Гусева Марина
Конспект НОД в подготовительной группе «Камни бывают разные»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД «Камни бывают разные» подготовительная группа
Автор: Гусева Марина Владимировна
Цель : расширять знания детей о разнообразии мира камней.
Задачи:
продолжать познакомить детей с их свойствами, особенностями;
применением в жизни человека;
развивать познавательный интерес к объектам неживой природы;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Камни бывают разные“» размещена в разделах
способствовать развитию умения обследовать предметы;
воспитывать эмоционально-положительное отношение к своей познавательной деятельности.
Материалы и оборудование: мешочек ощущений; набор камней (каменный уголь, мел, морской камень, гранит); схемы для описания камня; материал для исследовательской работы: стакан с водой, ложка, пипетки, лимонный сок; мультимедийное оборудование; поднос с мелкими камушками; цветные карандаши.
Предварительная работа: сбор коллекции камней. Беседы по темам: "Камни разные бывают", "Что такое горы", "камни используются человеком с древних времен"; чтение художественной литературы: сказы П. Бажова "Малахитовая шкатулка", "Хозяйка медной горы", "Серебряное копытце"
Ход образовательной деятельности.
Воспитатель: Ребята, перед нами мешочек ощущений. Интересно что же в нём лежит? Сейчас мы попробуем на ощупь определить, что в этом сундучке.
Воспитатель: Это живой предмет? Он тяжёлый? Твёрдый? Гладкий или шероховатый? Ты догадался, что это? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно, это камень. Но здесь ещё и письмо:
"Здравствуйте, ребята! Я Хозяйка Медной горы. Прослышала я, что вы очень любознательные, наблюдательные, изучаете и исследуете природу. В моих кладовых все камни перемешались. Помогите мне их разобрать, узнать свойства камней и какую пользу они приносят людям".
Воспитатель: Как быть, ребята? Мы можем узнать свойства камней? Ребята, вы знаете, из чего состоят горы?
Дети: Мы поможем: мы будем изучать камни и узнаем их свойства. А горы состоят из камней.
Воспитатель: (обращает внимание детей на поднос с камнями для исследования) Ребята, вы узнали, что это за камни? Я сейчас проверю: загадаю вам загадку.
Молотком шахтёр стучит,
Камень чёрный добывает.
Он потом в печи горит,
Дом зимой наш согревает
(Каменный уголь)
Правильно, это каменный уголь: его добывают в шахтах, он чёрного цвета, лежит в земле пластами. Найдите среди этих камней уголь. (Дети находят)
Послушайте вторую загадку:
Шустрый зайчик скачет в поле
На доске в обычной школе.
Пишет цифры, предложенья,
И задач больших решенье.
Воспитателю помог
Белый маленький…
(Мелок)
Правильно, это мел. Им рисуют, пишут буквы, он белого цвета. Найдите мел среди этих камней. (Дети находят)
Воспитатель: У вас на подносах остались два камня : это морской камень, а этот камень называется гранит. Чтобы помочь Хозяйке Медной горы, нам надо исследовать эти камни, рассказать об их свойствах и пользе, которую они приносят людям. Ребята, а вы знаете. как называют людей, которые ищут и исследуют камни?
Дети: Геологи.
Воспитатель: А хотите на время превратиться в геологов и помочь Хозяйке Медной горы? Но прежде чем начать работать - сделаем разминку:
Много есть профессий знатных,
И полезных, и приятных.
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Повар, врач, маляр, учитель,
Продавец, шахтер, кондитер и строитель …
(Последовательно соединяют пальчики с большим на одной руке, затем на другой.)
Сразу всех не называю,
(Сжимают и разжимают кулачки.)
Вам продолжить предлагаю.
(Вытягивают руки вперёд ладошками вверх.
А теперь юные геологи, пройдёмте в лабораторию, будем исследовать каждый камень. Результаты исследований будем заносить в таблицу. (Схема для описания камня по типу мнемотаблицы)
Опыт 1.
Воспитатель: Рассмотрите свой камень: какого он цвета, отметьте в таблице в графе "цвет" цветным карандашом. Возьмите лупу, рассмотрите камень внимательно. Что вы видите? (Пористый, гладкий)
Опыт 2.
Воспитатель: Потрогайте камень. Какой на ощупь? (Шершавый, гладкий)
Отметить галочкой в нужной графе таблицы.
Опыт 3.
Воспитатель: Сожмите камень в ладошке. Какой он? Твердый, как кирпич или мягкий, как пластилин? Отметьте в таблице в нужной графе галочкой.
Опыт 4.
Воспитатель: Прислоните камень к щеке. Какой он, тёплый или холодный? Отметьте в таблице в нужной графе галочкой.
Опыт 5.
Воспитатель: Опустите камень в воду. Что происходит? (Тонет - не тонет.)
(Тяжёлый - лёгкий). Если тонет, значит - тяжёлый, тяжелее воды. Если из камня идут пузырьки - значит, в нём есть воздух. Меняет ли камень цвет в воде? (Ставим галочки в соответствующей графе). Растворяется ли в воде?
Опыт 6.
Воспитатель: Возьмите, капните на свой камень лимонным соком. Понаблюдайте, что происходит? (Шипит, как газировка, светлеет, ничего не происходит.) (Ставим галочку в соответствующей графе
А теперь, используя получившиеся таблицы, вы можете рассказать каждый о своём камне.
Дети рассказывают каждый о своём камне, что у них получилось в результате проведённых опытов.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, мы справились с заданием Хозяйки Медной горы? Разобрали камни и узнали их всойства? А вот и она сама.
Входит Хозяйка Медной горы.
Хозяйка Медной горы: Большое вам спасибо, ребята, разобрали все камни, помогли мне узнать тайну камня, и мои горы опять удивляют всех своей красотой. Да полюбуйтесь сами.
На экране мультимедийного проектора показывается фильм о горах.
Хозяйка Медной горы: Я приготовила вам подарок – набор полудрагоценных камней из моих кладовых. У меня в горах их очень много. А вы изучайте мои камни и помните это дары Земли.
Воспитатель: Спасибо тебе, Хозяйка Медной горы. Мы с ребятами очень рады такому подарку.