Неля Бязрова
Конспект НОД в старшей группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по развитию речи в старшей группе «Перелётные птицы»
Цель: Совершенствование грамматического строя речи, активизация словарного запаса детей по теме «Перелетные птицы».
Образовательные задачи:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Расширить представление детей о перелетных птицах, обобщающего понятия “перелетные птицы”; - Уточнить и активизировать словарь по теме; - Совершенствовать грамматический строй речи (образовывать глаголы, образовывать сложные прилагательные, образовывать существительные в родительном падеже) ; - Продолжать учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами в единственном числе; - совершенствовать умение в составление описательного рассказа по предметной картинке; -Употреблять в речи предлоги на, за, под;
-Учить отгадывать птиц по голосу; - Формировать умение отвечать на вопросы полным предложением; Коррекционно-развивающие задачи:
-Развивать связную речь, умение образовывать однокоренные слова (грач-грачонок, скворец- скворчонок, кукушка-кукушонок)
- Совершенствование диалогической речи, речевого слуха, зрительного и слухового восприятия, памяти, внимания, логического мышления; - Развитие навыка словообразования;
Воспитательные задачи: -Воспитывать любовь к природе, бережное отношение к птицам
-Формировать навыки сотрудничества, доброжелательности, самостоятельности.
Оборудование: макет дерева, сова, скворечник, птичка невеличка, птичьи перья плоскостные фигурки птиц, магнитофонная запись с пением птиц, конверты и карточки с заданиями. Предварительная работа: Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций, изготовление стенгазеты «Наши друзья – птицы», чтение рассказов, сказок, загадок о птицах, пальчиковые игры, подвижная игра: «Перелет птиц», дидактические игры: «Кто лишний», «Поймай и назови», «Угадай, чей голос», «Перелетные и зимующие птицы». Словарная работа: Перелетные и зимующие птицы, грач, грачата, скворец, скворчата, журавль, журавлята, кукушка, кукушата, соловей, соловьята, остроклювый, чернокрылый, белокрылый, звонкоголосая.
Ход НОД
1. Организационный момент:
Дети с воспитателем входят в группу под звуки природы (нежность весны, их встречают гости открытого занятия. В: - Давайте мы с вами поздороваемся с нашими гостями, с природой и друг с другом. Здравствуй, небо голубое, Здравствуй, солнце золотое, Здравствуй матушка – земля, здравствуйте, мои друзья! В: Доброе утро, ребята! Я очень рада видеть вас. Сегодня нас ждут увлекательные игры, занятия и много чего интересного…
В: - Дети а какое сейчас время года (Весна) - Давайте вспомним весенние приметы и расскажем о весне.
Дети: – Весной пригревает солнышко. Просыпаются насекомые. Появляются цветы – первоцветы. Появляется зеленая травка. На деревьях набухают почки. Прилетают птицы и начинают строить гнезда.
Воспитатель. : - Все верно. Но самое главное чудо – это то, что именно весной к нам прилетают птицы и приносят весну на своих крыльях. - А хотите послушать пение птиц весной? (А вместо пения птиц звучит аудиозапись голоса совы.) В: Ребята вы слышите эти звуки? Откуда они доносятся? (Дети подходят к дереву, там сидит Сова, дети находят в дупле записку)
В : Сейчас мы прочитаем письмо и узнаем, что произошло?
«Дорогие ребята Старшей группы «»А», пишет вам Весна- красна. Пришло моё время прийти к вам после долгой зимы. Так же отправились со мной в дорогу, к родным местам и наши пернатые друзья - птицы. Но Зима уходит медленно, с большой неохотой уступает место и напоследок решила напроказ-ничать. Заколдовала птиц и у них пропали голоса. Помогите мне их расколдовать, выполните задания, которые Зима разложила в пять конвертов и спрятала в вашей группе. Нужно найти конверты с заданиями и выполнить их, начиная с конверта под №1 и тогда злые чары исчезнут» Ваша долгожданная весна
В : Ребята,что делать? Ведь если не помочь весне, то птицы не смогут прилететь в свои родные места. (поможем птицам). В: Какой конверт нам надо найти? (дети ищут конверт с цифрой 1) Основная часть: 1 задание В. :Внутри первого конверта картинки птиц и загадки. Нам нужно разгадать загадки о птицах, и рассказать о них.
Загадки: 1. Всех перелётных птиц черней чистит пашню от червей? (Грач). В: - Опишите грача, какой он? Где живет? Чем питается? Когда прилетает, как выглядит?
Грач – птица черного цвета. Их тело покрыто черными перьями, клюв и лапы у грачей –светлые. Грачи прилетают из теплых стран самыми первыми и начинают строить гнезда, чтобы вывести и выкормить птенцов, Уничтожают вредных насекомых, приносят большую пользу садоводам и огородникам.
