Городжа Ольга Валерьевна
Конспект НОД в средней группе «Ознакомление детей с народной игрушкой». Художественно-эстетическое развитие
▼ Скачать + Заказать документы
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА ДЖАНКОЯ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
«ДЕТСКИЙ САД №6 «ГНЁЗДЫШКО»
Конспект НОД
«Ознакомление детей с народной игрушкой»
«ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ»
Воспитатель:
Городжа Ольга Валерьевна
г. Джанкой
2019год
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Ознакомление детей с народной игрушкой“, Художественно-эстетическое развитие» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Средняя группа
- Темочки
ЦЕЛЬ: обобщить представления детей о декоративно- прикладном искусстве России.
Задачи: ОРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: различать и называть знакомые народные игрушки (Городецкая, Дымковская, Филимоновская, их характерные особенности, предметы разных промыслов с растительным узором (Городец). Выделить средства выразительности : элементы узора, их цвет, сочетание, колорит, чередование. РАЗВИВАЮЩИЕ : содействовать обогащению словаря, развивать навыки речевого общения в совместной деятельности. Развивать воображение, фантазию, творческое восприятие через самостоятельную деятельность. Совершенствовать навыки работы гуашью и кистью. Получать эмоциональный отклик на сделанную работу. ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ: воспитывать любовь к прекрасному, уважение к труду, интерес к народному изобразительному искусству и традициям русского народа.
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА: просмотр иллюстраций дымковской, филимоновской, городецкой игрушек, лепка дымковских и филимоновских игрушек, прослушивание народных мелодий, чтение пословиц о труде, загадок, роспись глиняных игрушек.
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ: карточки с элементами дымковских игрушек, цветные веера, глиняные расписные игрушки, плоскостные карточки-картинки с народными игрушками, презентации городецких, дымковских, филимоновских игрушек.
СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ: игровые, здоровьесберегающие, аудиозапись,проектор, игровые приемы.
ЛИТЕРАТУРА: М. Г. Смирнова «Стихи о дымке»,А. Дьякова «Весёлая дымка», Н. Сакулина «Изобразительная деятельность в детском саду», О. А. Скоролупова «Знакомство детей дошкольного возраста с русским народным декоративно-прикладным искусством», К. Назарова «Городецие чудеса»
Ход занятия:
Организационный момент. Отдельно в стороне сидит педагог (хозяюшка). В русском наряде расписываю дымковскую (филимоновскую) игрушки. В группу входят дети, встают около хозяйки, здороваются. Дети: Здравствуй, хозяюшка, встречай гостей! Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие, прошу в мою избу. У меня изба просторная, светлая всем места хватит. Сижу я, работаю, расписываю для ярмарки игрушки. Скоро праздник, а изделий мало. Если в гости пришли, помогите мне. Как на Руси водиться – вместе дело спорится, а врозь хоть брось. –Дети, садитесь на лавочки поудобнее. И для начала давайте вспомним, какие русские народные игрушки вы знаете? (дымковские, филимоновские городецкие). –В моей избушке есть игрушки. Давайте их рассмотрим.
-Ребята, на первом столе изделия каких мастеров? (Городецких). – Хозяйка: - Много- много лет назад в городе Городец, что недалеко от Нижнего Новгорода возник этот промысел. Отсюда и название – Городецкий. Люди, которые стремились украсить предметы быта обычные рабочие, крестьяне. Они украшали деревянную посуду, мебель, прялки и другие вещи нарядными, яркими узорами.
(Дети вместе с хозяюшкой рассматривают изделия городецких мастеров). – Какие использовались цвета красок? (ответы детей). А помогут нам показать эти цвета цветные веера-помошники. (Дети показывают и говорят цвет).
–А сейчас я вам загадаю загадки, и мы вспомним, какие используют городецкие элементы при росписи изделий: 1) Словно чудо тут и там распускается (розан). 2) Она круглая как чашка, а зовут её(ромашка). 3) Ей в жару не будет жарко. Она в воде, она (купавка). 4) Он не броский, круглый, он нераскрывшийся (бутон). –Ребята, из какого материала сделаны изделия городецких мастеров? --Ребята, смотрим на второй стол. Об этих игрушках нам расскажет Егор.
