мария якушева
Конспект НОД в подготовительной группе «Подготовка детей к школьному обучению»
Конспект НОД в подготовительной группе «Подготовка детей к школьному обучению»
Цель: способствовать развитию поведенческих и школьно-необходимых навыков.
Задачи:
1) повышение мотивационной готовности детей к школе.
2) развитие познавательных процессов (внимания, памяти, речи, мышления, зрительно – моторной координации).
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Подготовка детей к школьному обучению“» размещена в разделах
3) развитие произвольной регуляции деятельности и усидчивости.
4) развитие навыков взаимодействия и умения работать в команде.
Возраст детей : 6 - 7 лет.
Продолжительность занятия: 30 минут.
Оборудование:
• Картонные карточки 6 цветов (белый, черный, желтый, красный, синий, зеленый).
• Список из 20 слов, обозначающих различные предметы (способных летать и не летающих).
• Карточки для дорисовывания, на которых изображены половинки предметов (на каждого ребенка).
• Простые карандаши и ластики (по количеству детей).
• 2 портфеля.
• Школьные принадлежности (тетрадь, линейка, ручка, букварь, карандаш, пенал и др).
• Игрушки и различные предметы не относящиеся к школе.
• Игрушечный попугай.
Приоритетная образовательная область:
Социально – коммуникативное развитие.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное, речевое развитие.
Виды детской деятельности:
Коммуникативная, игровая, продуктивная.
Коррекционно – развивающие задачи:
Развитие познавательной и речевой деятельности, координации речи с движением.
Задачи
Образовательные:
Закреплять навыки запоминания словесного задания и воспроизведения определенного ряда действий в указанной последовательности.
Формировать социальное доверие, чувство принадлежности к группе, сотрудничество.
Развивающие:
Развивать зрительное и слуховое внимание, память; пространственные ориетировки.
Стимулировать моторное и эмоциональное самовыражение; снятие мышечных зажимов.
Воспитательные:
Воспитывать личностные качества: активность, самостоятельность, творчество.
Ожидаемые результаты:
Проявляет интерес к участию в совместных подвижно- дидактических, развивающих играх
Форма проведения: совместная деятельность
Конспект тренинга по подготовке детей к школьному обучению в подготовительной группе
«….без педагогической игры на уроке невозможно увлечь ученика в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцам урока». Ш. А. Амонашвили.
Ход занятия "Здравствуй школа"
1. Приветствие.
Цель: установление контакта с детьми, нацеливание их на выполнение заданий.
Приветствие «Здравствуй, друг!» (5 мин)
Дети стоят в кругу, педагог-психолог достаёт «волшебную коробочку» и просит детей взять по одной карточке. У каждого ребёнка в руках оказывается карточка с изображением половины предметной картинки. Задача детей найти вторую половину и с тем, у кого она находиться образовать пару. Когда пары сформированы, дети приступают к приветствию.
Здравствуй, друг! (здороваются за руку)
Как ты тут? (похлопывают друг друга по плечу)
Где ты был? (теребят друг друга за ушко)
Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
Ты пришёл? (разводят руки в сторону)
Хорошо! (обнимаются)
Звенит колокольчик, дети подходят к столам. После слов «Садитесь, пожалуйста!» Дети садятся.
Упражнение с карандашом. (3 мин)
Вперёд назад карандаш катаем
Силу рук мы развиваем. (Катают карандаш по столу)
Карандаш в ладошки взяли (держат карандаш между ладошками)
И в ладошках покатали. (Катают карандаш между ладошками)
Вентилятор подключили (слегка нажимают карандашом в центр ладошки левой руки)
Холодок мы ощутили. (Вращают карандаш двумя пальчиками в направлении от себя)
В центре кнопочку нажали (слегка нажимают карандашом в центр ладошки левой руки)
Направленье поменяли. (Поворачивают карандаш двумя пальчиками по направлению к себе)
Психолог: «Здравствуйте ребята. Я рада вас всех видеть. Вы уже выросли большие, ходите в подготовительную группу. А как вы думаете, к чему вас здесь готовят воспитатели?»
