Ерина Ирина
Знакомство с русским народным костюмом в подготовительной группе на основе сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Знакомство с русским народным костюмом по русской народной сказке "Сестрица Аленушка и братец Иванушка"
Программное содержание:
Цель: Формировать представления детей о культуре и быте русского народа посредством знакомства с русским народным костюмом.
Задачи:
Знакомить детей с русской национальной одеждой;
Развивать речь, мелкую моторику рук, творческие способности в изобразительной деятельности, любознательность, память, внимание, мышление;
Публикация «Знакомство с русским народным костюмом в подготовительной группе на основе сказки „Сестрица Аленушка и братец Иванушка“» размещена в разделах
- Национальный, народный костюм. Национальная одежда
- Подготовительная группа
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
Способствовать развитию интереса в изучении культуры русского народа;
Воспитывать бережное отношение к одежде, к культурному наследию;
Приобщать детей к музыкальной культуре русского народа;
Развивать умение выразительно и ритмично двигаться в соответствии с характером музыки;
Расширять кругозор.
Интеграция образовательных областей:
Познание;
Коммуникация;
Художественное творчество;
Музыка;
Социализация.
Предварительная работа: Чтение русской народной сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», экскурсия в музей на выставку русского национального костюма, рассматривание альбома «Костюмы народов России».
Материал: Иллюстрации современной одежды, головных уборов: куртка, платье, джинсы, кроссовки, шляпа, юбка, туфли; иллюстрации русской народной одежды: рубаха, понева, сарафан, передник, навершник, душегрея, телогрея, лапти, порты, кафтан, шуба, кокошник, «Краса», «Сорока», кичка рогатая, капор, пояс – кушак; иллюстрации со знаками русского народного орнамента; шаблоны сарафанов и рубах для художественного творчества; акварельные краски; игрушка козленок; старинный сундук; разноцветные крученные шерстяные нити по количеству детей; аудиозапись песни «Во поле береза стояла».
Логика образовательной деятельности
- Ребята, а вы любите сказки?
- Сегодня я хочу пригласить вас в сказку. Но сначала давайте поздороваемся.
Игра - приветствие
Здравствуй, солнце золотое! (тянем руки вверх)
Здравствуй, небо голубое! (руки разводим в стороны)
Здравствуй, вольный ветерок! (руки вверх, качаемся из стороны в сторону)
Здравствуй, маленький росток! (приседаем, руки вниз)
Здравствуй, милый мой дружок! (дети хлопают в ладоши)
- Скажите пожалуйста, какие бывают сказки?
(Волшебные, про животных, сказки о разных предметах).
- Какие сказки называют волшебными?
- В волшебных сказках встречаются разные волшебные предметы, с помощью их происходят чудеса.
- Хотите узнать, в какую сказку мы отправимся?
- Тогда отгадайте загадку:
Братец непослушный был
Из копытца воду пил.
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
- Для того, чтобы оказаться в сказке, давайте все возьмемся за руки и закроем глаза…
Всем известно, только в сказках есть волшебная страна,
Там волшебной чудо - краской разрисованы дома,
Там живут герои сказок, происходят чудеса,
Все увидите вы сами, открывайте-ка глаза!
(Дети открывают глаза и видят козленочка со старинным русским сундуком)
- Ребята, а кто это грустит? Давайте подойдем и поздороваемся.
Козленок говорит детям, о том, что Баба Яга заколдовала их с сестрицей Аленушкой.
- Давайте вспомним, что сделала Баба Яга с бедными детьми.
(Иванушку превратила в козленочка, а сестрица Аленушка под водой на дне озера)
- Посмотрите, что это? (обращаю внимание на сундук)
- Для чего нужны были сундуки в древние времена?
- Нашим предкам сундук заменял сразу несколько предметов интерьера – служил шкафом для вещей, сейфом для хранения ценностей, выполнял функцию стула или кровати, а также использовался для перевозки багажа. Деревянный сундук купить могли все – и богатые, и бедные, вне зависимости от сословия или уровня доходов.
- Как вы думаете, что в нем лежит?
Слушаем предположения детей.
Открываем сундук и видим в нем много одежды.
Козленочек рассказывает детям, что это одежда его семьи. Но Баба Яга всю одежду перепутала и испортила. Если дети помогут разложить и починить вещи, то заклятье Бабы Яги снимется.
- Ребята, поможем Иванушке с Аленушкой? Выручим их из беды?
- Скажите, пожалуйста, люди в древние времена одевались также как и мы с вами?
- Куда складывают одежду современные люди?
- Где хранили одежду наши предки?
Достаю картинки «Бабушкин сундук» и «Современный шкаф для одежды»
Дидактическая игра «Что лишнее?»
