Мария Савченко
Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию «Волшебное перышко»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию
на тему: «Волшебное перышко»
Цель: развивать познавательный интерес детей среднего дошкольного возраста к зимующим птицам через проведение опытов.
Задачи:
Закреплять и расширять знания детей о зимующих птицах и их строении.
Учить детей решать проблемные задачи через проведение опытов.
Развивать диалогическую речь детей, активизировать словарь детей по теме «Зимующие птицы».
Публикация «Конспект НОД в средней группе по познавательному развитию „Волшебное перышко“» размещена в разделах
Воспитывать доброе, бережное отношение к пернатым друзьям, закладывать основы экологического воспитания.
Предварительная работа: беседа о птицах, рассматривание картин с изображением птиц, наблюдение за птицами на прогулке, зарисовка птиц, разучивание физкультминутки, разучивание игры «Во лесу, во лесочке», чтение художественной литературы А. Барто «Страшная птица», В. Жуковский «Птичка», Н. Сладков «Зимние забавы», работа с раздаточным материалом: раскрась птицу, домашнее задание: изготовление кормушки для птиц.
Оборудование: поднос с перьями, поднос с камнями, таз с водой, картинки с изображением птиц, кормушка для птиц
Ход занятия:
Воспитатель:
Собрались все дети в круг:
Ты мой друг и я твой дуг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята я сегодня утром шла в Д/С и на крыльце нашла вот это перо, вы не знаете чье оно? Давайте попробуем выяснить у кого есть перья, какие они бывают, и для чего нужны?
Вы любите загадки? Тогда послушайте.
(После каждой отгаданной загадки вывешивается картинка с изображением зимующей птицы.)
Загадки:
Серый маленький комочек
Чик-чирик замерз он очень!
Солнце выгляни скорей
Кто тепла ждет? (Воробей)
Воспитатель: Ребята, кто расскажет про воробья по мнемотаблице.
Воспитатель: Воробей – маленькая птичка с коричневой спинкой и серой грудкой. Живут воробьи стайкой. Воробьи полезные птички. Летом они питаются вредными насекомыми: бабочками, гусеницами, жуками. Зимой воробьям голодно. Они прилетают к жилью людей в поисках хлебных крошек, семечек, зерна. (Воспитатель включает аудио запись звуков воробья)
Любо-дорого взглянуть,
Птичка красненькая грудь!
Дом родной ее – Сибирь
Как зовут ее? (Снегирь)
Воспитатель: Ребята, кто расскажет про снегиря по мнемотаблице.
Воспитатель: Молодцы. Летом снегири едят ягоды, почки, семена. А вот насекомых они не едят! Живут снегири стайками в лесу. Но в суровую холодную зиму тоже прилетают к жилью людей, чтобы полакомиться семенами и орешками. (Воспитатель включает аудио запись звуков снегиря)
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте, что за птица
Называется … (Синица)
Воспитатель: Ребята, кто расскажет про синицу по мнемотаблице.
Воспитатель: Эту птичку мы с вами, ребята, каждый день видим на улице. Синички очень подвижные и ловкие птички. Голова, горлышко, полоса вдоль груди у них чёрные, крылья и хвост голубоватые, спинка жёлто-зелёная, брюшко жёлтое, а щеки и пятно на затылке белые. Как и воробьи, синицы летом питаются насекомыми. А зимой они собираются маленькими стайками и ищут пропитание возле домов людей. Любят синицы свиное сало, семечки, хлебные крошки. (Воспитатель включает аудио запись звуков синицы)
Воспитатель: Ребята, посмотрите (воспитатель обращает внимание на картинки) сколько загадок вы отгадали! Как можно назвать, одним словом, этих птиц?
Дети: зимующие….
Воспитатель: Правильно, зимующие. А почему мы их так называем?
Дети: Не улетают на юг, остаются у нас на зиму
Воспитатель: Ребята, сегодня я расскажу вам много нового и интересного о птицах и вы узнаете почему птицы летают и мы с вами проведём опыты.
