РАЗИЯХАНУМ ЗАГИРОВА
Конспект НОД в подготовительной группе по окружающему миру «Друзья природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
по окружающему мир
Тема: «Друзья природы»
Подготовила : воспитатель 1 категории
МБДОУ «ДС Белочка», г. Тарко- Сале
Загирова Разияханум Адзиевна
Актуальность:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по окружающему миру „Друзья природы“» размещена в разделах
- Занятия по ознакомлению с окружающим миром
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2021
В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день открывал в нем что-то новое для себя, чтобы он рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю.
Сегодня главное условие существования человека в окружающем мире – это установление правильных отношений между его системами, осознание их взаимосвязи и влияние их друг на друга.
Ни для кого не секрет, что в последнее время эти взаимосвязи заметно нарушились. Этому свидетельствуют глобальные экологические катастрофы последних лет.
В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир, в частности, претерпевают все большие изменения.
Рост транспорта и городских хозяйств, как следствие - выброс отходов разного рода. Неразумное, недальновидное, хищническое использование природных ресурсов, а также массовый отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы : загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.
Но, прежде чем научить защищать, нужно познакомить детей с
объектами природы, дать возможность понять их, полюбить, прикоснуться душой и не дать исчезнуть с лица земли нашей.
Формирование знаний следует начинать с дошкольного детства. Именно в этом возрасте.
Аннотация:
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности и бесспорно экологические игры способствуют не только получению знаний о предметах и явлениях природы, но и формируют навыки бережного и неразрушающего обращения с окружающим миром. Игры экологического содержания помогают ребенку увидеть неповторимость и целостность не только определенного живого организма, но и экосистемы.
Играя, дети учатся: любить, познавать и беречь.
Данное занятие проводится с группой детей старшего дошкольного возраста по теме «Друзья природы». Проводя с детьми данное занятие, мы знакомим детей с окружающим миром, учим детей сравнивать простейшие причинно следственные связи, углубляем экологические знания детей, воспитываем гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Систематизируем представления детей о многообразии природы, происходит формирование психических процессов с использованием развивающих игр и упражнений. Занятие включает развивающие задания с применением наглядного материала и мультимедийного оборудования.
Планируемые результаты:
умение устанавливать причинно-следственные связи;
проявлять интерес к заметным явлениям природы;
иметь обобщенные представления о животных и растениях;
бережно относиться к природе,
владение некоторыми нормами поведения в ней;
вместе со взрослым ухаживать за растениями и животными ближайшего окружения, проявление инициативности в заботе о них.
проявлять любознательность и интерес при решении проблемных ситуаций; без боязни высказывать свое мнение,
уметь поддерживать беседу,
высказывать свою точку зрения, с интересом участвовать в играх.
Список литературы:
Использование интернет-ресурсов
Использованные материалы:
Звуки, голоса и шумы окружающего мира. Audio
Дидактические картинки «Птицы»
Д/И «Экологическая цепочка»; «С какого дерево листочек»; «Лесные знаки»; «Сортировка мусора»; «Ягоды, грибы»
Мультимедийное презентация
Структура НОД
I. Вводная часть
1) Получение воздушного шара с письмом;
2) Выбор транспорта;
II. Основная часть
1) Д/И «Назови осенние месяцы»; «Периоды осени»; «Как ведут себя животные?»; «Что происходит с животными?»
2) Д/И «С какого дерево листочек»
3) Физкультминутка: «Мы шагаем руг за другом»
4) Д/И «Экологическая цепочка»
5) Д/И «Лесные знаки»
6) Д/И «Сортировка мусора»
7) Д/И «Ягоды, грибы»
III. Заключительная часть
1) Анализ НОД.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие». «Речевое развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательное,
Форма организации: групповая, индивидуальная.
Методы: наглядные, игровые, словесные, практические.
Цель: углублять экологические знания детей, воспитывать гуманное отношение к природе, чувство ответственности за все живое на Земле. Систематизировать представления детей о многообразии природы. Закрепить знания детей о природе, о бережном и заботливом отношении к природе
Программное содержание:
Познание: доставить детям радость от участия. Учить экологически грамотному поведению в природе, гуманное отношение ко всему живому. Способствовать выполнению посильных «добрых дел».
Коммуникация: развивать у детей экологическое мышление, способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде; эстетических чувств, умение видеть красоту природы, восхищаться ею. Воспитывать экологическую культуру, элементарные навыки грамотного и безопасного поведения в природе.
