Бошакова Дарья Юрьевна
Конспект НОД (технологическая карта) в старшей группе «Домашняя масленица дом бережет, счастье в дом несет»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по формированию целостной картины мира и прикладному творчеству «Домашняя масленица дом бережет, счастье в дом несет»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие».
Интеграция образовательных областей в соответствии с требованиями ФГОС: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».
Публикация «Конспект НОД (технологическая карта) в старшей группе „Домашняя масленица дом бережет, счастье в дом несет“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кукла Масленица
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2020
Тема: «Домашняя масленица дом бережет, счастье в дом несет».
Вид занятия: совместное творчество (мастер-класс для детей и родителей).
Цель: формирование творческих способностей и интереса к совместной деятельности дошкольников через приобщение их к истокам русской народной культуры.
Задачи:
Развивающие: развивать познавательный интерес и творческий подход к изготовлению народных кукол; развивать художественный вкус через обогащение творческого потенциала.
Образовательные: продолжать знакомить с традициями и обрядами народного праздника Масленица; углублять и расширять знания о русской народной кукле; закреплять навыки работы с тканью и природными материалами.
Воспитательные: воспитывать любовь и интерес к историческому прошлому русского народа.
Планируемый результат: изготовление домашней куклы-масленицы.
Подготовительная работа: беседа с детьми о народных традициях на масленичной неделе; просмотр фильма «Откуда пришла масленица»; рассматривание изображений куклы-масленицы, беседа о материалах, из которых изготавливали куклу; разучивание масленичных закличек, отгадывание загадок по теме.
Материал и оборудование:
Демонстрационный: проектор, ноутбук, экран, картинки с изображением куклы-масленицы, картинки с последовательностью изготовления куклы-масленицы, готовая кукла-масленица.
Раздаточный: лоскут белой ткани (20*20, лоскут белой ткани (15*10, лоскут цветной ткани (15*15, треугольный лоскут цветной ткани, нитки, палочка, кусочек ваты, ножницы (на каждого).
Технологическая карта НОД
1. ВВОДНАЯ ЧАСТЬ. Организационный момент. (1,5 мин)
Звучит русская народная музыка.
Воспитатель: «Эй, веселей! Собирайся народ! Нынче масленица в гости идет! К нам скорее вы спешите и друзей с собой зовите!» (Дети приглашают своих родителей в группу и вместе с ними рассаживаются на свободные места.)
2. Проблемная ситуация (или мотивация) и постановка и принятие детьми цели занятия.
Мотивация.
До прихода детей с утра вносятся две куклы-масленицы: большая и маленькая. Когда дети обращают на них внимание, воспитатель обещает рассказать о них после завтрака. После завтрака проводится беседа о масленичных традициях и видах масленичных кукол, делается упор на то, что представлены не все виды кукол и вечером ребят ждет еще один сюрприз.
Проблемная ситуация (3 мин).
Воспитатель показывает «домашнюю масленицу».
В. 1: Ребята, вы помните, для чего изготавливали кукол-маслениц? (ответы детей)
Но, оказывается, не всех кукол сжигали. Некоторых специально изготавливали, чтобы оберегать жилище от бед и несчастий. Назывались такие куклы «домашняя масленица» и были они небольшого размера. Мне очень понравилась эта традиция и я сделала себе такую куклу. Она будет оберегать мой дом от всех несчастий целый год.
В. 2: Какая интересная традиция, я о такой и не слышала. Ребята, а вы знали об этом? (нет) Как замечательно, когда твой дом кто-то оберегает. Я, пожалуй, тоже себе такую сделаю!
В. 1: Можете сделать прямо сейчас, я приготовила для этого все необходимое. Ребята, присоединяйтесь! (Дети высказывают желание изготовить куклу и просят научить их это сделать.)
3. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ. Проектирование решений проблемной ситуации, актуализация знаний, или начало выполнения действий по задачам НОД. (3 мин)
В. : Когда я делала куклу, каждое свое действие я фотографировала. Поэтому могу вам показать на доске, как изготавливается такая кукла.
Слайд 1: Для создания куклы нам потребуется: квадратный лоскут белой ткани, квадратный лоскут цветной ткани, прямоугольный белый лоскут, треугольный лоскут цветной ткани, нитки, палочка, кусочек ваты и ножницы.
Слайд 2: Кусочек ваты нанизываем на палочку, сверху надеваем лоскут белой ткани и завязываем длинной ниткой. Получилась голова.
Слайд 3: Уголки квадрата завязываем короткими нитками – формируем руки. Длинную нитку завязываем крест на крест – получается туловище.
Слайд 4: Привязываем юбку и фартучек.
Слайд 5: Повязываем платочек (цветной треугольник).
Слайд 6: Вот какая кукла получилась!
4. Самостоятельное применение нового на практике, либо актуализация уже имеющихся знаний, представлений, выполнение работы. (15 мин)
В. : Ребята, кто запомнил, какие материалы требуются для изготовления домашней масленицы? (ответы детей) Все правильно. Теперь вы можете сами подготовить все необходимое для изготовления куклы. (Дети перечисляют используемые материалы и подбирают все необходимое для деятельности.)
Пока дети подбирают материал, воспитатель напоминает родителям, что традиционно куклу делали взрослые вместе с детьми и предлагает по необходимости оказать детям помощь. (Дети и родители изготавливают домашнюю масленицу по предложенной схеме.)
5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. Итог занятия. Систематизация знаний. (1,5 мин)
В. : Мы с вами сегодня отлично потрудились, у каждого получилась чудесная куколка. Кто помнит, как она называется? А как называется праздник, который мы празднуем всю эту неделю? А что еще делают на масленицу, кроме кукол? (Дети любуются своими куклами, отвечают на вопросы воспитателя.)
6. Рефлексия (2 мин)
В. : Куклы получились замечательные! А что было самым сложным в изготовлении куклы? А что было самым интересным? Что получилось лучше всего? Теперь вы знаете, как сделать куклу – масленицу! (Дети делятся своими впечатлениями.)