Оксана Никитина
Конспект НОД в подготовительной группе «Удивительная соль»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: изучение свойств соли и ее применение.
Задачи:
воспитывать любознательность, развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные связи, умение делать выводы.
Способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли, научить использовать соль, как средство для творчества.
Материал и оборудование: сундучок с солью, стаканы с водой и ложки, лупы, яйца, трубочки, цветные мелки, баночки для декорирования, подносы с солью для рисования.
Предварительная работа
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Удивительная соль“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Соль. Изучаем соль
- Соль. Конспекты занятий
- Темочки
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Наблюдение «Как мама использует соль?»
Ход НОД
Приветствие
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
Улыбнёмся, подмигнём.
И занятие начнем!
Воспитатель: ребята, посмотрите, у нас в группе появился сундучок. Давайте посмотрим, что там (мешочек с солью)
Дети щупают, нюхают.
Воспитатель: Значит там находится вещество без запаха, мелкое на ощупь.
Воспитатель загадывает загадку:
Без нее, ребята, повар, как без рук,
Пища вся становится несъедобной вдруг!
Если в ранку попадет – испытаешь боль.
Вы, наверно, догадались…
Ну конечно, это соль
Воспитатель пересыпает соль в емкость :
-Ребята, где вы встречали соль?
- Для чего она нужна дома?
Соль - полезное ископаемое, природный элемент. Соль бывает каменная, морская и поваренная.
Без соли человек жить не может, это плохо влияет на его здоровье. Много лет тому назад соли добывали мало, и она была дороже золота. К соли относились уважительно. Отсюда народная примета – соль рассыпал – к ссоре.
Воспитатель: Как вы думаете, где можно использовать соль? (в народной медицине (ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла) Соль полезна животным. Используется в приготовлении пищи.
Игра «Соль нужна для того, чтобы.» (перебрасывание мяча и ответы детей)
Вывод: Соль необходима для жизни и здоровья человека, её используют для приготовления пищи
Воспитатель: приглашаю вас в нашу научную лабораторию.
Прежде чем начать наши исследования, послушайте правила:
1. Не трогать руками глаза.
2. Соблюдать тишину
3. Не толкать соседа во время работы
4. Сначала посмотри, а потом повтори
5. Выполнил и положи на место.
Опыт № 1 «Из чего состоит соль»
Воспитатель: Перед вами тарелочка с солью. Давайте мы её рассмотрим.
Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
«Соль сыпучая, без запаха»
Подуйте тихонько на соль через трубочку.
Вывод: соль рассыпается, она сыпучая, белого цвета, не имеет запаха, состоит из маленьких кристаллов
Опыт №2 «Соль хрустит»
Воспитатель: Ребята, надавите на соль ложкой, что вы слышите?
Ответы детей (услышали хрустящие звуки, похожие при ходьбе по снегу в морозный день)
Вывод:
Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт № 3: «Соль поглощает воду»
Добавьте в стакан ложку соли и налейте ложку воды. Что произошло? (соль намокла)
Воспитатель: соль поглощает воду.
Добавьте еще воды, размешайте. Что произошло с солью? (соль растворилась в воде)
-Соль исчезла? (Нет, соль растворилась)
-А как можно проверить, что соль не исчезла, а растворилась?
Ответы детей – попробовать на вкус
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль растворяется в воде.
Опыт № 4. «Плавающее яйцо»
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в реке вода пресная)
Воспитатель: в солёной воде легче плавать. Хотите это проверить? (Да)
Поможет нам в этом обычное яйцо. Опустим его в стакан с солёной водой. Что вы видите?
(Яйцо не тонет)
А теперь возьмем другое яйцо и опустите его в стакан с водой, который остался на подносе, вода в этом стакане не солёная. Что вы видите? (Яйцо утонуло)
Какой вывод мы сделаем? (в солёной воде яйцо не тонет, а в пресной воде тонет. Значит, в солёной воде легче плавать)
Физкультминутка «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо)
А сейчас я хочу пригласить вас в свою мастерскую. Мы с вами будем красить соль с помощью обыкновенных цветных мелков, которые я мелко натерла, размолола.
Творческая работа
Насыпьте в тарелочку по 2 ложки соли и цветного порошка. Аккуратно ложкой перемешайте, и вот перед вами - цветная соль.
Воспитатель: А вы знаете, что на соли можно рисовать, сейчас мы с вами будем рисовать на соли.
Посмотрите, перед вами подносы с солью. Я буду загадывать вам загадки, а отгадки вы нарисуете на подносе с солью. Слушайте внимательно:
«Появился во дворе он в холодном декабре.
Неуклюжий и смешной у катка стоит с метлой.
К ветру зимнему привык, наш приятель (снеговик)
Без меня не будет лета
Без меня не будет света
По утрам стучусь в оконца
Просыпайтесь, встало (солнце)
Кто на солнышке цветет?
Кто пчеле подарит мед? (Цветок)
Как красиво у вас получается!
Рефлексия
Итак, какое вы сегодня изучали вещество?
Что нового вы узнали о соли? (ответы детей)
Что вам больше всего понравилось?
Ребята, а в сундучке еще что-то есть (сюрпризный момент)