Елена Сергеева
Конспект НОД в форме занятия «Мы — археологи» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Задачи:
Познавательное развитие
Продолжать расширять представления о профессиях археолога, экскурсовода, знакомить детей с археологическими раскопками.
Развивать логическое мышление путем составления целого из частей.
Социально-коммуникативное развитие
Побуждать детей включаться в совместную деятельность, работая в подгруппе.
Публикация «Конспект НОД в форме занятия „Мы — археологи“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Археолог. Знакомимся с профессией
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
Побуждать детей испытывать чувство эмоционального удовлетворения от проделанной работы.
Развивать эмоциональную отзывчивость, доброжелательность.
Речевое развитие
Совершенствовать речь как средство общения, приучать детей к самостоятельности суждений.
Совершенствовать диалогическую речь, навыки речевого этикета в общении со взрослыми и сверстниками.
Обогащать словарь детей: археолог, раскопки, экспонаты, посетители музея, дарители.
Развивать связную речь в процессе составления рассказа об экспонатах музея.
Художественно-эстетическое развитие
Приобщать детей к музейному искусству.
Материал и оборудование: мини-песочницы, старинные предметы (монеты, браслеты и др., палочки, кисточки, фартуки, лопатки, презентация, воздушные шары, проектор, экран.
Ход занятия
Дети в группе заняты в игровых зонах.
Входит второй воспитатель: Здравствуйте, ребята (на ней в качестве украшений старинные вещи).
Воспитатель: Екатерина Григорьевна, какие у Вас красивые, необычные украшения.
Воспитатель 2: Это старинные бусы и браслет, они достались мне от моей прабабушки.
Воспитатель: Друзья мои, старинные украшения мы с вами уже видели в Пензенском Краеведческом музее, когда были там на экскурсии. Вспомним:
– Что же такое музей? (Музей – учреждение, занимающееся собиранием, изучением, хранением и показом предметов и документов, которые описывают развитие человека и природы).
– Для чего люди создают музеи? (Музеи в мире для того, чтобы люди интересовались и узнавали много интересного о прошлом всего человечества).
– Что такое экспонаты? (Экспонат – это предмет, выставляемый в музее).
– Кто такие археологи? (Археологи – это ученые, которые занимаются изучением прошлого человечества по найденным вещам, предметам).
– Что такое раскопки? (Раскопки – это вскрытие пластов земли для изучения находящихся в земле археологических находок).
– Кого называют экскурсоводом? (Экскурсовод – это специалист, который проводит экскурсии).
– Кто такие посетители музея? (Посетители – люди, которые приходят в музей и знакомятся с экспонатами).
Воспитатель: Еще раз заглянем в музей? Итак, мы с вами – посетители музея.
– А кто же будет экскурсоводом? Пусть это решит жребий.
Дети в игровой форме выбирают экскурсовода при помощи воздушного шарика с записками (жребий).
Воспитатель: Ты один справишься или тебе нужен помощник? (Обладатель счастливой записки выбирает себе в помощь второго экскурсовода).
Презентация (дети рассказывают о крепости Пенза, о ее защитниках, их доспехах, одежде горожан, о быте людей в прошлом, коллекции струнных инструментов, утюгов).
О втором зале «Палеонтология Пензенского края и его полезные ископаемые» рассказывают два других ребенка-экскурсовода.
Презентация (дети перечисляют наиболее запомнившиеся экспонаты зала, подробнее останавливаются на истории обнаружения костей мамонта и украшениях мордовки-мокши).
Воспитатель: А откуда эти украшения появились в музее? (Ответы детей: их извлекли из захоронения).
Воспитатель: Дети, вы хотели бы себя почувствовать археологами? Обратите внимание на два короба с грунтом, в которых я предлагаю вам начать раскопки. Возможно, там можно найти что-то интересное, разные предметы старины.
Воспитатель: Приступим к работе?
