Ольга Кузнецова
Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе «Расписная хохлома»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД по художественно-эстетическому развитию в
подготовительной группе «Совята»
на тему: «Расписная хохлома»
Тема: Хохломская роспись.
Вид продуктивной деятельности: рисование
Приоритетная образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Публикация «Конспект НОД по рисованию в подготовительной группе „Расписная хохлома“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Хохлома. Рисование, роспись
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2023
Интеграция с другими образовательными областями: речевое развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель: создание расписной сувенирной доски используя элементы хохломской росписи.
Задачи:
1. Образовательные:
Познавательные:
уточнить представления об истории хохломской росписи;
продолжать знакомиться с элементами хохломской росписи;
Изобразительные:
формировать умения передавать элементы хохломской росписи;
формировать умения подбирать соответствующие для хохломы цвета;
формировать умения размещать изображение на листе в форме ложки;
2. Развивающие:
развитие мелкой моторики;
развитие фантазии, внимания, воображения;
развитие способности к изобразительной деятельности;
3. Воспитательные:
воспитывать самостоятельность при выполнении работы;
воспитывать аккуратность в работе при выполнении рисунка;
Планируемые результаты: уточнили представления об истории хохломской росписи, развить умение перенести на бумагу элементы хохломской росписи, умение подобрать соответствующий цвет, развитие способности к изобразительной деятельности; развитие фантазии, внимания, воображения;
Материалы и оборудования: презентация, мультимедийная установка, заготовки из бумаги досточек, методическое пособие ручной работы на тему хохломы, гуашь, кисти, вода, картинки посуды и элементы данной росписи для игры.
Ход занятия
Воспитатель: - Ребята, садимся на места. Сегодня мы с вами будем рисовать очень интересный предмет посуды и в очень интересной технике. Отгадайте мои загадки. 1) Хохлома. Выросла золотая травка на ложке, Распустился красный цветок на плошке. (Хохлома).
2) Листочки, ягодки, цветочки, стебелечек, завиток. Здесь хозяева три цвета: Черный, красный, золотой. Кто привез товар такой? (Хохлома).
3) Посуда не простая, а точно – золотая! С яркими узорчиками, Ягодками и листочками. Называется она … (Золотая Хохлома)
Дети: ответы детей.
Воспитатель: -Правильно, ребята, это золотая хохлома. И этой росписи уже много много лет. Расписывали в старину так красиво в основном посуду и кухонную утварь. А знаете ли вы как появилась посуда?
Дети: ответы детей.
Воспитатель:- Посуда появилась очень давно. Сначала древние люди использовали кору деревьев, чтобы, например, зачерпнуть воду или скорлупу орехов. Постепенно посуда совершенствовалась. Люди научились делать посуду из глины, обжигать её.
И конечно же с древности люди старались сделать посуду не только удобной для использования, но и красивой. Ребята, еще раз подскажите, как называется роспись, где красные, черные цвета и бывает она даже золотая?
Дети: ответы детей.
Воспитатель:- - Верно! Эта деревянная посуда, расписанная растительным орнаментом. Что значит растительный?
Дети: ответы детей (это трава, цветы, ягоды)
Воспитатель:- – Да, это всевозможные растения: травка и листики, ягоды, цветы с красивыми завитками. Сегодня мы узнаем, где родилась Хохломская роспись, для чего служит, какие предметы расписывают этой росписью и как её делают. Поэтому смотрим и слушаем внимательно, чтобы мы с вами смогли расписать ложку в хохломском стиле (показ презентации).
Воспитатель: -Старинное предание рассказывает: жил когда-то в нижегородских лесах, на берегу тихой реки, человек. Кто он и откуда пришел, нам не ведомо. Вырезал тот человек деревянные чаши да ложки и так их расписывал (раскрашивал, что казалось, сделаны они из чистого золота. Узнал об этом царь и рассердился: «Почему у меня во дворце нет такого мастера! Ко мне его!» Стукнул посохом, топнул ногой и послал солдат, чтобы доставили умельца во дворец. Отправились солдаты выполнять царский приказ, но сколько ни искали, не смогли найти чудо-мастера. Ушел он неведомо куда, но прежде научил местных крестьян делать «золотую» посуду. В каждой избе сверкали «золотом» чашки до ложки. Много «золотой» посуды продавалось на ярмарке в селе Хохлома. Так и родилось название «золотая хохлома».
Воспитатель: -Скажите, какие цвета встречаются в узорах?
Дети: ответы детей ( четыре цвета: красный, чёрный, жёлтый, зелёный)
Воспитатель: -Посмотрите, из каких растительных элементов состоит хохломской узор?
Дети: ответы детей (это трава, цветы, ягоды)
Воспитатель: - Вы перечислили элементы, но в хохломской росписи их называют по-иному: завиток, а листья украшены оживкой, в виде прожилок. Тут и алые гроздья рябины, и спелая ягодка земляники, и завитки трав и листьев.
Какое главное правило при составлении узора?
Дети: ответы детей
(элементы узора должны располагаться на одинаковом расстоянии)
Воспитатель: -Ребята, а теперь посмотрите еще раз на экран, ваша задача сейчас найти и узнать элемент узора хохломской росписи на этой посуде.
Дети: ответы детей
Воспитатель:- Молодцы, ребята, вы справились!
Не боится хохлома ни жара, ни влаги, ни стужи. Все так же будут сиять ее краски, не потускнеет «золото». Потому что сделали это чудо золотые руки мастеров.
Сегодня я вам предлагаю на время превратиться в художников и расписать декоративную доску своими руками.
Физкультминутка (дети проговаривают слова и показывают за воспитателем движения)
"Золотая Хохлома"
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики, матрешки,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома! (дети показывают фонарики)
Стулья, доски и полати,
И кроватки и кровати,
Расписала нам сама
Золотая Хохлома! (дети показывают на мебель)
Нет наряднее раскраски,
Будто к нам пришла из сказки,
Где цари и терема,
Золотая Хохлома! (дети делают "пружинку")
(Л. Куликова)
Воспитатель:- Давайте ребята сядем на свои места и постараемся красиво нарисовать узоры хохломы на разделочной доске.
Для этого нам понадобятся:
- вода;
- кисти;
- лист альбомной бумаги;
- краски: желтая, чёрная, красная;
- карандаш простой.
Сейчас будем делать вместе. Но сначала посмотрите например.
1. Сначала мы карандашом намечаем где у нас будут какие узоры.
2. Намечем каёмочку, за неё наш узор не выходит.
3. На самой доске мы рисуем элементы хохломской росписи, это у нас ягодки, завитки, усики и листики.
4. Теперь, когда мы нарисовали всё, что хотели карандашом, мы берём кисточку. Набираем водичку, лишнюю о край банчки убираем, потом набираем краску на кончик кисточки и начинаем рисовать. Смотрим на примеры узоров и аккуратно кончиком кисти вырисовываем усики и завитки. Ягодки у нас красного цвета.
Рефлексия:
Воспитатель:- Ребята, посмотрите, какие у нас красивые доски получились. А напомните мне, пожалуйста, из каких элементов состоит хохломская роспись.
Дети: ответы детей
Воспитатель:- Какие цвета используются в хохломской росписи?
Дети: ответы детей
Воспитатель: -Ребята, вы большие молодцы, наше с вами занятие подошло к концу.