Ирина Тетерева
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему «Звук [х], знакомство с буквой х»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему : «Звук [х], знакомство с буквой х»
Программное содержание : закреплять правильное произношение звука [х] в речи, продолжать учить определять наличие/ отсутствие этого звука в словах, совершенствовать навыки детей в проведении звуко-буквенного анализа слова, продолжать развивать фонематический слух, продолжать развивать связную речь, воспитывать внимание и усидчивость.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе по обучению грамоте на тему „Звук [х], знакомство с буквой х“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: предметные картинки со звуком [х] (халат, хлеб, хлебница, халва, холодец, холодильник, хобот, хомяк, хоккеист, муха, черепаха, шахматы, лопух, пух, мех) карточка с изображением буквы Х, схемы для определения позиции звука в словах, фишки, тетради, карандаши, карточки для индивидуальной работы.
Содержание НОД.
I. Организационный момент.
Первыми сядут те дети, которые назовут слова, которые начинаются на гласный звук, а затем те, которые назовут слова на согласный звук.
Дети садятся в определенной последовательности. Если возникли затруднения, логопед предлагает вспомнить, чем гласные звуки отличаются от согласных.
II. Основной этап.
1. Сообщение темы. Изучение нового материала.
Логопед предлагает детям отгадать загадки и определить первый звук в отгадке.
• Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый.
Он и черный, он и белый,
Вкусный даже подгорелый.
Дети определяют, что первый звук в отгадке [х]. (Хлеб). Сегодня мы познакомимся со звуком [х] и научимся его четко произносить.
2. Работа со звуками.
Произнесение звука [х]. Характеристика артикуляции звука [х] :
- Звук [х] - согласный, твердый, глухой, мы будем его обозначать на схемах синим цветом, он будет жить в синем домике.
Если возникают проблемы, дети вспоминают правила определения гласного/ согласного, твердого/ мягкого, звонкого/ глухого звука.
3. Развитие фонематического слуха.
- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить звуки. Услышите звук [х], хлопните в ладоши.
А, У, К, Х, К, Т, О, К, П, Г, К, Х, К, К, Д, Х, Х, И, К, С, Х, К…
- Предлагаю вам поиграть в игру. Я буду произносить слоги. Услышите слог, в котором есть звук [Х], поднимите синюю фишку.
ка, ха, па, гы, ты, ко, хо, мы, ко, ка, по, но, ху, ку, ту, пу….
4. Произнесение звука [х] в словах.
Назови ласково слова со звуком [х].
Хомяк – хомячок, хлеб – хлебушек, халат – халатик, хобот – хоботок и т. д.
Хорошо справились с заданием.
5. Работа со схемами и фишками.
Логопед предлагает детям (у каждого ребенка своя картинка) рассмотреть предметные картинки и определить, есть ли звук [х] в предложенных словах и указать позицию этого звука в слове, а также составить с этим словом короткое предложение. Дети самостоятельно задание, а логопед наблюдает за выполнением. (халат, хлеб, хлебница, халва, холодец, холодильник, хобот, хомяк, хоккеист, муха, черепаха, шахматы, лопух, пух, мех).
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Мама удивилась: «Ах, ах!»
(наклоны туловища в стороны, ладони к щекам)
Бабушка поднимается по лестнице: «Ох, ох!»
(наклон вперед, руки на поясницу, раскачивание в стороны)
Лесорубы рубят лес: «Ух, ух!»
(Руки в замок, ноги на ширине плеч, Движения имитирующие рубку дров)
Дети танцуют: «Эх, эх!»
(Притопы ногами поочередно, руки в стороны)
7. Произношение звука [х] во фразе.
- Повторяйте за мной читстоговорки.
Ох-ох-ох — кинем в суп горох.
Ох-ох-ох — на деревьях мох.
Ух-ух-ух — тополиный пух.
Ух-ух-ух — в поле рос лопух.
Ух-ух-ух — будит нас петух.
Ех-ех-ех — звонкий детский смех.
Ех-ех-ех — вырос наш орех.
Их-их-их — невеста да жених.
Ах-ах-ах — цапля в камышах.
Ах-ах-ах — высоко в горах.
Иха-иха-иха-иха — громко топала слониха.
Иха-иха-иха-иха — быстро прыгала зайчиха.
Иха-иха-иха-иха — быстро бегала лосиха.
Аха-аха-аха-аха — не спешила черепаха.
Ха-ха-ха — варится уха,
Хи-хи-хи — поедим ухи,
Ху-ху-ху — съели мы уху,
Хи-хи-хи — больше нет ухи.
8. Развитие связной речи.
Закончи предложение словами на звук [х] :
Мама купила новый махровый (халат).
Бабушка купила вкусную (халву).
Всё зерно скушал (хомяк).
У слона длинный (хобот).
Мы с мамой испекли ржаной (хлеб).
Папа играет в (хоккей).
Хлеб хранят в (хлебнице).
Бабушка с дедушкой сварили вкусный (холодец).
Зимой на улице (холодно).
9. Обучение элементам грамоты.
- Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы читаем и пишем. Сегодня мы познакомимся с графическим изображением звука [х] на письме – с буквой Х. На что похожа эта буква?
АХ! Какая эта буква,
Крестик зачеркнул всё будто.
Без неё нельзя никак –
«Хорошо» мы скажем как?
Слово «Хлеб» и слово «смеХ»
Радуют всегда и всеХ!
10. Зрительная гимнастика.
«Глазки»
Закрываем мы глаза, вот какие чудеса.
Закрывают оба глаза,
Наши глазки отдыхают, упражнения выполняют.
Продолжают стоять с закрытыми глазами.
А теперь мы их откроем, через речку мост построим.
Открывают глаза, взглядом рисуют мост.
Нарисуем букву о, получается легко.
Глазами рисуют букву о.
Вверх поднимем, глянем вниз,
Глаза поднимают вверх, опускают вниз.
Вправо, влево повернем,
Глаза смотрят вправо-влево.
Заниматься вновь начнем.
11. Печатание буквы Х в тетрадях по образцу.
Чтобы нам запомнить букву «Х», давайте ее напечатаем в тетради. Дети выполняют задание по образцу.
Итог НОД.
С каким звуком и какой буквой мы сегодня познакомились?
Что больше всего понравилось на сегодняшнем занятии.