Людмила Калиянц
Конспект НОД в подготовительной группе «Ателье мод». Составление описательных рассказов с использованием схем Т. А. Ткаченко
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная область «Коммуникация»
Конспект НОД в подготовительной группе «Ателье мод». Составление описательных рассказов с использованием схем Т. А. Ткаченко (рассказывание об одежде)
Цель:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Ателье мод“, Составление описательных рассказов с использованием схем Т, А, Ткаченко» размещена в разделах
- Ателье. Профессии портного, швеи, модельера
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Составление рассказов, обучение рассказыванию
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2013
1. Развивать умение правильно составлять описательные рассказы об одежде, опираясь на схему Т. А. Ткаченко
2. Упражнять в дифференциации одежды по сезону (летняя, осенняя, зимняя, весенняя, по назначению (праздничная, рабочая, спортивная, по принадлежности (мужская, женская, детская).
3. Обогатить знания детей о свойствах материалов, из которых сшита одежда, закрепить названия тканей (ситец, шелк, шерсть, драп, вельвет, мех и др.).
4. Закрепить названия профессий людей, которые изготавливают одежду (модельер, художник по тканям, закройщик, швея).
Предварительная работа:
1. Блок занятий по обучению рассказыванию о предметах с опорой на схему Т. А. Ткаченко.
2. Экскурсия в ателье или швейный цех.
3. Рассматривание фотоиллюстраций в журналах по теме «Ателье» и «Как шьют одежду»
4. Дидактические игры: «»Разложи одежду по сезону», «Разложи одежду для мамы и папы», «Подбери ткань к одежде», «Две сестренки»(Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»,стр. 39) «Назови детали одежды»
5. Сюжетно-ролевые игры: «Магазин одежды», «Ателье»
6. Изо-деятельность: аппликация «Украшение фартука», рисование «Украсим юбку для барыни» (дымковская роспись, рисование «Одежда для куклы»
Материалы к занятию:
1. Схема Т. А. Ткаченко для составления описательного рассказа об одежде;
2. Кукольная одежда различной принадлежности (мужская, женская) на демонстрационных вешалках;
3. Трафареты с окном, за которым можно выставить картинки с разными сезонами и картинки одежды к игре «Разложи одежду по сезону»
4. Плотные конверты с прорезями силуэтов разной одежды и образцы тканей разной структуры для игры «Ателье» (Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи», М. Просвещение,1988, стр. 18)
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, послушайте вот такую считалочку:
(читает считалку)
На златом крыльце сидели
Царь, царевич,
Король, королевич,
Сапожник, портной…
Вам знакома эта считалочка? Да, она очень давняя, и придумана, наверное, в те времена, когда были цари и короли, и сидели они вместе на златом крыльце, и вели беседу. Но слышите, рядом с ними сидят и сапожник, и портной.
Король, королевич и портной сидят рядом!
Еще бы! Портной – очень древняя и уважаемая профессия! Портные одевают нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, шьют нам красивые платья, рубашки, сарафаны, пальто, куртки.
В любом деле без портного не обойтись. Врачу халат нужен? (нужен). Актеру – костюм? Клоуну – смешной наряд? Военному – форму? Маме – фартук, бабушке – халат? (нужен). Вот и получается, что портной - одна из самых нужных профессий на Земле.
А вы знаете, где сегодня работают портные? (Портные работают в ателье или на швейной фабрике)
Правильно, если портной работает в ателье, то входит в состав небольшой бригады, в которой у каждого свои обязанности, а если работает на швейной фабрике, то здесь уже большой коллектив швейников, и у каждого своя работа. Вы уже знаете названия профессий людей, которые изготавливают одежду, назовите мне.
Дети: Модельер – придумывает модели одежды, художник по тканям – придумывает и подбирает рисунок ткани, закройщик – разрезает ткань, кроит одежду, швея – соединяет детали одежды с помощью иглы и нитки или на швейной машине, гладильщица – отглаживает одежду при помощи утюга.
Воспитатель : Молодцы, знаете швейные профессии. Вот я вам предлагаю сегодня открыть ателье мод для кукол : мы с вами будем большой бригадой, и постараемся для наших куколок придумать и подобрать красивую одежду к Новому году.
А для начала мы должны знать, как нам подобрать одежду по сезону, т. е. по времени года. Здесь нам помогут наши модельеры.
Воспитатель проводит игру «Разложи одежду по сезону». Выставляются трафареты с окном, за ними четыре картинки с разными сезонами: зима, весна, лето, осень. Детям предлагаются разложенные на столе картинки одежды правильно распределить по сезонности, назвать одежду и для кого она предназначена («Это платье для девочки, его носят летом». «Это куртка и брюки для мальчика. Он оденет их осенью» и т. д.)
Воспитатель : Хорошо вы разложили одежду по сезону, но надо и ткань подобрать правильно к каждой модели, ведь каждому понятно, что трусы нужно шить из ситца, а шубу из меха, а не наоборот! И здесь нам помогут художники по тканям.
