Ланна Черкашина
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Путешествие в Антарктиду»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание
Дать детям элементарные представления об особенностях географического положения Антарктиды. Формировать представления о связях и взаимозависимости живых организмов со средой обитания. Расширять знания о флоре и фауне лесной зоны и пустыни, о планете Земля (океаны и моря, материки, которые отличаются по своим природным условиям и обозначаются на глобусе по-разному). Развивать наблюдательность. Воспитывать бережное отношение к Земле — своему дому.
Материалы
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Путешествие в Антарктиду“» размещена в разделах
- Антарктида
- Животные севера. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Глобус; картинки с изображением животных и растений лесной зоны и пустыни, айсберга, пингвинов, тюленей; ткань зеленого, оранжевого, белого цветов; аудиозапись звуков ветра, метели; письмо и посылка с цветиком-семицветиком; трехлитровая банка с водой, лед, квадраты из бумаги черного цвета для оригами, ножницы, клей.
Планируемый результат
Имеет представление о животных южного полюса: определяет их по внешнему виду, знает их названия; знает особенности климата и состав растительного и животного мира других природных зон Земли.
Предварительная работа
Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик», разучивание песни "География".
Словарная работа
Проговаривание слов Антарктида, айсберг. Обогащение словаря новыми словами по теме (флора, фауна, джейран, сайгак).
Ход занятия
Дети заходят в группу с песней «Широка страна моя родная». Садятся полукругом.
Беседа по вопросам:
- На какой планете находится наша страна?
- Какой формы наша планета?
- Ребята, наша Земля – самая красивая из всех планет. Только на Земле есть жизнь и все то многообразие природы, которое мы видим: небо, солнце, луна, звезды, облака, воздух, вода, горы, реки, моря, трава, деревья, птицы, звери и, конечно же, люди, то есть мы с вами. Сколько всего замечательного на Земле!
Ребенок.
Вот Земля, наш светлый дом.
Много есть соседей в нем:
И мохнатые козлята,
И пушистые котята,
И извилистые речки,
И кудрявые овечки,
Травка, птички и цветы,
И, конечно, я и ты.
- Что придумали ученые, чтобы изобразить нашу планету?
Чтобы вы быстрее догадались, я вам загадаю загадку:
Горы, пустыни и страны,
Моря, ледники, океаны.
Даже дороги и города
На … (карте) увидит любой без труда.
У карты ведь есть брат, с которым она постоянно спорит. Что это? (ответы детей)
- Что такое глобус? (Уменьшенная модель Земли.)
- Глядя на глобус, мы можем очень многое узнать о нашей планете.
Давайте посмотрим на глобус внимательно. Космонавты, которые видели нашу планету из космоса, рассказывают, что Земля — это сверкающий голубой шар. А почему голубой?
Дети. Большая часть планеты занята океанами и морями.
Воспитатель. Какие океаны вы знаете? Моря? (Ответы детей.)
Воспитатель. Что еще есть на планете Земля?
Дети. Суша — материки.
Воспитатель. Назовите их и покажите материк, на котором мы живем.
- Как вы думаете, что еще каким цветом изображено на карте и на глобусе? Почему Земля так раскрашена? (Ответы детей).
Воспитатель. Молодцы! Вы помните, что мы с вами уже познакомились с Африкой, Америкой, Австралией. А сегодня совершим путешествие на материк, который называется Антарктида.
Раздается стук в дверь. Почтальон приносит посылку. Воспитатель открывает посылку, достает письмо и цветик-семицветик.
Воспитатель. Смотрите, ребята, здесь ещё письмо. (читает)
«Здравствуйте, дорогие ребята! Узнав, что вы постоянно путешествуете по природным зонам нашей страны и по материкам, я решила обратиться к вам с просьбой. Для этого я шлю вам цветик-семицветик, лепестки которого обозначают цвета природных зон (а ведь вы это уже знаете):(Белый, синий, зеленый, коричневый, желтый).
Я тоже люблю путешествовать, но сильно простудилась, побывав на Крайнем Севере в летней одежде, и заболела. Мне хотелось побывать в лесной зоне и пустыне, узнать, какие животные там живут и какие растения растут. Помогите мне, пожалуйста. Не забывайте, что цветок волшебный, исполняет все желания.