Социализация: привлечь детей к участию по охране и защите природы.
Предварительная работа: разучивание песен и танцев, наблюдения в природе, чтение художественной литературы, путешествие по экологической тропе, выставка поделок из бросового материала.
Оборудование: аудиозапись «Звуки природы», «Голоса птиц»; картинки лесе Д/И «С какого дерево листочек», «Съедобные и ядовитые грибы» «Ягоды», письмо, шарик, корзина, лесные знаки, зонтик, капельки со слогами,
мультимедийный проектор, презентация к нод. силуэты разных деревьев, мольберт, картинки разных видов леса, картинки птиц,
Словарная работа: золотая осень, отдыхающие, беспорядок
Ход НОД:
1-часть
Дети встают в круг:
Собрались все дети в круг,
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И гостям мы улыбнё мся:
«Здравствуйте, гости!»
-В группу прилетает воздушный шарик с письмом.
Воспитатель: - обращает внимание детей на письмо и спрашивает:
Ребята как вы думаете, от кого к нам письмо пришло, кто нам может написать письмо?
Дети: - (ответы детей)
Воспитатель: - А хотите знать от кого письмо?
Дети: - (Да)
Воспитатель: - зачитывает письмо
«Здравствуйте ребята! Мы лесные жители обращаемся к вам с просьбой о помощи. Были отдыхающие навели беспорядок. Помогите пожалуйста навести порядок в лесу»
Воспитатель: Ребята что будем делать? Поможем лесным жителям?
Дети: - (Да)
Воспитатель: - Но для этого нам нужно попасть в лес. Нам надо выбрать транспорт, на котором мы отправимся в лес. (Перед детьми картинки с изображением разного вида транспорта. Дети предлагают свои варианты)
Воспитатель: - (подводит к выбору воздушного шара) Как вы думаете, почему мы выбрали этот вид транспорта? (он беззвучный, не пугает животных и птиц, не загрязняет воздух)
2-часть
Воспитатель: - И так, прощу вас разместится на нашем воздушном шаре (дети подходят, встают в корзину)
Воспитатель: - Ребята держитесь покрепче, мы взлетаем. Посмотрите, как вокруг красиво. Воздушные потоки несут нас в перед.
А как определить, что вокруг нас воздух?
Дети: - (помахать руками, веером, и т. д.)
Воспитатель: - А как узнать, не выходя на улицу, есть ли ветер?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: - Ребята я вижу лес с красивым осенним видом. Приземляемся?
Воспитатель: - Ой к нам кто-то идет! (появляется Лесовик)
Лесовик: - Кто это ко мне пожаловал?
Кто нарушает тишину леса?
Воспитатель: - Кто вы?
Лесовик: — Это я седой старик,
Называюсь Лесовик,
Этот лес я сторожу,
За порядком я слежу.
Дети: - Мы пришли по просьбе лесных жителей помочь лесу.
Лесовик - Знаю, как вы помогаете. Муравейники разоряете, цветы топчите, зверей и насекомых обижаете. Уходите из леса.
Воспитатель: - Лесовик среди наших ребят ты найдешь себе помощников, наши ребята любят природу, дружат с ней, и хотят помочь лесу.
Лесовик - Ну хорошо. Раз пришли помогать. Для начало помогите вспомнить осенние месяцы.
Воспитатель: - Давайте поможем ребята Лесовичку. Вы согласны?
Дети: - Да! (ответы детей - сентябрь, октябрь, ноябрь)
Воспитатель: - Назовите признаки осени?
Дети: - (ответы детей)
Воспитатель: - Назовите какие периоды осени вы знаете?
Дети: - (ранняя, золотая, поздняя)
Воспитатель: - Позднюю осень еще называют как?
Дети: - (серебряной)
Воспитатель: - Кто знает почему?
Дети: - (на лужах образовывается тонкий слой льда)
Воспитатель: - А почему называют золотая осень?
Дети: - (ответы детей)
Лесовик - Молодцы ребята, вот вам за правильные ответы это награда, (Отдает часть пазла «Эко знайки»)
Лесовик - Ребята, как ведут себя животные осенью, что с ними происходит?
Дети: - (ответы детей)
Лесовик - А что с птицами?
Дети: - (улетают в теплые края)
Лесовик - Назовите перелетных птиц?