Ответы детей.
Психолог: «Правильно, ребята! Воспитатели готовят вас к школе».
2. Беседа о школе.
Цель: диагностика представлений о школе у детей, повышение мотивационной готовности к школе, развитие речи.
Психолог задает вопросы о школе, а дети на них отвечают. Каждый ребенок должен принять участие в беседе.
Психолог: «Кто знает, что такое школа?»
Ответы детей.
Психолог: «Правильно ребята, школа – это такое специальное здание, в котором учителя занимаются с детьми, обучая их читать, писать, рассказывая им о разных науках».
Психолог: «Кто из вас хочет ходить в школу? Пожалуйста, поднимите руки, те, кто хочет в школу».
Психолог: «А зачем нужно ходить в школу?
Ответы детей.
Психолог: «Как вы думаете, что нового и интересного вас ожидает в школе?»
Ответы детей.
Психолог: «Кто из вас уже начал готовится к школе? Расскажите, как вы это делаете»?
Ответы детей.
Психолог: «Молодцы, ребята! Вы уже очень много знаете о школе. Раз вы так серьезно относитесь к школьной подготовке, то вы станете хорошими школьниками.
Предлагаю вам поиграть в интересную игру, а заодно, потренироваться в собирании портфеля».
Коммуникативная игра «Ваню в школу провожать – надо нам поколдовать».
Один ребёнок садится на корточки в центр круга. Остальные обращают к нему свои ладошки и проговаривают: (Имя ребёнка) в школу провожать – надо нам поколдовать». Далее каждый из них сообщает, что наколдовывает этому ребё нку: пример :хорошо учиться, добрую учительницу, весёлого соседа по парте и др.
Такое колдовство повторяется с каждым участником.
3. Игра «Собери портфель»
Психолог: «Портфель – это самый главный атрибут школьника. Каждый ученик должен уметь его собирать. А вы хотите попробовать? Давайте разделимся на 2 команды. Каждой команде я выдам портфель, а вам ребята, нужно его собрать. Посмотрите, на моем столе лежит множество различных предметов. Из них нужно выбрать те, которые пригодятся вам в школе, и положить их в портфель. Собираем портфель по-очереди. За один раз разрешается взять только один предмет. А затем мы проверим, что вы положили в свои портфели. Победит та команда, которая лучше справится с этим заданием. Готовы? На старт. Внимание. Начали!»
После того, как портфель будет собран, психолог вместе с детьми рассматривает и называет предметы, которые они в него положили. Сообщает им, что все эти предметы можно назвать одним словом – школьные принадлежности.
Психолог: «Молодцы, ребята! Вы еще ходите в садик, но у вас уже получилось собрать настоящий портфель!»
4. Игра «Предметы одного цвета».
Цель: развитие памяти, внимания и речи.
Психолог: «Ребята, как вы думаете, должен ли школьник знать основные цвета? А зачем?
Ответы детей.
Психолог: «Вы верно заметили. Школьники, да вообще все люди должны разбираться в цветовой гамме. Предлагаю вам вспомнить основные цвета. А помогут нам в этом разноцветные карточки. Игра называется «Предметы одного цвета». Правила игры: я буду показывать карточки, а вы называйте какого они цвета и предметы, которые бывают этого цвета. Например, если я покажу зеленую карточку, вы называете любые предметы зеленого цвета. Это может быть: трава, кубик, гусеница».
Психолог по-очереди показывает детям 6 карточек (синюю, зеленую, красную, желтую, черную, белую). Дети по-очереди называют предметы этого цвета. Названные предметы не должны повторяться.
Психолог: «Молодцы! Вы замечательно справились с этим заданием. Вспомнили и назвали множество предметов различного цвета».
5. Игра «Кто летает?»
Цель: развитие внимания, памяти и произвольной регуляции деятельности.
Психолог: «Ребята, как вы думаете, что нужно делать первокласснику, чтобы хорошо учится в школе?