До свидания, Женя».
Воспитатель. Как же помочь Жене? Цветик-семицветик поможет нам побывать еще раз в лесной зоне, в пустыне. Мы вспомним, какие животные и какие растения там растут, а потом нарисуем, где мы были, и отправим девочке Жене. (Аудиозапись со звуками ветра.) Отрываем зеленый лепесток, говорим: «Ты лети, лепесток.» — и оказываемся на зеленой поляне. Смотрите — на ней лежат картинки с изображением животных и растений тундры, Севера, лесной зоны, пустыни. Какие леса вы знаете (Ответы детей)
Воспитатель. Молодцы! А теперь внимание! Что вы видите на картине? (Показывает.)
Дети. Это смешанный лес.
Воспитатель. Подберите, пожалуйста, картинки с изображением животных и растений смешанного леса, а остальные картинки уберите в коробку, (Дети выполняют.) Почему вы решили оставить эти картинки? (Ответы детей.) А почему вы убрали картинку с изображением белого медведя?
Дети. Он не может жить в смешанном лесу, потому что привык жить в холоде, питаться рыбой, тюленями.
Воспитатель. Молодцы! Вместе с нами в путешествие отправился и наш друг – мячик. Мы часто играем с ним на занятиях. Вот и сегодня он предлагает игру «Чей, Чья? Чьё? Чьи?»
Теперь отрываем оранжевый лепесток, произносим: «Ты лети, лепесток.» (Под аудиозапись звуков ветра дети кружатся.) Мы оказались на оранжевой поляне. Как здесь пусто, растений мало, животных не видно. Где мы?
Дети. Мы в пустыне.
Воспитатель. А почему не видно животных?
Дети. В пустыне они ведут ночной образ жизни.
Воспитатель. Назовите животных, которые живут в пустыне.
Дети. Верблюд, черепаха, ящерица, варан, джейран, сайгак.
Воспитатель. Почему с такой длинной густой шерстью верблюдам не жарко в пустыне?
Дети. Она защищает его от жарких солнечных лучей.
Воспитатель. Могут ли жить в таком месте растения?
Дети. Могут расти низкие колючие растения с очень длинными корнями.
Воспитатель. Почему верблюды могут долго обходиться без воды и корма? (Ответы детей.) Да, правильно! В горбах верблюда накапливаются жир и вода, которые он расходует в переходах по пустыне, и еще у него длинный и кривой носовой канал, в котором задерживается водяной пар. Ну, вот и побывали мы в лесной зоне и пустыне, а теперь. Ледовитая земля, берега просторные! Ни дорог на них, ни жилья не видно. Как вы думаете, какого цвета лепесток мы должны оторвать?
Дети. Белого!
Педагог. А почему белого?
Дети. Это цвет снега, льда, холода.
Педагог. Отрываем лепесток, говорим: «Ты лети, лепесток.» (Аудиозапись звуков ветра и метели.)
Воспитатель. А вот мы с вами и оказались на самом холодном материке нашей земли - Антарктиде. Антарктида была открыта намного позже других континентов, и доплыли до нее первыми почти 200 лет назад русские мореплаватели. Добраться туда можно на самолете или ледоколе - корабле, который умеет прокладывать себе дорогу среди льдов. Расположена Антарктида на Южном полюсе Земли. Этот континент - царство вечного холода. Он покрыт толстым слоем льда. А вокруг плещутся воды Индийского, Тихого и Атлантического океанов. Температура воздуха здесь иногда опускается до минус 90 градусов. Жить в Антарктиде постоянно смогла бы, наверное, только Снежная королева - ей понравились бы ледяные скалы и заснеженные пустыни. А вот обычным людям приходится тяжело в таких условиях. Поэтому они приезжают сюда ненадолго - в научные экспедиции: исследуют воздух и воду, ищут полезные ископаемые - вещества, которые помогают облегчить жизнь человеку.
Впрочем, некоторым живым существам и растениям в Антарктиде комфортно. Крохотные островки суши, выступающие из-подо льда, покрывают мхи и лишайники, на лежбищах нежатся тюлени и морские слоны, важно расхаживают среди снежных пустынь пингвины.