2. В лесу на ветке она сидит, Одно "ку-ку" она твердит, Года она нам всем считает, Птенцов своих она теряет. (кукушка) Кукушка – небольшая серая птица, имеет пеструю окраску, длинный хвост, небольшой клюв. Она не строит себе гнезд и не высиживает птенцов. Свои яйца кукушка подкидывает в чужие гнезда. Любит гусениц и насекомых. Уничтожая их, кукушка помогает природе.
3. Детки домик смастерили И на дерево прибили. Поселился в нем певец… Как зовут его? … (Скворец)
Скворец – красивая птица, голова, шея, крылья, хвост черные с фиолетовым и зеленым оттенком. Зимой на перьях появляется белые крапины. Питается жуками, гусеницами, бабочками. У скворца острый клюв черного цвета. Хвост и крылья короткие. Они живут в скворечниках.
4. Кто без ног и без свирели Лучше всех выводит трели, Голосистее, нежней? Кто же это? … (Соловей)
Соловей – маленькая птичка, имеет коричневое оперение, маленький клюв, хвост и лапки. Поет соловей очень красиво. Питается пауками, насекомыми.
5. Прилетает к нам с теплом, путь проделав длинный, лепит домик под окном из травы и глины. (ласточка)
-Ласточка - маленькая и красивая птичка. У нее стройное тело, узкие и длинные крылья, клюв маленький, лапки короткие, хвост тоже длинный, раздвоенный, похож на вилочку. Голова, крылья и хвост черные. Грудка у ласточки белая. Летает ласточка очень быстро, питается ласточка мелкими насекомыми, мухами, комарами, вьет гнездо под крышей дома, она лепит его из комочков глины.
Лебедь –красивая птица, средних размеров. Белого цвета. Длинная изогнутая шея. Живет на озерах, прудах и реках. Питается рыбой, водорослями.
6. В небе Осенью курлычут, За собою в небо кличут. Долго манят нас вдали … Кто скажите? … (Журавли)
Журавль –крупная и сильная птица. Питается насекомыми, мелкой рыбой, лягушками. Шея длинная и тонкая, голова небольшая, клюв тоже длинный,
В: - Про каких птиц были эти загадки? (про перелетных, - А почему их так называют перелётные?
Д: Эти птицы осенью улетают от нас в тёплые края.
В: А почему эти птицы не остаются у нас зимовать?
Д: Потому что здесь наступают холода, зимой нет насекомых, нет растительности.
В: А зачем они к нам возвращаются из тёплых стран?
Д: У них здесь родина. Они здесь вылупились, научились летать, добывать пищу.
В: - А как называются птицы, которые не улетают осенью? (зимующие)
(Дети называют названия зимующих птиц : синица, голубь, снегирь, дятел, ворона, сорока, воробей).
- Что общее есть у всех птиц?
(Выставляет картинки – символы, дети по очереди рассказывают)
Д: У всех птиц есть клюв, 2 крыла. 2 лапки, тело покрыто перьями и пухом, они появляются из яйца.
Чем птицы отличаются от животных? (у птиц есть клюв, тело покрыто перьями, есть крылья)
Воспитатель: А теперь закройте глаза, птички поиграют с вами в прятки.
Дидактическая игра «Кого не стало?»
2 задание В : Ребята, как вы думаете, справились мы с первым заданием? Теперь ищем конверт с какой цифрой? (цифрой 2, дети находят конверт, в нем карточки птиц и птенцов) В : Как думаете, что надо сделать в этом задании? (Давайте вспомним названия птенцов перелетных птиц).
В:– Весной у птиц много важных дел. Что делают птицы весной?
Дети: – Строят гнёзда, откладывают яйца, выводят птенцов, кормят птенцов.
В: - Я называю вам взрослую птицу, вы должны назвать её птенца.
Дидактическая игра
Игра с мячом «Назови птенцов». - Давайте поиграем в игру «Назови птенцов» с мячом. Я буду бросать мячик каждому из вас и называть взрослую птицу. Вы будите ловить мяч, называть птенцов этой птицы и возвращать мяч мне.
- Грач (грачата).
- Скворец (скворчата).
- Ласточка (ласточата).
- Журавль (журавлята).
- Кукушка (кукушата).
-соловей – соловьенок, соловьята,
3 задание В. : Задание выполнено. Ищем конверт с какой цифрой. (три. Дети находят конверт, в нем карточки с изображением птиц, у которых выделена часть тела). -Что надо сделать в этом задании? Игра «Скажи, какой, скажи какая».
В. : Посмотрите на скворца. Какой у него хвост? (Короткий.) Значит, скворец какой? (Короткохвостый.)
