Алла Зубкова
Конспект НОД «Весеннее путешествие»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД
Тема: «Весеннее путешествие»
старший дошкольный возраст
Цель: Обобщать и расширять представление о весенних изменениях в природе. Учить описывать сюжетные картины по наводящим вопросам. Совершенствовать умения строить предложения из двух и более слов, объяснять назначение предметов. Развивать мышление, речь, память, воображение, мелкую моторику рук. Закреплять умение делать направленный выдох. Вызывать интерес к животному миру. Формировать уважительное отношение к сверстникам в процессе совместной деятельности.
Публикация «Конспект НОД „Весеннее путешествие“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
Материал и оборудование: Сюжетные картины: «Весна на лугу», «Лес весной», «Водоём весной», «Подводный мир зимой». Два детских рюкзака. Компас, мобильный телефон, резиновые сапоги, спички, аптечка, муляжи (овощи, фрукты, бутерброды, игрушки (кубики, куклы, машинки). Два таза квадратной формы с водой. Заготовки для продуктивной деятельности: скорлупа грецкого ореха (половинки, спички (очищенные от серы, пластилин, белые бумажные флажки, цветные карандаши.
Предварительная работа: Беседы о весне и путешествиях (что необходимо взять с собой в поход). Чтение произведений о весне. Наблюдение в природе. Разучивание разминки. Индивидуальное разучивание стихотворения И. Токмаковой «Весна».
Воспитатель: Дети, какое время года наступило? (Весна.) Что происходит в природе с приходом весны? (Ответы детей.) Послушайте стихотворение Ирины Токмаковой «Весна», которое расскажет Маша.
Маша:
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Верно, очень тёплые
Ноги у весны.
Воспитатель: Хотите отправиться в весеннее путешествие? (Да.) Тогда нужно выбрать транспорт.
Дети советуются друг с другом и решают: лучше всего путешествовать пешком, как туристы.
Воспитатель: Туристы берут с собой рюкзаки с необходимыми в дороге вещами.
Проводится игра «Собери рюкзак».
На столе стоят два рюкзака и разложены различные предметы. Дети встают парами друг за другом и поочерёдно подходят к столу. Они выбирают по одному предмету, который пригодится во время путешествия, объясняют свой выбор и складывают эти предметы в рюкзаки. (Компас нужен, чтобы не потеряться в пути. Телефон нужен, чтобы сообщить близким, что с нами всё в порядке.)
Вместе с воспитателем дети объясняют, почему оставшиеся предметы не понадобятся и даже будут мешать.
Воспитатель: Молодцы! Собрали рюкзаки правильно. Отправляемся в весеннее путешествие.
Звучит аудиозапись бодрой музыки, дети маршируют.
Воспитатель: Первая остановка «Луг». Вывешивает на мольберт сюжетную картинку картину «Весна на лугу». Дети садятся на стулья и рассматривают картину.
Воспитатель: Что вы видите на этой картине? (Текут ручьи. Появляется трава. Распускаются цветы. Светит солнце. Над лугом летают птицы. Летают и ползают насекомые. Около луга стоят деревья.) Почему на картине изображены ручьи? (Наступила весна, и снег растаял.) Что делают насекомые? (Бабочка летает и садится на цветы. Червяк ползёт в свою норку в земле.) Опишите солнце. Какое оно? (Солнце лучистое, красное, красивое, яркое, тёплое, весёлое.) Как изображены на картине деревья? (Почти все деревья распустились и покрылись молодыми свежими листочками.) А какая трава? (Трава свежая, ярко-зелёная.) Как называются первые весенние цветы? (Подснежники, первоцветы.) Почему они так называются? (Они только что показались из-под снега. Они первыми появились после зимы.)
Воспитатель: Молодцы! Мы побывали на лугу. Отправляемся дальше.
Звучит аудиозапись бодрой музыки, дети маршируют.
Воспитатель: Вторая остановка «Лес». (Вывешивает на мольберт сюжетную картину «Лес весной».) Давайте сначала поиграем, а потом познакомимся с весенним лесом.
Разминка «Грачи прилетели».
Воспитатель читает стихотворение. Дети выполняют движение по показу.
Как-то раннею весной
На опушке на лесной
(Стоят по кругу.)
Появились птицы –
Не скворцы и не синицы.
(Бегут на носочках по кругу.)
