Елена Самылова
Конспект НОД в группе компенсирующей направленности «Лед — вода — пар»
▼ Скачать
Цель: формирование познавательного и исследовательского интереса во время экспериментирования с водой и льдом.
Задачи:
1. Формирование представления детей об агрегатных состояниях воды;
2. Уточнение знаний детей о свойствах твердых, жидких и газообразных тел;
3. Формирование представления о трех состояниях воды и причинах перехода одно в другое;
4. Совершенствование познавательных способностей, формирование умения проводить простейшие доступные опыты.
5. Воспитание познавательного интереса, бережного отношения к воде, ее значимости для жизни всего живого на планете.
Публикация «Конспект НОД в группе компенсирующей направленности „Лед — вода — пар“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Группы компенсирующей направленности
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лед. Ледяные поделки и фигуры, игры и занятия со льдом и льдинками
- Темочки
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материалы: Кусочки льда на каждого ребенка (кубики для напитков, электрический чайник, стаканы с питьевой водой, трубочки коктейльные на каждого ребенка, две картины с изображением природы в холодное и теплое время года, наглядные пособия «Кому нужна вода», «Как человек использует воду», мольберт, мелки, зеркало, «волшебная палочка».
Ход НОД:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, давайте все вместе дружно поздороваемся с ними и улыбнемся.
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, я хочу улыбнуться вам, а вы, пожалуйста, улыбнитесь друг другу и мне, для того, чтобы у нас с вами было хорошее настроение как можно дольше.
Основная часть
Воспитатель: Ребята, помните, мы с вами читали очень много сказок, в которых происходили превращения?
Дети: Да, помним.
Воспитатель: Ребята, назовите эти сказки и героев, которые превращались.
Дети называют.
Воспитатель: А кто мне скажет, что же такое превращение?
Дети: Превращение – это изменение.
Воспитатель: Молодцы! Правильно! Превращение – это изменение кого-то или чего-то во что-то новое. А теперь послушайте внимательно стихотворение, и вы поймете, о чем же мы сегодня с вами поговорим.
Я – веселая вода
Я бегу туда – сюда.
Я и в ванне, и в реке,
И вблизи, и вдалеке.
Превращаюсь в пар и лед,
А могу наоборот!
Воспитатель: О чем речь в этом стихотворении, ребята? (о воде)
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о воде, о ее чудесных волшебных свойствах и о том, какая вода может быть, во что она может превращаться. На нашей планете очень много воды. Она находится в водоемах. Вспомните, пожалуйста, как они называются.
Дети: Озера, реки, болота, ручьи, родники, моря, океаны.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А теперь посмотрите на эти картины. На них изображена одна и та же местность, природа, но в разное время года: в холодное (зимой) и в теплое (летом). Какое время года изображено на первой картине? (холодное) А на второй? (теплое) На первой картине что на речке? По чему катаются дети на коньках? (на речке лед)
А на второй картине что в речке? (вода)
Как вы думаете, на второй картине холодно, дети мерзнут? (нет, там лето и тепло) Правильно, тепло, а почему? (потому что светит солнце)
А на первой картине холодно или тепло? (холодно)
Что происходит с водой в холодное время года? (она замерзает и превращается в лед)
А в теплое время года что происходит с льдом, водой? (лед тает и превращается в воду)
Летом, когда очень жарко и долго нет дождей, водоемы становятся мельче, а могут даже и совсем исчезнуть. Как вы думаете, почему? (вода в водоемах испаряется)
Правильно, ребята! Вода в водоемах зимой замерзает и превращается в лед, становится твердой, потому что становится холодно. В теплое время года лед тает и превращается в воду, становится жидкой, потому что становится тепло. А когда очень-очень жарко, то вода в водоемах испаряется и превращается в пар.
Ребята, а теперь подумайте и скажите, вода, лед и пар – это одно и то же?
Дети: да, это все вода.
Воспитатель: Правильно, ребята, вода, лед и пар – это все вода в разных агрегатных состояниях (твердом, жидком и газообразном) (Показать знаки этих состояний: вода – волны, лед – голубой квадрат, пар – облако). Давайте мы с вами сейчас убедимся, что вода может быть разной. Только сначала немного отдохнем и разомнемся.
Физкультминутка
Капля первая упала – кап!
И вторая побежала – кап!
Мы на небо посмотрели,
Капельки «Кап – кап» запели.
Намочились наши лица,
Мы их вытирали.
Даже наши туфли мокрыми стали.
Плечами дружно поведем
И все капельки стряхнем.
От дождя мы убежим,
Под кусточком посидим.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто такие ученые и где они работают?
Дети отвечают.
Воспитатель: Мы сейчас с вами тоже превратимся. Мы будем учеными и будем работать в нашей волшебной лаборатории. Надевайте очки и белые халаты.