Ответы детей.
Психолог: «Правильно, нужно внимательно слушать учительницу. Давайте проверим, насколько вы внимательны. Я буду называть различные предметы, а вы вспоминайте, летает этот предмет или нет. Если он летает – встаньте и изобразите самолетик, а если названный мной предмет не летает – просто сидим на своих местах. Все готовы? Начинаем».
Список предметов: сорока, машина, ягода, стрекоза, кукла, самолет, собака, муха, птица, окно, ведро, конфета, вертолет, кошка, пчела, заяц, карандаш, комар, мяч, книга, шарик, воробей.
Психолог: «Молодцы ребята, вы были очень внимательными и выполнили это задание без ошибок. Вас можно смело отправлять в школу».
Физминутка (2 мин)
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали.
Покрутились. Повертелись
За столы мы все уселись
Глазки крепко закрываем.
Дружно до пяти считаем,
Открываем, поморгаем
И заданье выполняем.
6. Задание «Дорисуй вторую половину»
Цель: развитие зрительно-моторной координации и произвольности.
Психолог: «Ребята, вы слышите? Кажется, кто-то стучится в дверь. К нам в гости прилетел попугай. Посмотрите, он что-то принес. Оказывается, попугай посещает специальную школу для птиц. В школе ему задали домашнее задание и выдали карточки, а он не понимает, что на них изображено. Хотите помочь попугаю?»
Ответы детей.
Психолог: «Давайте рассмотрим его карточки. Что на них изображено?
Ответы детей.
Ребенок, быстрее всех угадавший, что изображено на показываемой карточке, забирает ее себе. Если кто-то затрудняется с ответом, психолог и дети помогают им в этом. И так пока все дети не получат по одной карточке.
Психолог: «Правильно ребята, на карточках изображены половинки предметов.
А мы можем превратить эти половинки в целые предметы? Что для этого нужно сделать?»
Ответы детей.
Психолог: «Да, ребята. Чтобы получить из половинки целый предмет, мы можем его дорисовать. Хотите попробовать? Только постарайтесь, чтобы половинки не отличались друг от друга. Для этого, нужно перерисовать все детали, точно также, как они нарисованы на левой половине листа. Можете начинать работу".
Психолог: Молодцы ребята! Вы все отлично справились. А посмотрите, как обрадовался попугай, что вы помогли ему сделать домашнее задание. Он вам за это очень благодарен. Но ему уже пора улетать обратно домой».
7. Заключение.
Цель: обсуждение занятия, подведение итогов.
Психолог: «Ребята, вам понравилось со мной играть?
Ответы детей.
Психолог: «Кто вспомнит, о чем мы сегодня говорили?»
Ответы детей.
Психолог: «Правильно, сегодня мы говорили о школе. А что нового вы узнали?
Ответы детей :
• Что такое школа.
• Зачем нужно в нее ходить.
• Что нас ожидает в школе.
• Какие бывают школьные принадлежности.
• Нужно разбираться в оттенках цвета.
• Что нужно делать первокласснику, чтобы хорошо учиться.
• Как превратить половинку в целый предмет.
Психолог: «Молодцы! Какие же вы сегодня были внимательные. Какое задание вам больше всего понравилось?»
Ответы детей :
Психолог: «Молодцы ребята! Вы сегодня были очень внимательными и активными. Хорошо отвечали на вопросы и отлично выполнили все задания. Узнали много интересного и подготовились к школе. До скорых встреч!»
Рефлексия
Вот опять звенит звонок,
И кончается урок
Все вы славно потрудились
И чему-то научились
Рада я за вас всегда,
Ну а вы? Ответьте, да!
Ритуал прощания «Дружные ребята»
Психолог предлагает детям взяться за руки и произнести речё вку:
Все мы дружные ребята,
Мы ребята - дошколята.
Никого не обижаем.
Как заботиться, мы знаем.
Никого в беде не бросим,
Не отнимем, а попросим.
Пусть всё будет хорошо,
Будет радостно, светло!