Инна Коренюгина
Конспект НОД по декоративному рисованию в подготовительной группе «Завиток»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе №6 «Семицветик».
По изо-деятельности (рисование) «Завиток» (декоративное рисование)
Осваиваемые образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно - эстетическое.
Цель: Знакомство детей с хохломской росписью, ее характерными особенностями (цвета, фон, материал).
Задачи: Познакомить детей с основными элементами хохломской росписи. Способствовать активизации словаря: центральная линия, завиток.
Развивать технику рисования концом кисти.
Воспитывать аккуратность, умение объективно оценивать работы.
Материал и оборудование: Предметы быта, украшенные хохломской росписью; баночки с водой; кисточки; салфетки; гуашь.
Ход НОД
Воспитатель: Ребята, у нас сегодня с вами не обычное занятие к нам прибыла к нам из дальних краёв Матрёна, на нас посмотреть, себя показать, да товаром своим похвалиться. Давайте посмотрим, что приготовила для нас Матрёна.
(дети рассматривают изделия хохломы)
Матрена: Посмотрите, ребята, на эти изделия которые я принесла. Какие они красивые.
Это будто необыкновенные деревянные миски да ложки, ковши да чаши, а золотые!
И называется эта красота – золотая хохлома.
Матрена: О ней мы и будем сегодня говорить, узнаем, где она родилась, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как её делают.
Матрена: Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его! Немедленно!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
А сделать настоящую хохлому совсем не просто.
Сначала мастер вырезает из дерева заготовку - будущую чашу. Потом сушит ее и покрывает тонким слоем глины. Похожа теперь чаша на глиняную, потом ее пропитывают льняным маслом. А золота для «золотой хохломы» и не требуется! Вместо дорогого золота натирают чашу оловянным или алюминиевым порошком. Чаша блестит, будто серебряная. Потом чашу покрывают лаком и ставят в печь. Не кашу варить, а для просушки, для «закалки». И происходит чудо: деревянная чаша становится золотой, с нарядным, красочным рисунком!
Алгоритм «Последовательность изготовления хохломских изделий»
1. Вытачивание изделий на станке.
2. Шпаклюют – покрывают тонким слоем глины.
3. Шкурят – протирают наждачной бумагой.
4. Олифят – покрывают специальным составом для деревянных поверхностей.
5. Лудят – покрывают алюминиевым порошком и закаляют в очень жаркой печи.
6. Покрывают изделие специальным лаком.
Под воздействием температуры лак желтеет. Тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет.
Матрена:-Мастерицы вручную мягкой кистью расписывали изделия затейливым орнаментом.
Хохломская роспись – алых ягод россыпь.
Отголоски лета в золоте травы.
Кисть купается в краске,
Здесь прижалась разок,
И блеснул на посуде золотой завиток.
Кисть рисует реснички
Рядом с тем завитком.
А сухие былинки под веселым мазком
Превратились в травинки,
Усик вьется ползком…
стихотворение П. Синявского «Хохлома»
Матрена: Скажите, какие цвета встречаются в узорах? (четыре цвета: красный, чёрный, жёлтый, зелёный)
-Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор? (когда дети их назовут, дается их правильное название.)
Матрена: Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев.
Завиток является основным элементом хохломской росписи.
Матрена: Какое главное правило при составлении узора? (элементы узора должны располагаться ритмично, на одинаковом расстоянии, повторяя элементы равномерно).
Получение навыка рисования элементов.
Матрена: Давайте попробуем с вами нарисовать некоторые элементы хохломской росписи. (выставляется схема с элементами)
Матрена: Давайте еще раз рассмотрим на изделия Хохломы. Сколько тепла излучают они, мягкие, гладкие на ощупь, радующие глаз. Блещут краски так ярко
Золотой хохломы,
Что в лучах ее теплых
Согреваемся мы.
Физкультминутка.
Птица хохломская крыльями махала (Руки в стороны, махи)
Крыльями махала – злато рассыпала. (Махи, встряхиваем кисти рук)
Головой качала, в стороны качала (Наклоны голывы)
Да, с землицы русской травы собирала. (Наклоны в пол, собираем)
Травы собирала, чаши украшала, (Собираем, обводим руками круг)
Мастерство с любовью нам передавала. (Руки к сердцу, руки вперед.)
Матрена: Ребята, а сейчас давайте попробуем нарисовать с вами свои завиток
Сначала рисуем завиток, кисточку держим перпендикулярно листу, рисуем кончиком кисточки. Линию ведем плавно, к середине усиливаем нажим, и снова тоненько кончиком кисточки.
Потом нарисуем крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т. д.).
Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти, чередуя цвета).
Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок).
Какие цвета будете использовать? (Красный, чёрный, зелёный, желтый).
Матрена: Ребята, посмотрите, какие получились замечательные завитки. Они ничем не отличается от работ мастеров. Вы настоящие мастера!
Воспитатель: Кому мы сегодня помогали? А как им помогли? Какие элементы хохломской росписи запомнили? Какие цвета используют в росписи хохломы?