Опыт №1
Воспитатель: Посмотрите на эти картинки, о чем они нам говорят? (Лед может быть разной формы, он твердый, хрупкий, легко ломается или разбивается. Лед прозрачный, бесцветный. Он не имеет вкуса и запаха.)
Подходите к столам ближе и посмотрите, что же лежит на ваших рабочих местах (у каждого ребенка лежит кусочек льда). Ребята, что же это у вас? (Лед) Потрогайте его, пощупайте и погладьте. Какой он? (Холодный, скользкий, гладкий, твердый) Лед холодный, а ладошки у вас какие? (Теплые) Лед холодный, а ладошки теплые. Давайте посмотрим, что получится из холодного льда в теплых ладошках! Будем греть лед!
Воспитатель: Давайте нарисуем превращение льда в воду.
Дети рисуют мелками на доске или мольберте схему превращения льда (голубой квадрат) в воду (волны).
Воспитатель: Ребята, как узнать, что произошло превращение льда в воду?
Дети: Нужно нарисовать стрелку от квадрата к волнам.
Воспитатель: Правильно, ребята, нужно на схеме нарисовать стрелку. Она обозначает превращение.
Когда лед тает? (Когда тепло) Когда можно увидеть лед? (Когда холодно) А что бывает зимой? (Лед, снег, холодно) А когда не бывает льда? (Летом) Значит можно сделать вывод: Когда холодно – лед, когда тепло – вода.
Опыт №2
Воспитатель показывает на стаканы с водой и спрашивает: Ребята, что у вас в стаканах? (Вода) Переливает из одного стакана в другой, добавляет камушек и спрашивает: «Что можно сказать о воде? Какая она?» (жидкая, прозрачная)
Воспитатель: Правильно, ребята, вода жидкая, потому что ее можно перелить в другую емкость. А еще вода прозрачная, потому что сквозь нее видно предметы.
А теперь возьмите трубочки и попробуйте воду. Какая она? (безвкусная, без запаха)
А теперь давайте с водой поиграем! Подуйте на воду сквозь трубочку (дыхательная гимнастика). У кого получаются самые большие волны?
Воспитатель: Ребята, а что будет с водой, если мы начнем ее нагревать?
Дети отвечают.
Опыт №3
Воспитатель: Давайте проведем важный опыт и посмотрим, что происходит с водой во время нагревания.
Воспитатель включает чайник и доводит воду до кипения. Вода кипит и появляется пар.
Воспитатель: Ребята, смотрите, что же это такое появляется над чайником? (Показать на холодной ложке или зеркале)
Дети: Это пар, капельки воды.
Воспитатель: Правильно, ребята, это пар. Вода опять превратилась. Только на этот раз она стала газообразной. Значит, можно сделать вывод: Когда вода сильно нагревается она становится паром.
Ребята, давайте нарисуем схему превращения воды (волны) в пар (облако). Как обозначим превращение? (нарисуем стрелку)
Воспитатель: Ребята, вода играет большую роль в жизни человека и всей планеты. Люди во всех сферах жизнедеятельности используют воду. Ребята, вспомните и расскажите нам, как человек использует воду в своей жизни?
Дети: Умывается, готовит еду, принимает душ, поливает растения, моет водой и т. д.
Воспитатель: Молодцы, ребята! Давайте поиграем в игру.
Подвижная игра «Три царства»
Правила игры: дети действуют в соответствии с текстом. В разных частях группы размещены ориентиры «Царство воды», «Царство льда», «Царство пара».
Если холод наступает,
Все вокруг он охлаждает.
(Дети бегут в «Царство льда», садятся на корточки, обхватывают себя руками, становятся льдом)
Солнце, солнце, посвети,
Нас в водичку преврати!
(Бегут в «Царство воды», совершая плавательные движения)
Солнце греет-пригревает,
В пар водичку превращает.
(Бегут в «Царство пара», садятся на корточки и медленно поднимаются вверх, тянут руки)
Воспитатель: А теперь, ребята, пришла Снежная королева, взмахнула своей палочкой и стала морозить все вокруг. Маленькие капельки пара стали замерзать, собираться рядом друг с другом и образовывать большие капли. Не успокоилась Снежная королева и стала морозить еще сильнее. Тогда капли воды стали превращаться в лед. (На все эти слова дети перемещаются по группе в соответствующие «Царства»)
Воспитатель: Ребята, давайте подумаем, кому еще необходима вода?
Дети: Растениям, рыбам, животным, грибам, насекомым, птицам.
Воспитатель: Вот видите, как всем нужна вода. Поэтому нам нужно научиться ее беречь и охранять, не загрязнять водоемы, не допускать, чтобы вода тратилась без дела.
Подведение итогов
Воспитатель: Ребята, о чем мы с вами сегодня говорили? В кого мы превращались? Чем занимались? Правильно, мы говорили о воде и о том, какая она бывает, для чего она нужна и как ее сберечь. А также мы проводили волшебные опыты. Вам понравилось?