Дети: - (ответы детей)
Лесовик - Назовите зимующих птиц? (по мере ответов детей выставляются картинки с птицами)
Дети: - (ответы детей)
Лесовик - Молодцы ребята, вот вам за правильные ответы награда. (Отдает часть пазла «Эко знайки»)
Лесовик - А вот скажите ребята с чем можно сравнить лес?
Дети: - (многоэтажным домом для многих жильцов)
3- часть
Воспитатель: - Лесовик, как вокруг красиво, Мы видим много деревьев, ребята, как называются эти деревья?
Дети: - (ответы детей)
Воспитатель: - Ой, сколько листочков нападало с деревьев, давайте рассмотрим листочки и определим, с какого дерево листочек?
Д/И «С какого дерево листочек»
Цель: учить детей узнавать и называть листья с деревьев, развивать зрительную память, внимание.
Материал: листочки с разных деревьев, колокольчик, силуэты разных деревьев на мольберте.
Ход игры. На полу по кругу разложены листочки с разных деревьев. Дети бегают вокруг листьев, пока звенит звонок. Как только звонок замолкает - дети останавливаются берут по одному листочку и называют, с какого дерева листочек, потом цепляют на дерево (Мольберте)
Воспитатель: - (презентация на экране) Ребята скажите мы сейчас каком лесу с вами?
Дети: - (лиственном)
Воспитатель: - как вы определили?
Дети: - (на деревьях листочки)
Воспитатель: - А какие еще леса вы еще знаем?
Дети: - (хвойный, смешанный) (затем детям прилагается разобрать картинки и выставлять на доске (хвойный, лиственный, смешанный лес)
Лесовик - Молодцы ребята, вы очень внимательные, вот вам за это награда. (Отдает часть пазла «Эко знайки»)
Воспитатель: - ребята вы правильно все определили. Предлагаю немножко отдохнуть.
Физкультминутка:
Мы шагаем руг за другом,
Лесом и осенним лугом,
Крылья пестрые мелькают,
Насекомые летают,
Тишина стоит вокруг,
Собрались мы все на луг.
Воспитатель: - Ребята в природе все взаимосвязано. Давайте присядем на полянку и составим экологическую цепочку ….) (воспитатель в месте с детьми на ковре составляет экологическую цепочку)
Д/И «Экологическая цепочка»
Цель: познакомить детей с экологической цепочкой; убедить детей в полезности всех видов животных и растений; совершенствовать экологические знания;
Развивать умение составлять экологические цепочки, аргументировать свои действия. Развивать внимание, память, логическое мышление, активизировать словарь детей, развивать связную речь, наблюдательность, умение анализировать и делать выводы;
Материал: «Экологические цепочки» картинки взаимосвязанные.
Ход игры: Воспитатель раздает детям картинки. Показывает схему. Дети рассматривают и составляют экологическую цепочку по схеме, если дети затрудняются, воспитатель помогает.
Лесовик - Молодцы ребята, вы всё правильно составили, вот вам за это награда. (Отдает часть пазла «Эко знайки»)
Лесовик - Юные мои помощники посмотрите, были отдыхающие намусорили, натоптали грибов, разорили гнёзда, и т. д. помогите пожалуйста собрать и сортировать мусор.
Д/И «Сортировка мусора»
Цель: знакомить детей с понятием «вторичная переработка», «сортировка мусора»; дать представление о способах решения некоторых экологических проблем; способствовать формированию экологической культуры; развивать умение классифицировать;
Материал: пять контейнеров на подобии мусорных баков. На каждом контейнере надпись и картинка того материала, который нужно в него бросать: стекло, пластмасса, бумага, металл, пищевые отходы. Картинки различных предметов.
Ход игры: Детям предлагается самостоятельно расположить карточки с мусором, на сюжетной карточке. Ребенок рассматривает имеющиеся у него карточки с мусором и по очереди выкладывает их на сюжетную карточку, обосновывая свой выбор. После расположения всех возможных вариантов мусора, ему предлагают убрать его в мусорные баки, соответствующие цвету материала (металл, пластик, стекло, бумага и органика).
Лесовик - Молодцы ребята, вы все правильно насортировали мусор, вот вам за это награда. (Отдает часть пазла «Эко знайки»)
Лесовик - А кто знает, что нужно сделать с железными банками?
Дети: - (ответы детей)
Лесовик - Их можно закопать под корни молодых деревьев, чтобы они лучше росли. Банка будет ржаветь и выделять в почву железо, которое необходимо для роста и животные не поранятся.