Воспитатель: Дети, посмотрите на картинки, все птицы разные. Они отличаются, друг от друга, по цвету, размеру. А чем они похожи?
Дети: Есть клюв, лапки, перышки…
Воспитатель дополняет и уточняет ответы детей:
Воспитатель: Все тело птицы за исключением клюва и лап покрыто перьями. Они защищают птиц от переохлаждения, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания. Птицам в полете помогают крылья и хвост. С раскрытыми крыльями и хвостом, даже маленькая птица становится широкой, большой. Поэтому она может опираться на воздух. Взмахами крыльев она отталкивается от воздуха. На земле раскрытые крылья и хвост мешают птице, поэтому она их складывает. По земле птицы передвигается с помощью лап: одни птицы прыгают, например - воробей, другие ходят и даже бегают (вороны, голуби).
Ребята как вы думаете, перья у птиц легкие или тяжелые?
Дети: Тяжёлые, лёгкие, не знаю…
Воспитатель: Хотите узнать?
Дети: Да ….
Воспитатель: Пойдёмте со мной
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Подвижная игра «Птицы на прогулке»
Воспитатель раскладывает на полу круги большого диаметра серого, жёлтого и красного цветов. Серый круг будет определять кормушку для воробьёв, жёлтый – для синиц, красный – для снегирей. Каждому ребёнку воспитатель устно сообщает название птицы. Включается аудио запись песни «Птичка». Дети, изображая птиц, передвигаются по группе. По команде «Столовая открыта!» птички слетаются к соответствующей кормушке. Воспитатель и дети определяют самую быструю и дружную птичью стайку.
(Воспитатель с детьми подходят к столу. На одном подносе лежат камни, на другом перья.)
Опыт «Взвешивания на ладонях»
(Воспитатель предлагает взять на одну ладонь камень, на другую перо.)
Воспитатель: Ребята, какой руке тяжелее, где лежит камень или перо?
Дети: Где перо.
Воспитатель: Правильно, а почему?
Дети: Потому что перо лёгкое, а камень тяжёлый.
Опыт с перьями: «Подуем»
(Воспитатель предлагает взять детям в одну руку камень, а в другую перо. Сначала дети дуют на ладонь, где находится камень, затем, где находится перо.)
Воспитатель: Дети, что произошло с камнем, а что с пером?
Дети: Камень остался на ладони, а перо улетело.
Воспитатель: Почему?
Дети: Потому что перо лёгкое, а камень тяжёлый.
Опыт «Тонет - не тонет»
(Воспитатель предлагает в один таз с водой опустить камни, в другой перо. Наблюдают, что происходит с камнями, что с пером.)
Воспитатель: Дети, почему камень утонул, а перо нет?
Дети: Потому что камень тяжёлый, а перо лёгкое.
Воспитатель: Ребята – вы молодцы!
Дети: Провели опыты и узнали - перья у птиц легкие. Если они будут тяжёлыми, как камни, птицы не смогут летать.
Ребята а вы знаете в каких сказках встречаются птицы герои сказок, а я знаю такую (воспитатель показывает иллюстрацию Жар птицы) Это ребята волшебная птица она исполняет желания. У меня на подносе лежат перья жар птицы, загадайте желание и подбросьте перо высоко, высоко и тогда желание сбудется.
Воспитатель: Я приглашаю всех в наш круг, чтобы вспомнить, что мы сегодня узнали нового.
О чем мы сегодня говорили?
Воспитатель: каких птиц мы называет перелётные?
Воспитатель: каких птиц мы называет зимующие?
Воспитатель: пожалуйста, назови зимующих птиц, которых ты запомнил.
Воспитатель: Ребята, чем питаются воробьи летом? А зимой? Ребята, чем питаются снегири летом? А зимой? А чем питаются синицы?
Воспитатель: Наше занятие окончено.