В конце прошлого века русские ученые обнаружили в Антарктиде подо льдом незамерзающее озеро и назвали его Восток. Есть на континенте и вулканы. Самый известный из них - Эребус, «вулкан, сторожащий путь к Южному полюсу».
Здесь никогда не бывает теплых дней и дождей. Лишь трещат морозы, идет снег, и метут метели. Посмотрите на картинку (показывает). Кто знает, что это такое?
Дети. Айсберг
Воспитатель. Это плавающие ледяные горы. Давайте все вместе, хором повторим слово «айсберг».
(Дети выполняют. Затем каждый ребенок проговаривает это слово индивидуально).
Воспитатель. Айсберги очень красивы в солнечную погоду они кажутся разноцветными. Откуда же они появились? Иногда у берегов Антарктиды отламываются от ледника огромные тяжелые ледяные глыбы, целые горы, и отправляются в путешествие по океану. Сейчас мы с вами проведем опыт.
• Опыт
В банку с водой помещают большой кусок льда.
Воспитатель. Утонул он?
Дети. Нет.
Воспитатель. Почему?
Дети. Лед легче воды.
Воспитатель. Этим айсберги очень опасны для кораблей, так как нижней части айсберга не видно, а она намного больше видимой части. Теперь посмотрите на глобус. Текут ли в Антарктиде реки? Растут ли леса? (Ответы детей.) Живут ли животные?
Дети. Да. Пингвины, тюлени, касатки.
Воспитатель. А вот и пингвины (показывает). Пингвины — это морские птицы, хотя летать они не умеют. Зато отлично плавают и ныряют. На суше они неуклюжие, неповоротливые, тело у них толстое, а лапы-ласты маленькие. Большое тело нужно пингвинам для того, чтобы не замерзнуть – так лучше сохраняется тепло. У пингвинов красивое оперение: спина и крылья черные, а живот белый. В таких «костюмах» они похожи на важных министров. Эти птицы хорошо видят в воде, что помогает им добывать пищу – ловить рыбу и мелких рачков. А еще пингвины – отличные ныряльщики, они могут находится под водой без воздуха почти 20 минут. Живут пингвины большими группами – колониями. Это очень разговорчивые птицы. В воде они почти всегда молчат, а на суше кричат, трещат, щелкают клювами. Голоса их похожи на звуки трубы. Почему же, купаясь в ледяной воде, пингвины не мерзнут?
Дети. Потому что их оперение смазывается подкожным жиром.
Воспитатель. У пингвинов есть враги? (Ответы детей. } Правильно! Это тюлени и киты. А могут ли в Антарктиде жить люди?
Дети. Нет, здесь нет городов. Но есть научные станции, на них работают ученые, которые изучают Антарктиду.
Воспитатель. В Антарктиде много снега и льда, давайте вспомним их свойства.
Игра «Закончи предложение»
Лед твердый. А снег… (мягкий).
Лед бесцветный, а снег. (белый)
Лед прозрачный, а снег… (не прозрачный)
Лед хрупкий, а снег. (рыхлый)
Вот как много интересного мы с вами сегодня узнали об Антарктиде. Люди, которые путешествуют в другие страны, всегда привозят с собой сувениры на память. Как вы думаете, если мы возьмем пингвина, сможет ли он выжить у нас в детском саду? Почему вы так думаете? (ответы детей)
Конечно, чтобы пингвину жить в других местах, нужны специальные условия: холодные помещения и бассейн. Но мы с вами сможем сами сделать пингвинов своими руками из бумаги.
Оригами «Пингвин».
Воспитатель. Что-то мы с вами задержались в этом холодном краю. Вы не замерзли? Давайте споем песенку о нашем путешествии.
Песня «География»
Молодцы, ребята! Уж мы-то с вами не заблудимся на нашей планете, потому что умеем пользоваться картой и глобусом. А теперь, нам пора в наш детский сад. Как хорошо, что у нас есть цветик-семицветик.
(Под аудиозапись звуков ветра дети кружатся.)
Вот мы и в своем детском саду. Вы не забыли, о чем нас просила Женя? (Ответы детей.) Расскажите, что вы нарисуете? (Ответы детей.) На какой материк вы бы хотели отправиться в следующий раз? (Ответы детей.) А рисунки для Жени мы нарисуем вечером.