из ребят превращаю всех в ежат.
Еж спешил к себе домой, Шагают
Он запасы нес с собой, Изображают мешок за спиной
Через кочки он скакал, Прыжки на двух ногах
Быстро по лесу бежал, Бег на месте
Вдруг он сел и изменился, присели
В шарик круглый превратился, сгруппировались
А потом опять вскочил, Выпрямились, побежали
И домой он поспешил!
Какими вы были замечательными ежиками.
А теперь вас из ежат превращаю вновь в ребят и предлагаю еще раз заглянуть в конверт.
Здесь еще одна картинка с диким животным, догадайтесь кто это
Чья в кустах мелькает шубка, Рыжий хвост пушистый жутко,
Не пчела и не оса,
А хитрющая. (лиса)
Да. Ребята, а почему лису называют хитрой плутовкой?
Вспомните сказки, в которых она кого- то перехитрила
Как обманула колобка. Повесить на доску
Интересно, есть ли в конверте еще что -то? Здесь книжка.
Это книга называется «Как Лис Ежа перехитрил». Тат вот почему здесь были картинки с Ежиком и Лисой. Работники библиотеки хотели, что бы мы прочитали эту этот рассказ, который написал писатель Виталий Бианки.
(выставляем портрет писателя) Хотите послушать? Садитесь на коврик.
Виталий Бианки «Как Лис Ежа перехитрил»
Жил в лесу Лис, хитрый-прехитрый — всех проведёт и обманет. Уж на что Ёж мастер защищаться. На нём тулуп — куда как хорош, — Ежа и руками не возьмёшь. А Лис схитрил и взял.
Вот идёт Ёж по лесу, похрюкивает, ножками-коротышками по корешкам постукивает.
Лис на него.
Ёж брык! — и стал шариком. Поди-ка, сунься к нему, — кругом колючки.
Лис обошёл его кругом, вздохнул и говорит:
— Ну, раз ты теперь шарик, надо тебя покатать.
И лапой — осторожно, одними когтями, — покатил его по земле. Ёж — тук-тук-тук-фык! — сердится. А сделать ничего не может: развернись только — разом Лис зубами схватит!
— Катись, катись, шарик, — Лис говорит.
И вкатил его на горку. Ёж — тук-тук- тук-фык-фык! — сердится, а сделать ничего не может.
— Катись, шарик, под горку, — Лис говорит. И столкнул его вниз.
А внизу, под горкой, яма была. А в яме-то — вода. Ёж — тук-тук-тук, фык-фык- фык! — да бух в яму!
Тут уж хочешь не хочешь, пришлось ему развернуться и к берегу вплавь пуститься. А Лис уж тут как тут — и хвать его из- под низу за пузечко! Только Ежа и видели.
Вот такой рассказ написал Виталий Бианки.
А что бы нам его лучше запомнить, давайте закрепим его содержание с помощью карточек. (Подошли к столу)
Что сделал ежик при встрече с Лисом? (свернулся в клубочек, выставил иголки) Наверное, он думал, что перехитрил Лиса, и он его не сможет съесть.
А Лис что стал делать? (Стал его катать) Да он сказал, что если ты шарик, то буду тебя катать. А почему Лис не уколол свои лапы? (одними когтями).
Посмотрите на лапы лиса,видите, какие у него когти. Посмотрите на свои ладошки: на пальчиках с одной стороны мягкие подушечки, а с другой ноготки, на подушечках кожа тонкая, а ноготки твердые, жесткие. У меня есть скорлупки от ореха каштана, они очень похожи на маленьких ежиков, такие же колючие. Берите их осторожно
Давайте с ними поиграем.
Вот моя ладошка, еж!
Ты колючий, ну и что ж!
Я хочу тебя погладить!
И хочу с тобой поладить!
Вот и Лис догадался так катать ежика, что бы лапы не уколоть. Вот какой хитрый. Что приговаривал? (Катись, катись шарик)
Какие звуки издавал Ежик? (тук-тук тук, фык-фык-фык) А как вы думаете, Ежику страшно?
А почему ему страшно? Что же сделал хитрый Лис? (Хитрый Лис закатил Ежика на горку и столкнул вниз)
А что было внизу? Ямка с водой и пришлось Ежику развернуться из клубочка, выставить свои лапки и мордочку и под иголок и к берегу плыть. А Хитрому Лису это и надо было. Что сделал Лис?
Жалко вам Ежика? Вот видите, Ежик думал перехитрить Лиса, свернувшись в шарик, думал, что он хорошо защищен, но Лис оказался еще хитрее и сумел перехитрить Ежика.
Вот такой рассказ Виталия Бианки прислали нам их библиотеки. Вам он понравился?
А там еще есть кое что для вас. (Раскраски Ежики). Давайте мы их раскрасим и расскажем им, что надо быть очень осторожными, не надеяться всецело на свою защиту, а в первую очередь соблюдать осторожность и не попадаться на глаза тем, кто может причинить вред