Ласточка- у нее длинный хвост. Значит, какая ласточка? (Длиннохвостая.)
Грач- у него острый клюв. Какой грач? (Остроклювый.)
У него чёрное крыло? Значит, он… (Чернокрылый.)
У лебедя белые крылья. Значит, лебедь (белокрылый)
У соловья звонкий голос. Значит птица… (звонкоголосая)
4 задание. В: Какое задание идём искать дальше? (Дети находят конверт, в нем карточки с изображением перелётных птиц, на одной карточке изображение перечёркнуто)
В: Какая странная картинка. Догадываетесь, что она означает? (Зима хочет, чтобы мы поиграли в игру «Улетает- не улетает») Малоподвижная игра «Улетает- не улетает». Продолжать развивать быстроту реакции, умение классифицировать птиц по общему признаку.
(Дети выходят и становятся в круг)
-Ребята, сейчас я буду называть перелетных и зимующих птиц, если вы услышите название зимующей птицы, то присядьте; а если название перелетной, то машите руками, как будто мы прилетаем из теплых краев.
Ворона, соловей, дятел, сорока, голубь, ласточка, синица, грач, скворец, снегирь, аист, журавль, воробей, цапля.
5 задание. В: Ребята, пора искать следующий конверт, с какой цифрой (пять. Дети находят конверт, в нем разрезные картинки птиц).
Пальчиковая гимнастика. Птички летали,
Крыльями махали,
На деревья сели
Вместе отдыхали.
В:- Пока мы с вами говорили о перелетных птицах, проказница Зима заморозила птиц. Вы же сможете их отогреть. Ведь только хорошие и смелые, добрые дети смогут справиться с трудностями. Д. Игра «Разрезные картинки».
В- Сколько заданий мы уже выполнили? (пересчитываем конверты, их пять)
(Звук фанфар, пение птиц). В: Вы большие молодцы, ребята! Вы справились с заданием и помогли Весне расколдовать птиц. А теперь закройте глаза и представьте что мы в лесу. Слышите голоса птиц. Сейчас мы сделаем дыхательную гимнастику. Давайте через нос вдохнем чистого свежего воздуха и через рот выдохнем (8 раз). В: Послушайте вы узнаёте их голоса? (звучат голоса грача, кукушки, дятла, лебедя, цапли, соловья, ласточки, дети отгадывают голоса птиц).
Д. Игра «Кто как голос подаёт»
Соловей (поёт,
Ласточка… (щебечет,
Кукушка… (кукует, Журавль… (курлычет,
В: Какая из этих птиц не улетела на зиму в тёплые края? (Не улетела Сова, потому что это зимующая птицы.) - Какие птицы остались на дереве? (На дереве остались перелётные птицы.) Сова прощается и улетает. В:- Посмотрите Сова за деревом, вот еще какие то картинки оставила. Как вы думаете, хочет нам она сказать сова? (рассмотреть картинки - берегите птиц, не разоряйте гнёзда, не стреляйте в птиц)
Д: - Нельзя стрелять в птиц из рогатки, потому что можно их поранить, нельзя разрушать гнёзда, потому что птицы выводят в них птенцов, нельзя уничтожать насекомых, потому что птицы питаются насекомыми, нельзя шуметь, чтобы не пугать птиц. А еще,заметив гнездо, нельзя его разорять, трогать яйца и птенцов, потому что птица почуяв посторонний запах, может их бросить, и тогда птенцы погибнут.
В:- Птицы –наши друзья и обижать их нельзя. Скажите,какую пользу нам приносят птицы?
Д. - Птицы уничтожают вредных насекомых, защищают парки, сады, леса, поля, огороды, птицы радуют нас своим щебетанием, людям становится веселее, радостнее жить, птицы разносят по земле семена ягод, трав, цветов.
В: Чем мы можем помочь нашим пернатым друзьям, чтобы они с радостью возвращались к нам? Д: (ответы детей). Строить скворечники, не вырубать леса, не загрязнять воздух, не засорять водоёмы, не разорять птичьи гнезда, подкармливать их, не бросать в них камни. В - Давайте мы тоже сделаем доброе дело, раскрасим наш скворечник и повесим на участке, скворцы заметят наш красивый скворечник и заселяться сразу.
Можно вспомнить скороговорку «Скворцы и синицы веселые птички. Веселые птички скворцы и синиц».
В: - Спасибо скажем нашим верным друзьям – птицам, за то, что они возвращаются к нам, на свою родину.
Рефлексия:
- О каком времени года мы говорили? Каких птиц встречали? Ребята вам понравилось помогать птицам? - А какую пользу нам приносят птицы? - Какое задание выполнять вам понравилось больше? - А какое задание вам показалось самым трудным? -Вы настоящие спасатели, не испугались проделок злой Зимы.