Цель: Практиковать детей в классификации одежды по признаку «старинная – современная».
Достаю из сундука картинки с одеждой (рубаха – рубашка, понева – юбка, телогрея – куртка, лапти - туфли и т. д.) сопровождаю показ иллюстраций со старинными русскими нарядами коротким рассказом. Дети в свою очередь, дают краткую характеристику одежде наших дней. Современную одежду раскладываем под «Шкафом», старинную – под «Бабушкиным сундуком».
Рубаха – главная часть русского народного костюма. Ее одевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Характерной особенностью русской мужской рубахи, был покрой ворота. Его разрез располагался не посередине груди, а сбоку, отсюда и название – косоворотка. Рубахи украшались по подолу, вороту, низу рукавов вышивкой; на груди делалась вставка из ткани другого цвета. Косоворотка обязательно подвязывалась пояском.
Понева - это прабабушка современной юбки, только куски ткани не сшиты. Женщины поверх рубахи одевали поневу. Ее обшивали лентами и тесьмой. Поневу носили в основном замужние женщины.
Передник, его еще называют фартуком, а в старину называли занавеской. На нем много интересной вышивки. Это вышивка не простая – она со специальным рисунком рассказывает все о женщине: из какой она деревни, сколько ей лет, сколько у нее детей. Например, если в рисунке есть кони – значит у нее сыночки, если птички – значит, дочки. Передник был в старину, словно паспорт женщины. Посмотришь на него – и все узнаешь о хозяйке. Передник оберегал живот. Для женщины тех времен живот был основой жизни, символом продолжения рода.
Носили передник поверх поневы или сарафана. Понёвный комплект считается более древним по сравнению с сарафановым комплектом.
Сарафан – это платье без рукавов. Спереди сарафан застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался широкими лямками. Сарафаны из шелковых тканей украшались кружевом, серебренные и позолоченные пуговицы, бисером, вышивкой. Надевали сарафан поверх рубахи.
Головной убор. Очень важная часть костюма. По нему в старину, как по паспорту, можно было многое узнать о женщине: ее возраст, семейное положение, социальный слой, количество детей. Девицы носили венцы и повязки и имели право ходить простоволосыми. Замужние женщины прятали волосы под кокошник
Головной убор, в народных представлениях был связан с небом, его украшали символами солнца, звезд, дерева, птиц. Нити жемчуга и височные украшения символизировали дождевые струи. Поверх кокошника набрасывали фату из тонкой узорчатой ткани.
Женские головные уборы делились на девичьи и женские, или «бабьи».
«Сорока» - головной убор молодой женщины в первый год замужества.
Кичка рогатая – такой головной убор говорит о том, что женщина уже не молода, но еще может родить ребеночка.
Навершник – это наплечная одежда по типу укороченной рубахи. Одевали ее обычно осенью или весной и носили поверх рубахи, поневы и передника. На-вершник всегда старались украсить вышивкой, аппликациями из дорогих тканей.
Душегрея – напоминала маленький сарафанчик и надевали ее поверх сарафана, а шили из дорогих тканей.
Телогрея - В отличие от душегреи телогреи были с рукавами. В ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи.
Лапти – были самой распространенной обувью на Руси. Лапти плели из лыка, бересты. Для тепла и мягкости внутрь клали солому. На ногах лапти держались с помощью веревок. Их обматывали вокруг ног. Позже стали шить сапоги.
Порты - мужские штаны, шили всегда одинаково. Они были неширокие, холщовые, синего или черного цвета. Их носили заправленными в обувь. Иногда выходные, праздничные штаны шили в полоску.
Кафтан - мужская одежда, которую надевали поверх рубахи. Для зажиточных шились очень длинные кафтаны, доходящие до самых лодыжек. Бедный люд носил кафтаны покороче, так как ходил пешком по грязным улицам.
Шуба - зимняя одежда наших предков. У знати шубы были на собольем меху. У людей попроще на заячьем или собачьем меху. Зимняя одежда имела большое значение, особенно одежда из овчины. Полушубки и тулупы шили мехом вовнутрь. Полы тулупа заходили одна за другую, а подвязывали его поясом. В дальней дороге тулуп служил и подстилкой, и подушкой, и одеялом.
- Ребята, вы знаете, что пояс или кушак – непременный атрибут и мужской и женской одежды на Руси. Без пояса не ходили ни мужчины, ни женщины, ни дети. Считалось, что пояс оберегает человека от бед и болезней. Отсюда пошло выражение «распоясался», так мы говорим про человека, который ведет себя плохо, безобразничает. Пояса изготавливали на простейших ткацких приспособлениях: бёрдо, дощечках. Плели из ниток, вязали. Если сарафан сшит из дорогой ткани, пояс поверх него не повязывали, чтобы ткань не испортить. Но без пояса все равно не ходили: повязывали его под сарафаном, поверх рубахи.
