Ольга Подъелышева
Конспект НОД в разновозрастной группе с элементами экспериментирования «Удивительный мир птиц»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: систематизировать и закреплять знания детей о птицах; расширять словарный запас; любознательность; воспитывать бережное отношение к природе. развивать речь.
Задачи:
- расширить и закрепить знания детей о перелетных и зимующих птицах;
- способствовать самостоятельному использованию действий экспериментального характера, для выявления скрытых свойств;
- воспитывать доброе отношение ко всему живому в природе, чувство ответственности за судьбу птиц, вызвать желание заботиться о них;
- активизировать словарь: зимующие, перелетные.
Оборудование:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Экспериментирование. Исследовательская деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
Иллюстрации перелетных и зимующих птиц; 2 условных знака (изображение жарких стран и зимнего пейзажа); перья птиц, тарелки, пипетки, камешки, стаканчик с водой, кисточки, мисочка с маслом, фартуки, по количеству детей.
Ход занятия:
Организационный момент:
Дети заходят в группу и образуют круг.
Воспитатель: Добрый день, я предлагаю сейчас повернутся к соседу с права и соседу слева и поприветствовать их. А теперь поприветствуйте гостей, которые пришли сегодня к нам в группу.
I.Вводная часть
Воспитатель: Ребята отгадайте, о ком пойдет речь сегодня на занятии.
«Различаемся мы цветом,
Встретишь нас зимой и летом.
Если крыльями взмахнем,
Будем в небе голубом.
Мы умеем щебетать, крякать, петь и ворковать.
Нас зимой вы подкормите.
Дети, кто мы? Назовите. (Дети отвечают птицы)
Воспитатель: Верно. И мы сегодня поговорим о птицах. Но для начала я, предлагаю сесть на стульчики. (Воспитатель задает вопросы детям)
А каких птиц вы знаете? (дети перечисляют)
Где можно встретить птиц? (ответ детей)
Чем птицы отличаются от животных? (у птиц тело покрыто перьями)
Для чего птицы нужны природе (птицы создают красоту природу, являются санитарами леса, способствуют размножению растений и т. д)
А что общего у всех птиц? (перья, клюв, крылья, лапы,хвост)
II.Основная часть.
Воспитатель: Дети, скажите, какое сейчас время года (ответ). Уже скоро наступит зима, и многие птицы улетели в теплые края. В связи с переменой времени года, с наступлением холодов, некоторым птицам трудно раздобыть себе корм, трудно выжить в новых для них климатических условиях -поэтому птицы собираются в стаи и улетают в теплые края. Таких птиц мы называем….(Ответ детей.)Каких перелетных птиц вы знаете?
Воспитатель: Дети, а птицы, которые остаются зимовать в наших краях, как называются? (Ответы детей. - зимующие). Каких зимующих птиц вы можете назвать? (Показ иллюстраций птиц.)
Воспитатель:А сейчас я предлагаю подняться со стульчиков и провести физкультминутку.
Физкультминутка Снегири.
Раз, два, Раз, Два, Три, - дети летают по залу
Налетели снегири - перестраиваются в круг.
На рябинку шумно сели - присели и встали
С аппетитом ягод ели - показывают, что клюют
Ягод съели не беда - гладят животики
Полетели, кто куда. - разлетаются о залу.
Воспитатель: Дети, а как вы думаете что страшно для птиц холод или голод? Почему? (ответ детей)
Воспитатель: Зимой птицам не так страшен холод, как голод. В холодные дни птицы ищут себе корм в течение всего дня. За короткий зимний день птицы едва успевают утолить голод. В зимнюю стужу, голодные и ослабевшие птицы легко замерзают. Если птичка не ест зимой 6 часов, она погибает. Из десяти мелких птиц в суровые зимы остаются только две. Поэтому им необходимо помочь.
Воспитатель: Как мы можем помочь птицам зимой? (ответ детей)
Воспитатель: Чтобы правильно кормить птиц необходимо соблюдать некоторые правила. Давайте их сейчас вспомним.
(Дети с начало называют правило, а воспитатель их обобщает)
Правила:
Во время подкормки не сорить, не оставлять на улице пакеты, банки, коробки, мешки и т. д.
Подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и тоже врем. Птички сами буду прилетать.
Кормить регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени.
Мелких птиц нельзя кормить пшеном и черным хлебом.
Воспитатель: Посмотрите, сколько птиц к нам прилетело (обращаю внимание на доску, где расположены картинки с птицами). Дети рассматривают некоторое время картинки.
Воспитатель:Каких из них вы знаете, назовите? (ответ детей).
Воспитатель: Птиц много. Ветерок случайно перепутал картинки всех птиц, давайте разберемся, какие из них перелетные, а какие зимующие. Посмотрите вот два знака на 1 изображено - это солнце, пальмы - место, теплые края, куда отправляются перелетные птицы. Здесь мы будем собирать картинки с изображением перелетных птиц. А на втором знаке изображен снег, зима - это место где будем собирать зимующих птиц. Всем все понятно.
Воспитатель:Возьмите все по одной картинке, внимательно рассмотрите ее и подумайте, какая у вас птица и решите к какому знаку вам нужно подойти.
Дети называют птицу на своей картинке и переходят к соответствующему знаку.
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно разделили птиц на зимующих и перелетных.
Воспитатель: И предлагаю вам еще одну игру. «Кто как кричит?»Я буду назвать вам птицу, а вы должны ответить, как она кричит. Например, ворона – каркает.
Сорока - стрекочет
Дятел – стучит.
Кукушка – кукует.
Сова – ухает.
Соловей – поет.
Голубь – воркует.
Ласточка – щебечет.
Гуси - гогочат.
Воспитатель: А еще птицы могут шипеть, свистеть, галдеть и даже говорить по-человечьи. Да много вы знаете про птиц, но не все. Есть люди - специалисты, которые изучают птиц, их жизнь, строение, места обитания. Таких специалистов называют - орнитологи. Вот сейчас к ним в лабораторию я предлагаю отправится.
Воспитатель: Напомните, о чем мы разговариваем сегодня? (о птицах). А кто может мне назвать строение птиц? (голова, шея, тело, ноги, клюв, крылья) Чем покрыто тело птиц? (перьями)Посмотрите, что вы видите перед собой? (перья) А если внимательно посмотреть они одинаковые? Нет. Перед вами перья все разные. И каждое перо выполняет свою функцию.
Существует три вида перьев:
1. Найдите самое маленькое пушистое перо - это пуховое перо. Оно помогает птицам сохранять тепло. находятся они по всему телу. С такими пуховыми перьями появляются птенцы.
2. Теперь среднее перо - это кроющие перья. Они покрывают все тело, поверх пухового пера. Кроющие перья спасают птиц от промокания во время дождя.
3. Самое большое перо - это полетные перья, с помощью их птицы летают. Они располагаются на крыльях и хвосте.
Воспитатель: Интересно, легкое оно или тяжелое?Как это можно проверить? Как вы думаете? Дети кладут перед собой камень и перо, нужно подуть, что сдвинется быстрее, то и легче.
Воспитатель:Знаете, ребята. Я всегда смотрела на водоплавающих птиц и думала, почему их перья не намокают? А вы как думаете? (Ответы детей) Потому что, у них есть специальная жировая железа и птицы сами клювом смазывают перья. Хотите это проверить?
Воспитатель: У вас в тарелочке находится перо, попробуйте нанести кисточкой на него жировую смазку (растительное масло, а теперь пипеткой капните воду. Что происходит с водой? Вода скатывается, вот так и с перьев птиц. Не зря говорит пословица «Как с гуся вода».
Дети выходят из-за столов
Воспитатель: Ребята, мы с вами проделали опыты, поговорили о птицах. Зачем птицам перья? (Помогают птице взлететь, держаться на воздухе, предохраняют от ушибов, пересыхания, намокания)
Воспитатель:А где в быту нам может пригодиться перо (ответ детей)
V Рефлексия Воспитатель: Ребята, скажите, о чем мы сегодня беседовали? Что нового узнали? Кому мы должны помогать зимой? (Дети осмысливают свои действия, фиксируют достижение цели.)