Наталья Дорошенко
Конспект НОД в средней группе «Игрушки расписные, нарядные такие» по мотивам каргопольской росписи
▼ Скачать + Заказать документы
на тему «Игрушки расписные, нарядные такие»
(по мотивам каргопольской росписи)
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Игрушки расписные, нарядные такие“ по мотивам каргопольской росписи» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Каргопольская игрушка
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Цель: Прививать любовь к русскому народному прикладному искусству Познакомить с историей возникновения игрушки, обратить внимание на ее красоту и забавный характер, который с любовью передают Каргопольские мастера. Развивать эстетическое восприятие.
Задачи:
1. Познакомить детей с каргопольской росписью.
2. Учить поэтапно расписывать силуэт Каргопольской игрушки
3. Формировать навыки по созданию единства формы и декора игрушки, композиции ритма цветовых пятен и элементов, развивать творческие способности и воображение.
4. Воспитывать любовь к народному искусству России. Дать возможность детям почувствовать себя народным мастером.
Предварительная работа: беседы, чтение литературы по народным промыслам, изготовление глиняных лошадей, просмотр иллюстраций о промысле, изготовлении каргопольской игрушки, о сегодняшней работе мастеров; рассматривание альбомов, глиняных игрушек, подбор музыкального сопровождения, создание в группе мини-музея и мастерской по росписи, рисование и раскрашивание народных игрушек в книгах-раскрасках.
Оборудование: кисточки, гуашь, тычки для рисования, индивидуальные салфетки, баночка с водой, салфетка для рук, ноутбук для презентации, игрушки для выставки (каргопольские, платок для игры, музыка, демонстрационный материал
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Воспитатель: ребята сегодня к нам пришли гости, давайте с ними поздороваемся.
Придумано кем – то, просто и мудро.
При встрече здороваться «Доброе утро»
Доброе утро – как ваши дела?
Доброе утро Родная земля.
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро – улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера.
II. Основная часть
1. Введение в тему.
а) Беседа
Каких только игрушек не встретишь на прилавках наших магазинов! Яркие, красочные, маленькие и большие, сделанные из различных материалов. А когда появились первые игрушки и какими они были? Какие особенные игрушки были у наших земляков в далеком прошлом?
Первые игрушки появились, наверно тогда, когда первобытный человек сделал себе для охоты копье, а для своего сынишки такое же, но поменьше. А еще вылепил из глины горшок, из оставшегося кусочка – куклу. Так и повелось из поколения в поколение.
Проблемная ситуация:
Воспитатель: Сегодня я приглашаю вас на выставку замечательных умельцев. Посмотрите сколько здесь красивых, нарядных, необычных игрушек. Как вы думаете, из чего сделаны эти игрушки. А чтобы они были красивыми - наносят узор. Эти игрушки радуют нас своей красотой. Хотите ребята узнать и посмотреть где делают такие игрушки? Тогда садитесь на стульчики перед краном.
б) Знакомство с новым материалом (презентация)
Воспитатель: попали мы в город Каргополь. Послушайте рассказ о городе Каргополе и ее мастерах.
«Затерялся город Каргополь в дремучих северных лесах и непроходимых болотах. Глиняные игрушки в России делали во многих городах и селах, но каргопольские никогда с другими не спутаешь. Много лет тому назад северные крестьяне растили хлеб, держали скот. В свободное от работы время садились за гончарный круг-делали посуду. В старину русский крестьянин не мог купить детишкам игрушки. А ребятишкам хотелось играть. И нашлись в деревнях замечательные придумщики и умельцы. Ну а там, где жили гончары, лепили из глины.
Каргопольская игрушка отличается от игрушек других областей России. У каргопольских мастеров – это одиночные фигурки, иногда 2-3 персонажа, связанные единым сюжетом.
Фигуры людей изображены в повседневном труде: крестьянки с пирогами или с корзиной, либо нянчат детей, прядут нитки; мужчины в труде (пахарь, сеятель, кузнец).
Цвет в росписи тоже имеет значение :
Белый - чистота, добро, правда Желтый – солнце, радость
Красный - огонь, красота, здоровье, сила Зеленый – жизнь, земля, пашня
Синий - небо Черный – горе, зло, неправда.
Физминутка
Мастера, не только делали игрушки, но ещё и любили поиграть, игры были весёлые.
Вот и мы с вами поиграем в игру «Платочек»
Вот платочек расписной.
Он волшебный не простой
Будет платочек с детьми играть, всех собою накрывать. Дети идут под музыку по кругу. По окончании музыки останавливаются, приседают и закрывают глаза, а воспитатель накрывает ребёнка платком и говорит «Раз, два, три. Кто же спрятался внутри. Дети отгадывают.
2. Практическая работа
а) Техника безопасности при работе
Воспитатель: Ребята давайте вместе отправимся в мастерскую, а что такое мастерская? (Выслушиваются ответы детей).
Воспитатель: Кто работает в мастерской? (Выслушиваются ответы детей.)
Воспитатель: Действия мастера оттачивались веками, самые лучшие передавались из поколения в поколение. Хотите ли вы стать мастерами? Чтобы стать мастером, надо сначала узнать, что и как мы будем учиться делать. А будем мы учиться раскрашивать каргопольскую игрушку.
3. Наглядный показ воспитателя
Воспитатель: Ой, посмотрите, какие у меня игрушки!
(ответы детей)
Воспитатель: Но они совсем не раскрашены! Что же делать?
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам раскрасить каргопольские игрушки, но сначала давайте рассмотрим, какие цвета красок используют каргопольские мастера! (красный, зеленый, голубой, черный).
Воспитатель: Из каких элементов состоит каргопольский узор? (Круги, кресты, кольца, линии, волнистые линии, точки, овал).
Воспитатель: Каждый мастер расписывает игрушку по своему вкусу, поэтому они не похожи одна на другую, но каждая прекрасна по-своему.
Воспитатель: Мы с вами тоже сегодня будем мастерами и постараемся расписать свою игрушку красиво, ярко, нарядно и аккуратно.
Воспитатель: Пройдите каждый на свое место. Я предлагаю вам немножко подумать, каким узором вы будете расписывать свою игрушку. А перед тем, как вы преступите к работе, давайте немного разомнем пальчики.
4. Пальчиковая гимнастика
Дружат в нашей группе девочки и мальчики
Дружат в нашей группе маленькие пальчики
1,2,3,4,5 Начинаем мы считать.
1,2,3,4,5 Мы закончили считать
5. Формы непрерывной образовательной деятельности
Подумали? А теперь приступайте к рисованию. Старайтесь, чтобы ваши работы были аккуратными. (Не набирать много краски, правильно держим кисточку, после работы кисточку кладём на салфетку).
III. Заключительная часть
Анализ занятия:
Ребята, посмотрите на своих лошадок. Какие они красивые!
А вам нравятся ваши работы? Какие краски использовали?
Какие элементы узора?
Воспитатель: Молодцы ребята!
Рефлексия: (понравилось занятие, тогда похлопайте сами себе)
Сюрпризный момент (печенье лошадки)