Воспитатель проводит игру «Ателье». Дети - «художники по тканям»м - берут по 3 конверта с прорезями силуэтов разной одежды и из разложенных образцов ткани подбирают к силуэтам материал. Потом объясняют, почему они выбрали именно эту ткань (Эта ткань – ситец. Из нее я бы сшил ситцевое платье или летнюю ситцевую блузку. Эта ткань – шерсть. Из нее хорошо сшить шерстяные брюки для мальчика или шерстяную юбку для девочки. Эта ткань – вельвет. Из нее хорошо сшить вельветовую куртку. И т. д.)
Воспитатель : Очень хорошо. Ткань мы умеем выбирать, название предметов одежды мы знаем, но чтобы швея красиво и аккуратно сшила одежду, закройщик должен правильно снять мерки, т. е. измерить длину, ширину будущей одежды, длину рукава или брюк, а то получится как в стихотворении С. Михалкова.
Выходит ребенок, читает стихотворение:
Серый заяц под сосной
Объявил,что он портной.
И портному через час
Медвежонок сдал заказ.
-Будет ваш заказ готов
До январских холодов!
Заяц режет, заяц шьет,
А медведь в берлоге ждет.
Срок прошел. Пришел медведь,
А штаны нельзя надеть.
Воспитатель : А почему так произошло?
Дети: Заяц не снял мерки с медвежонка, и штаны оказались малы.
Воспитатель : А пока одежда наша сдана в пошивочный цех, у нас перерыв перед показом моделей и я предлагаю вам физкультминутку.
Дети становятся по группе врассыпную. Проводится физкультминутка
Мамам дружно помогаем:…. Ходьба на месте
Сами в тазике стираем…. Наклон, имитируем полоскание
И рубашки, и носочки…. Выпрямились, загибаем пальцы на руке
Для сыночка и для дочки …. Повороты вправо-влево
Через двор растянем ловко … Потягивания – руки в стороны
Для одежды три веревки… То же
Светит солнышко-ромашка, … Потягивания – руки вверх, пальцы
раскрыть
Скоро высохнут рубашки. ….Покачивание, руки наверху
Воспитатель : (выносит кукольную одежду на вешалках) : Вот уже и одежда наша пошита да отглажена. И куклы наши ждут обновок. Но нужно рассказать об одежде, как это делают на показах мод. И поможет нам в этом наша схема-помощница. Я напомню вам, о чем говорит каждое окошко, а вы пока выбирайте понравившийся вам кукольный наряд и придумывайте свой рассказ.
Итак, первое окошко – называете цвет одежды;
второе окошко – из какой ткани она сшита;
третье окошко - надо назвать детали одежды;
четвертое окошко - надо рассказать, для какого времени года предназначена эта одежда;
пятое окошко - вы расскажете для кого эта одежда : для мальчика или девочки;
шестое окошко – надо рассказать, как за этой одеждой ухаживать.
Показ моделей одежды начинается, кто уже выбрал наряд и откроет наш кукольный модный салон?
Дети выходят по очереди, вывешивают на первый план понравившийся наряд и составляют описательный рассказ об одежде, опираясь на схему, воспитатель помогает. (Все рассказы начинаются с названия предмета одежды: «Это платье для куклы Даши», «Это костюм для куклы Ромы». И далее – по схеме.)
Проводится 3-4 описательных рассказа об одежде.
Воспитатель : Очень хорошо вы рассказали об одежде. Я думаю, что куклы остались довольны и на праздник у них будет новый наряд. А у меня для вас есть игра «Четвертый лишний». Вы слушайте внимательно, и слово, которое не относится к одежде, называйте:
Рубашка, пиджак, тапочки, платье
Костюм, шуба, шарф, сапоги
Сарафан, юбка, брюки, шляпа
Свитер, куртка, туфли, шорты.
И напоследок загадки об инструментах портного (желательно отгадки-картинки) :
На пальце одном
Ведерко вверх дном. (наперсток)
Я – одноухая старуха.
Я прыгаю по полотну,
И нитку длинную из уха,
Как паутинку я тяну. (иголка с ниткою)
По одежде он плывет,
Как горячий пароход.
Стало все белье на диво
Очень гладким и красивым!
Для белья надежный друг
Электрический …. (утюг).
Два кольца, два конца,
А посредине гвоздик. (ножницы)
Спасибо, ребята. Наше занятие окончено.
Используемая литература :
1. Т. А. Ткаченко «Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов к пособиям «Учим говорить правильно»
2. Т. В. Потапова «Беседы о профессиях с детьми 4-7 лет», М. ,ТЦ «Сфера», 2008
3. Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи»,М. ,Просвещение, 1988
4. Т. А. Шорыгина «Профессии. Какие они?», М. ,ГНОМиД, 2004