Дидактическая игра «Подбери головной убор к сарафану»
Цель: Закрепить названия предметов одежды русского народного костюма, развивать память, внимание.
Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов, рубах, передников и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Дети подбирают пары с одинаковым узором и дают названия каждому предмету (сарафан - кокошник, понева - кичка и т. д.) и объясняют свой выбор.
Грустный козленочек рассказывает детям о том, не носил он пояса, не слушал сестрицу, потому то и попали они в беду.
- Сплетем Иванушке новый пояс, ребята?
Игра на развитие мелкой моторики «Изготовление крученого пояса»
Дети (10 – 12 человек) становятся в круг. В центре круга – педагог, в руке которого пучок разноцветных крученых шерстяных нитей (число нитей соответствует количеству детей, участвующих в изготовлении пояса). Длина каждой нити 1,5 – 2 м. Каждый из детей берет противоположный конец нити в руки. По команде педагога дети начинают скручивать нить вправо (по часовой стрелке: в старину всё закручивали «по солнцу»). Когда каждая нить будет достаточно туго скручена, помощник педагога забирает у детей концы нитей и слегка закручивает их влево, затем отпускает. Получается плотный крученый шнур. По концам привязываются кисти. Это старинный способ изготовления поясов, бытовавший когда-то в Изборске.
- Вы знаете, в Древней Руси после работы, юноши и девушки любили собираться на поляне и водить вокруг березы хороводы. Кто помнит русскую народную песню про березу?
Хоровод «Во поле береза стояла»
(Звучит аудиозапись)
Знакомство с орнаментом
- Ребята, вы обратили внимание на то, что все предметы русской народной одежды содержат элементы вышивки? Для чего она нужна?
- Наши предки считали, что одежда должна не только согревать, но и оберегать от сил зла. Человек стремился привлечь к себе добрые силы природы, а от злых защититься, и делал он это при помощи своего искусства. По преданию вышитые узоры оберегали людей от болезней, наговоров, сглаза.
Считалось, что узор – это заклинание в виде знаков. В орнаменте каждый знак имеет определённый смысл.
Показываю иллюстрации со знаками орнамента.
Показываю круг.
- Что это?
- Это знак солнца. Что он дарит людям? (тепло, плодородие).
- На что похож этот знак? (показываю волнистую линию). На речку, волны. Это знак воды.
- Прямая горизонтальная линия обозначала землю,
- Вертикальная линия превращалась в дождь;
- Огонь, солнце изображались крестом.
Показываю ромб и квадрат, дети называют.
- Это знаки земли.
- Квадраты, а в них точки - засеянное поле, означает богатство и плодородие.
- А крест берег людей от злых сил.
- Из этих элементов и их сочетаний выстраивался узор. Украшая этими знаками свою одежду, люди надеялись, что это принесет им счастье, здоровье, хороший урожай, спасет от злых сил.
Козленочек говорит детям о том, что в сундуке еще осталась заколдованная одежда. Достаю со дна сундука шаблоны сарафанов и рубах белого цвета, на которых заранее нарисован узор белыми восковыми мелками.
- Посмотрите, какие странные сарафаны и рубахи - это тоже проделки Бабы яги. Что будем делать?
Предложения детей (раскрасить).
Рисование акварельными красками
Девочки выбирают сарафаны, а мальчики – рубахи и раскрашивают шаблоны акварелью. На цветном фоне четко проявляются линии орнамента.
Анализ детских работ
Дети рассматривают, какие получились узоры на одежде. Вспоминают, что обозначает тот или иной орнамент.
К детям выходят сестрица Аленушка и братец Иванушка. Благодарят детей, за то, что помогли снять заклятье злой колдуньи.
- Подожди Иванушка, это еще не все, мы же тебе пояс с ребятами сплели.
Завязываем Иванушке пояс. Иванушка благодарит детей и обещает, что теперь никогда не будет «распоясываться» и всегда будет слушать старшую сестру.
Герои сказки прощаются с детьми и уходят.
- Дорогие мои ребята,
Мы видели сказку, мы в сказке играли,
Ну и, конечно немножко устали,
Закончили наши большие дела,
Нам в садик уже возвращаться пора.
-Ребята, что особенно вам сегодня понравилось?
-Может какие-то задания были трудными для вас?
- Мне было очень приятно с вами побывать в сказке. Я желаю вам, чтобы вы всегда оставались такими находчивыми, трудолюбивыми, приходили друзьям на помощь, а самое главное, слушайте старших и никогда не попадете в беду. До свидания ребята!