Дети: - Спасибо Лесовик мы это не знали.
Лесовик - А теперь ребята помогите мне расставить знаки, чтобы отдыхающие, которые приходят в лес знали, как нужно вести себя в лесу. (дети расставляют знаки и обосновывают каждый знак) (когда ставятся знак, что нужно мусор сортировать, то здесь Лесовик спрашивает)
Д/И «Лесные знаки»
Цель: учить детей правильно подбирать лесные знаки
Материал: лесные знаки, дорожные знаки.
Ход игры. На полу стоят лесные знаки, дети должны правильно выбрать знаки и разместить их в лесу. Рассказать, что обозначает каждый знак.
Лесовик - Молодцы ребята, вы всё правильно расставили, вот вам за это награда. (Отдает часть пазла «Эко знайки»)
Лесовик - Ребята посмотрите опят беспорядок, здесь были отдыхающие перемешали все грибы (съедобные и ядовитые) и ягоды (ягоды юга и севера). Помогите мне, пожалуйста их разобрать. Тут две корзины в одну надо собрать только ягоды нашего края, а в другую корзину только съедобные грибы смотрите, только не перепутайте
Д/И «Ягоды, грибы»
Цель: знать основные виды съедобных и несъедобных грибов, и их отличие,
названия лесных ягод, где растут ягоды,
Материал; плоскостные изображения грибов и ягод; плоскостное изображение двух корзинок.
Ход игры:
Дети, стоя вокруг стола, на столе две корзины. В одну корзину собирают только съедобные грибы, а в другую корзину ягоды те, которые растут в нашем краю. Дети проверяют друг друга правильно ли определили. Съедобные грибы или ягоды попадают в корзинку, ядовитые остаются на столе
Лесовик - Молодцы ребята, вы правильно собрали по корзинкам, вот вам за это награда. (Отдает часть пазла «Эко знайки»)
Лесовик - Ну что ребята, вижу я, что вы действительно друзья природы, помогли вы сегодня. А мне пора дальше идти посмотреть, что в лесу происходить. Но, а вам пора возвращаться, а то скоро дождик пойдет, видите, тучка над лесом появилось.
Лесовик - До свидания ребята.
Дети: - До свидания Лесовик!
Воспитатель: - Ой, ребята, кажется уже дождик начинается. Размещайтесь на наш воздушный шар мы возвращаемся в детский сад. (воспитатель открывает зонтик, на приделаны капли)
Воспитатель: - Ребята посмотрите у нас капельки то не простые. А волшебные, их можно превращать в слова о природе
Воспитатель: - Отрывает капельки, на которых написаны слоги и читает, дети продолжают слог например- об (локо, ту. (ча, не (бо, ве (тер, дож (дик). И придумывают слова и дополняют прилагательными.
Воспитатель: - Облако какое?
Дети: - (ответы детей)
Воспитатель: - А тучи?
Дети: - (Ответы детей)
Воспитатель: - А небо осенью какое?
Дети: - (хмурое ….)
Воспитатель: - Ветер какой?
Дети: - (ответы детей)
Воспитатель: - А дождик?
Дети: - (ответы детей)
После этого дети приземляются в детском саду
Воспитатель: - Ребята давайте выложим с вами эти кусочки пазла и посмотрим, что получится.
Дети: - составляются изображение «Эко знайки»
Воспитатель: - Дорогие ребята, вы замечательно справились со всеми заданиями и можете по праву называться Знатоками природы. Я с удовольствием вручаю вам значки «Эко знайки»
Проводиться итог НОД
Ребята, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей).
Кому мы с вами сегодня помогали? (Лесным жителям)
А на чем мы отправились в лес? ( Полным ответом: в сказочный лес мы летели на воздушном шаре)
Какие были задании ( Полным ответом: название заданий и что мы там делали)
Как вы думаете, вы будите настоящими друзьями природы?
Что будите для этого делать? (Ответы детей)
Как вы поступите, если увидите, что ваши друзья или соседи рвут цветы на клумбе, бросают мусор, ломают ветки? (Ответы детей)
Всем спасибо. На этом наше занятие заканчивается!
Вывод: таким образом, поставленные цели и задачи были реализованы. Степень активности детей была на достаточном уровне. Все ребята были активно задействованы, поэтому интерес поддерживался на протяжении всего занятия.