Егор: Жили в одном селе люди. Когда на улице было холодно, люди топили печи, было очень много дыма. Да так, что ничего не было видно, один дым. Вот и назвали то село Дымково. И не было у детей таких игрушек как у нас. И решили взрослые порадовать детей. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные фигурки, обожгли их в печи, покрыли белым мелом и расписали красками. Так и появились дымковские игрушки : барыни, лошадки, свиньи, индюки, птички. –Дети, какие используют элементы узоров для украшения дымковских игрушек? (круги колечки, тонкие и широкие полоски, волнистые линии, овалы точки и т. д.) -Каждый элемент что-то обозначает (раскрываю секрет).
А помогут нам разгадать этот секрет карточки,которые у вас лежат под стульчиками. Каждый элемент имеет свой секрет. Я буду называть его, у кого он изображён на карточке поднимите вверх и скажите, что он обозначает. (У воспитателя в руках мнемотаблица). -А теперь посмотрите внимательно и скажите, какие используют цвета и что обозначает каждый цвет. А помогут нам в этом веера-помошники. (Дети называют цвет, что он обозначает, показывают круг). (Веера положили под стулья).
– Хозяюшка:- Ребята, что-то мы с вами засиделись. Давайте встанем в кружок и разомнёмся.
Физминутка: «Расписные игрушки».
Мы игрушки расписные хохотушки вятские, Щеголихи слободские кумушки посадские. У нас ручки крендельком щёчки будто яблочки, С нами издавна знаком весь народ на ярмарке.
(Дети садятся на стулья)
-На третьем столе разложены игрушки. Как они называются, вы догадаетесь, когда послушаете загадку Полины: Полина: Ой, свистулечка какая, птичка полосатая! Необычная, смешная, и чуть-чуть пузатая! Подожди минуточку, ты откуда птичка? Птичка свистит моя:- (филимоновская)
Хозяйка: -А почему эти игрушки называются филимоновскими, нам расскажет Павлик и Гузели. -Есть под Тулой деревенька Филимоново зовут И живу там мастерицы, Что добро в дома несут.
-И добро там не простое, И не злато, серебро Филимоновской игрушкой Называется оно.
Вопросы к детям: -Дети, из какого материала делается филимоновская игрушка? (из глины).
Какую особенность имеет филимоновская глина (жирная).Она легко вытягивается, поэтому игрушки лепят с вытянутыми шеями. Так лепят все филимоновские игрушки. Они как будто тянутся все куда? (к солнышку) –Игрушки слепили и помещают куда? (в горячие печи). После обжигания глина становится белой и готова к росписи. -Дети, какие цвета используют при росписи? Помогут нам цветные веера (красный, жёлтый, зеленый, синий). -Благодаря ярким цветам игрушки получаются какими? (яркими, нарядными, праздничными и весёлыми). –Какие используют элементы узоров? (солнце, прямые линии, растительные орнаменты). –Что умеют делать филимоновские игрушки? (свистеть). – Хозяюшка: Молодцы! -А вы любите играть в игры?
Предлагаю поиграть в игру
»Какая игрушка лишняя?»(Играем в игру, используя карточки).
-Молодцы!
-Вспомнили народные игрушки, поиграли с ними, А сейчас я предлагаю вам стать народными мастерами. (Предлагаю сесть за столы, закатить рукава, одеть фартуки внимательно послушать).
-Дети, сейчас вы будете расписывать дымковских и филимоновских петушков.
1-й-ряд украшают петушка филимоновской росписью.
2-й ряд –дымковской росписью. (Напротив каждого ряда на доске висят элементы и игрушки. Напоминаю правила пользования красками, кистью, салфетками, подставкам). Пальчиковая гимнастика.
Самостоятельная деятельность детей. По окончании работы дети выкладывают петушков по кругу (на круги). Играем в игру-разминку «Петушок».
Итог занятия: -Ребята, где вы сегодня были? -Что вы сегодня делали? -Кем вы сегодня стали? (Угощения для взрослых и детей)
.