Это стая грачей,
Что ночи черней.
(Продолжая бег, машут руками, как крыльями.)
По опушке прыг-скок,
(Прыгают на двух ногах.)
Тут жучок, там червячок.
(Продолжая прыжки, резко опускают-поднимают голову – «клюют».)
Воспитатель: Какая птица одна из первых прилетает к нам весной? (Грач.) Верно. Недаром мы с вами поиграли в игру «Грачи прилетели». Какие ещё птицы прилетают весной? (Ласточки, скворцы, жаворонки.)
Воспитатель приглашает детей сесть на стулья и рассмотреть сюжетную картину.
Воспитатель: Что вы видите на картине? Чем занимаются дикие животные весной? (Медведи просыпаются и выходят из берлоги. Белка убирает своё жилище. Заяц почти сменил белую зимнюю шубку на летнюю серую. Ежи просыпаются и выходят из своей норы.) Что делают насекомые? (Они летают, ползают, ищут себе еду.) Верно. Насекомые тоже радуются весеннему солнышку, летают, порхают. Как вы думаете, почему насекомые, изображённые на картине, не замёрзли зимой? (Предположения детей.) Некоторые насекомые поздней осенью погибают, но многие зарываются глубоко в землю, в листву и пережидают морозы. А комары прячутся на дне прудов.
Все деревья меняются весной? (Ели и сосны остаются весной такими же, как зимой.) Конечно, если и сосны – это хвойные деревья, и про них говорят: «зимой и летом – одним цветом», но и они, как вся природа, весной обновляются: на ветках появляются почки, которые растут и превращаются в молодые побеги. Хорошо в весеннем лесу! Но пора в путь. Отправляемся к ближайшему водоёму.
Звучит аудиозапись бодрой музыки, дети маршируют.
Воспитатель: Третья остановка «Река».
Вывешивает на мольберт сюжетную картину «Водоём весной». Дети садятся на стулья и рассматривают картину.
Воспитатель: Что вы видите на картине? (Речка почти без льда. Рыбаки сидят на берегу с удочками.) А как выглядела река зимой? (Она была скована льдом.) Почему? (Зимой всё замерзает, потому что сильный мороз.) Как вы думаете, что происходит с рыбой зимой?
Разгорается дискуссия: одни дети говорят, что рыба спит глубоко на дне водоёма, другие утверждают, что рыба продолжает плавать подо льдом.
Для решения проблемы воспитатель выставляет сюжетную картину «Подводный мир зимой». Дети рассматривают её и описывают.
Воспитатель (обобщает высказывания детей.) Лёд, который сковывает зимой водоёмы, не даёт воде замёрзнуть. Там, подо льдом, сохраняется достаточно тепла, чтобы рыба могла спокойно плавать и кормиться водорослями, более мелкой рыбёшкой, заснувшими насекомыми (вспомните, что я говорила о кормах.) Так что люди ловят рыбу не только летом, но и зимой. Зимнюю рыбалку называют подлёдным ловом – во льду рыбаки просверливают лунки и опускают в воду «под лёд» леску с крючком. Весной в определённый период рыба начинает нереститься, то есть выводить потомство, поэтому именно в это время рыбу ловить запрещено.
На картине вы видите детей, которые пускают кораблики. Вы когда-нибудь так играли? (Да.) Где вы это делали? (В ручье, в луже.) А сегодня мы будем пускать кораблики в тазу. И не простые кораблики, а сделанные своими руками.
Дети подходят к столам и изготавливают кораблики из скорлупы грецкого ореха. Каждый ребёнок раскрашивает флажок и по желанию печатает на нём своё имя, насаживает флажок на спичку, закрепляет «древко» флажка при помощи пластилина внутри скорлупки.
Воспитатель: Корабли готовы к плаванию? (Готовы) Запустить корабли!
Дети делятся на две команды. Каждая команда подходит к своему тазу с водой, который стоит на столе. Дети опускают кораблики на воду вдоль одной стороны таза.
Проводится дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Чтобы кораблики приплыли к противоположной стороне таза, надо сделать короткий вдох носом и плавный длительный выдох через рот, направляя воздушную струю на поделку.
Воспитатель: Молодцы! Вот и подошло к концу наше весеннее путешествие. Какие остановки мы делали? Что вам понравилось и запомнилось? Куда бы вы хотели отправиться в следующий раз? (Ответы детей.)