Дети: А фартуки? А инструменты?
Воспитатель: Да, конечно, выбирайте инструменты и фартуки.
(Дети надевают фартуки. Из предложенных на столиках инструментов выбирают необходимые для раскопок: лопатки, кисточки. Засучивают рукава и подходят к месту, где будут вестись раскопки).
Поисково-познавательная деятельность.
Дети подходят к мини-песочницам, где разложены старинные предметы, капсула со схемой сборки вазы, фрагменты вазы, присыпанные песком.
Воспитатель: Юные археологи, с помощью лопатки задевайте слой грунта, а обнаруженный в лопатке предмет обметайте кисточкой. Ребята, напомните главные правила работы археолога.
Дети: Работать нужно осторожно и тихо, так как предметы старинные и любое неловкое движение их может повредить. (Дети производят «раскопки» с помощью лопаток и кисточек).
Воспитатель: Настоящие археологи предметы отправляют в лабораторию на исследование, чтобы выяснить, являются ли они ценными. Если вы что-то обнаружите, складывайте находки на поднос.
После того, как дети обнаружили все элементы посуды, монетки и др., извлекают. Используя схему, дети складывают вазу из частей на столе. Затем рассматриваю рисунок, который изображен на вазе.
Воспитатель: Что вы видите, о чём древние люди хотели рассказать? (В лесу растут грибы, ягоды, светит солнце, охотник стреляет из лука).
Воспитатель: Как вы думаете, о каком изобретении рассказывает нам эта ваза? (О луке).
Воспитатель: Для чего человек изобрёл лук? (Чтобы стрелами стрелять в животных). Какое еще древнее оружие охотников вы знаете? (Копье). А как вы думаете, какое животное навело человека на мысль изобрести оружие? (Кабан, козёл, бык, медведь, мамонт).
Воспитатель: Ребята, а что вы будете делать с предметами, которые вы раскопали? (ответы детей, в том числе собрать коллекции, поместить их в мини-музей, «Музей находок»).
Дети распределяют обнаруженные предметы по существующим коллекциям или создают новые. Для новых коллекций выбирают коробочки, находящиеся на полке.
Воспитатель: А как еще экспонаты попадают в музей? Например, как оказались в музее кресло или кровать с подушками? (Ответы детей).
– Как называют таких людей? (Дарители)
– А как вы думаете, все ли предметы могут стать экспонатами музея? (Не все предметы).
– Чем отличается экспонат от простого предмета? (Музейные экспонаты – это не просто предметы, а предметы, дошедшие до нас из другого времени и представляющие собой историческую ценность).
Воспитатель: Ребята, продолжаем «раскопки». Здесь что-то твердое. Это слой известняка.
Дети подходят к мини-песочнице, где находят куски известняка с какими-то вкраплениями. Возможно, они представляют историческую ценность.
Воспитатель или ребенок находят Кость!
Раздается грохот, гром.
Воспитатель: Ребята, что-то случилось.
Выбегают дети, одетые как первобытные люди.
Дети: Вы кто? (Первобытные люди).
Воспитатель: Мы вас пробудили. Наверное, это связано с нашей находкой.
Первобытные люди:
– А вы кто и куда мы попали? (Мы дети, а это наш детский сад).
– А почему вы так одеты? (Мы играем в археологов и ведем раскопки).
– Каких еще археологов?
– Что такое музей?
– Что такое экспонат? (Ответы детей).
Первобытные люди: Как много мы узнали интересного? А вы хотели бы побыть первобытными людьми? (Ответы детей).
Физкультминутка «Первобытные люди».
Первобытные люди: Мы хотим подарить вам бусы.
Грохот, гром и «первобытные люди» убегают.
Воспитатель 2: Я тоже хочу подарить свои украшения в ваш мини-музей.
Ребята помещают бусы в коллекцию или «Музей находок». Затем продолжают заниматься извлечением объектов из породы.