Светлана Кондакова
Конспект НОД в старшей группе «В мире одежды»
▼ Скачать + Заказать документы
Задачи:
1. Формировать представления детей об одежде, ее связи с сезоном, о материалах из которых она изготовлена, различием мужского и женского гардероба.
2. Развивать связную речь при описании одежды, учить выделять первый звук в слове, делить слова на части. Развивать умственные способности: умение устанавливать причинно – следственные связи, способность сравнивать и обобщать.
3. Воспитывать познавательный интерес детей, бережное отношение к одежде,
основы безопасности поведения.
Предварительная работа:
Игра «Подиум» - демонстрация одежды
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „В мире одежды“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Одежда. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
Рисование «Праздничный наряд»
Рассматривание альбома «Ткани», «Профессии».
Материал к занятию:
Фигурки инопланетян (пластилин, фольга, набор картинок одежды : зимняя, летняя, одежда для девочек, мальчиков. Иллюстрации: зима, лето, сезонная погода (дождь, снег, ветер,солнце, животные, схема – модель.
Ход занятия.
Игровой сюрпризный момент (звучит запись голоса).
- Внимание! Внимание! Работают все радиостанции. Передаем сообщение. В нашем
детском саду высадились инопланетяне. Обнаружено место их посадки – старшая группа «Бабочки» (показ летающей тарелки с инопланетянами).
- Я уже познакомилась. Их зовут Марсис и Венера. Они прилетели с другой планеты. Нам будет сложно понимать их, т. к. они разговаривают с помощью сигналов, движения рук и туловища. Давайте познакомимся с ними на их языке (приложив руку к груди и сделав поклон означает «Здравствуйте»).
- Как одеты Марсис и Венера? (блестящий костюм с кнопками, на голове антенна с сигналами).
- Расскажите, как одета Светлана Анатольевна?
Сегодня расскажем гостям об одежде.
Вопрос – ситуация «Можно или нельзя» (обосновать ответ).
- Можно ли людям в футболке и шортах летать в космос?
Можно ли взрослым одевать детскую одежду?
- Можно ли в меховой шубе отправляться на Север?
- Можно ли летом ходить в шапке и варежках?
- Для чего нужна одежда?
Укрывает от дождя, ветра она
Утепляет в морозы, защищает в жару,
От прохлады избавит она поутру,
Все что мы надеваем одеждой зовемся
И название это запомнить придется.
- Можно ли по одежде инопланетян отличить, что Марсис – мальчик, а Венера – девочка? (нет, одинаковы одеты)
Чем одежда девочек отличается от одежды мальчиков?
Задание (рис. 1) «Исключение лишнего» (шорты, их носят мальчики).
- Послушайте слово: шор-ты. Сколько в нем частей? Давайте посчитаем вместе (при произношении каждого слога дети делают хлопок руками). Аналогично анализ слова: платье,сарафан.
Игра «Будь внимателен» - если услышат одежду, которую одевают на руки – хлопают, на ноги – топают. Варежки, носки, гольфы, перчатки, колготки, чулки. Из чего шьют одежду? (ткани). Вся одежда сшита из шелка – шелковая
Ситца – ситцевая
Драпа – драповая
Шерсти – шерстяная
Сатина – сатиновая
Закрепит название ткани.
- Почему одежда не бывает бумажной? Что было бы, если бы одежда была железной?
Задание (рис. 2) «Чем и почему похожа и не похожа одежда?» (сравнение платья – рубашки).
Приготовим одежду для Марса и Венеры. Игра «Гардероб» (картинки на стенде)
- Взять одежду сможет тот, кто правильно назовет ее выделяя первый звук в слове (дети подходят выбирают картинку, произносят слово с выделением первого звука).
Например: шуба – «ш», с картинками садятся на места. Дети высоко уровня – выделяют звук, дают краткое описание.
Задание. Вспомните и назовите, какую одежду для гардероба выбрала Галя, Коля, Таня.
Наши гости не знают что такое галстук, плащ? Объясните им (ответы детей).
Задание (рис. 3) «Классификация одежды».
Дифференцированный подход:
Низкий уровень – одежда девочек – мальчиков
Средний уровень – зимняя – летняя одежда
Высокий уровень – подобрать одежду в соответствии с погодой и объяснить свой выбор.
«Один - много». У меня одна юбка, у меня много юбок…
- Как ухаживать за одеждой? (стирают, гладят, сушат, чистят, вешают, чинят).
Физкультурная минутка.
«Приберем одежду в порядок»
В тазик воду наливаем
Порошочку насыпаем
Всю одежду мы замочим
Пятна тщательно потрем
Постираем, прополощем
Отожмем ее, встряхнем,
А потом легко и ловко
Все развесим на веревках
А пока одежда сушится
Мы попрыгаем, покружимся
(дети сопровождают текст стихотворения соответствующими движениями).
Загадывание загадок.
- Сто одежек и все без застежек (капуста)
- сидит дед во 100 шуб одет, кто его раздевает тот слезы проливает (лук)
- Зимой белый, летом серый (заяц)
Почему вы думаете, что это заяц? Животным одежду заменяет шерсть. Птицам? (перья)
Рыбам? (чешуя) Деревьям? (листья, кора). У животных изменение внешнего вида зависит от времени года. «Бел потому и цел». Окраска помогает приспособиться к условиям жизни в природе. Лягушка к зеленой траве, кобра – желтому песку, гепард (желтой траве, камням).
Задание (рис. 4). Моделирование «Вот какие хитрецы»
Марсис и Венера предупредили инопланетян, что полетели к нам в гости. Зачем это они сделали? Как детям нудно вести себя для того, чтобы не потеряться? (не уходить с чужими людьми, не уходить далеко от дома). Как вы поступите, если незнакомая женщина скажет вам: «Я тебя знаю, какая ты нарядная, пойдем со мной».
Игра «Потерялся ребенок» (по схеме – модели дети описывают одежду сверстника, дети указывают о ком говорят). Например: «Внимание! Внимание! Потерялся ребенок. Девочка, на ней одето красное платье с белым воротничком и поясом» (заслушиваем рассказы детей, отгадываем, оценка рассказов детьми и воспитателем). Дети с высоким уровнем – описывают без схем.
Итог занятия.
Кто был в гостях? О чем было занятие? Что было интересным на занятии?
Что узнали нового?
- Марсис и Венера останутся погостить в группе. На следующем занятии мы будем моделировать одежду для наших гостей.
Анализ занятия.
Занятие «В мире одежды» квалифицируется как комплексное с использованием задач
интеллектуального развития. Развитие речи, экологических знаний. Занятие выстроено по структуре
- закрепление знаний через игры на логическое мышление и развитие речи;
- формирование новых знаний через рассказ и использование моделей;
- закрепление знаний через описательные рассказы с использованием схемы – модели.
Подача материала построена с использованием наглядного, практических, словесных, игровых методов. Использовались приемы: сюрпризный момент, вопросы, стихи, игры дидактические и словесные, загадки, модели, которые помогли реализовать поставленные задачи. Тема для детей была понятной, вопросы доступны. Материал соответствовал возрастным особенностям. Важное в них – доступность и достаточный уровень сложности. Один вид занятия сменялся другим, что позволило развивать не только речь, но и развитие ума (мышление, внимание,память). Занятие прошло с большой речевой активностью детей. Дифференцированный подход осуществляется как в индивидуальной, так и фронтальной форме, что помогает увидеть успешность детей в выполнении поставленных задач и спланировать коррекционную работу. Игры представленные в контексте можно видоизменить, дополнить включая другие задачи. Использование «гостей - инопланетян» имеет перспективу к проведению других видов занятий.