Лидия Черноусова
Конспект НОД в подготовительной группе «Путешествие по осенней тропе»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной к школе группе
Тема: Путешествие по осенней тропе.
Цель: Систематизировать знания детей об осени, основных видах деревьев нашей местности, познакомить с плодами и семенами деревьев, грибами (кто с кем дружит, закреплять знания детей о перелетных и зимующих птицах, о животных нашего региона, развивать логическое мышление, внимание, речь детей, ввести в словарь детей обобщающие слова: плоды, семена, перелетные, зимующие.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Путешествие по осенней тропе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Подготовительная группа
- Темочки
Оборудование: Д/и «С какого дерева листок», «С какой ветки детки», «С каким деревом дружат грибы», «Плоды и семена», «Птицы: зимующие и перелетные», «Опиши – мы отгадаем» (по деревьям и животным, трафареты грибов, карточки с животными, разрезные картинки птиц, цветные карандаши, аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского
Целевые ориентиры: ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности — игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и др. ; ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения; ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы. Обладает начальными знаниями о природном мире; знаком с произведениями детской литературы, обладает элементарными представлениями из области живой природы
Ход ЗАНЯТИЯ:
- Дети, скажите, какое сейчас время года?
- Осень
- Сегодня мы отправимся в необычное путешествие по осени. …— Ребята, представьте, что мы с вами оказались в осеннем лесу. Мы идем по нему, а под ногами шуршат листочки.
Звучит аудиозапись «Времена года» П. И. Чайковского
Дети выполняют скользящий шаг и произносят звук «Ш-Ш-Ш».
Упражнение на развитие.
Ла-ла-ла – осень к нам пришла. (Дети хлопают в ладоши.)
Ул-ул-ул – ветерок подул. (Ритмично вытягивают руки вперёд, раздвинув пальцы, и прижимают их к груди, сжимая пальцы в кулаки.)
Ила-ила-ила – листва в воздухе кружила. (Вращают кистями поднятых вверх рук.)
Али-али-али – все мы осень ждали. (Делают скользящие хлопки.)
- Осень – одно из самых красивых времен года. Многие поэты любили называть осень золотой порой и воспевали ее в своих стихах. Вот послушайте, какие строки написал наш русский поэт А. С. Пушкин:
Унылая пора…
Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса,
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса
- Давайте представим, что мы очутились в осеннем лесу. Как красиво кругом! Какие прекрасные деревья нас окружают. Подул осенний ветерок, и полетели разноцветные листочки. Смотрите, какие они разные и по форме, и по размеру, и по цвету. Давайте подуем на листочки. Листочки полетели и на стол к нам сели.
1. Предлагаю вам поиграть в игру «С какого дерева листок»
(Деревья последовательно размещены на доске, у детей на столах набор из разных листочков)
Задание: нужно выложить листочки слева направо в той же последовательности, что и деревья на доске. А теперь проверьте себя: переверните листочки и увидите, правильно ли вы выполнили задание. На обратной стороне листочка написан номер дерева, с какого этот листок.
2. Д/и «Опиши – мы отгадаем»
Береза белоствольная, ветки, как девичьи косы струятся по ветру.
Дуб могучее дерево с мощным стволом, крепкой древесиной, густой кроной и сильными корнями, которые уходят глубоко в землю. Живет очень долго 300 - 500 лет.
Осина подружка березы, ствол серый, листья дрожат на ветру.
Липа высокое темноствольное дерево, листья похожи на сердечки.
Клен листья красивые, резные, осенью от лимонно-желтого, золотисто-оранжевого до красно-бордового цвета. Их чаще всех собирают в красивые осенние букеты. Из семян этого дерева дети любят делать себе носы, как у Буратино.
Сосна стройное красивое дерево, вместо листьев на нем растет длинная колючая хвоя, на ветках растут сначала зеленые, а затем коричневые шишки.
Ель высокое могучее дерево. Про нее, как и про сосну, говорят: «Зимой и летом одним цветом». Растет медленно, но живет 500 – 600 лет.
Рябина особенно красиво это дерево осенью с ожерельем из красно-оранжевых ягод.
Тополь высокое стройное дерево с серовато-зеленым стволом.
Ребята, а деревья еще отличаются и тем, что… пожалуй об этом вы узнаете самостоятельно. Перед вами различные игры, с помощью которых вы узнаете много нового. (Дети работают под музыку)
2. Д/и «С какой ветки детки» (лесные, плодовые деревья)
Желуди на ветке – это дуба детки.
Яблоки на ветке – это яблони детки.
Шишки на ветке – это ели (сосны) детки.
Сережки на ветке – это березы (ольхи) детки.
Каштаны на ветке – это каштана детки и т. д.
А сейчас давайте на ощупь сравним шишки и каштаны.
Су-джок терапия
А еще осенью растут грибы. Грибы – ребята дружные, природе очень нужные. Но каждый гриб растет только под своим деревом. Давайте разместим их под нужные деревья.
3. Д/и «С каким деревом дружат грибы»
(Дети раскрашивают трафареты грибов и прикладывают их под деревья, с которыми эти грибы дружат: Масленок с сосной, подосиновик с осиной, подберезовик с березой, белый гриб с дубом и т. д.)
4. Д/и «Плоды и семена»
(дети должны разложить плоды и семена под соответствующее дерево)
Ребята, посмотрите вокруг
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной…
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье…
И. Бунин
5. - Дети, а почему же так тихо стало в лесу? Почему не слышно пения птиц? Осенью птицы сбиваются в стаи и улетают в теплые края.
И прощаясь с родными местами,
С золотыми березками, ивами
Долго кружат они над лесами,
Над крутыми речными обрывами.
- А какие птицы улетают в теплые края? (Ласточки, стрижи, жаворонки, соловьи, журавли, цапли, утки, гуси, лебеди, скворцы) Почему?
(Потому что зимой им нет еды)
- А какие птицы остаются зимовать? (Вороны, воробьи, синицы, голуби, сороки, дятлы)
- А какие птицы прилетают к нам с севера? (Снегирь, свиристель)
- Сейчас я предлагаю вам собрать из частей птиц и определить, какая из них лишняя и почему. Разрезные картинки птиц. (Все птицы перелетные, а одна – зимующая)
- Осень не только красивая, но и холодная пора, дожди и ветры в лес с собой принесла. Попрятались жуки-пауки. А семена и ягоды того и гляди снег засыплет. Каждый в лесу запасает по-своему. А как? (Ответы детей)
Давайте вспомним, как выглядят дикие животные, их повадки, особенности проживания. Предлагаю поиграть в игру: я описываю животное, а вы находите его на картинке.
Длинноухий, короткохвостый, белый, серый, скачет.
Серый, злой, ловит, догоняет, хищник.
Рыжая, пушистая, прыгает.
Коричневый, мед, берлога.
Колючий, нора.
Неуютно, голодно сейчас нашим животным в лесу. Давайте приготовим угощение для лесных обитателей. (на карточках нарисованы разные животные, дети должны нарисовать им угощение)
Итог : Что вам понравилось сегодня? Что нового вы узнали?