Елена Солодова
Конспект НОД «Тайна птичьего гнездышка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе
«Тайна птичьего гнездышка»
Цель: сформировать у детей представление о росте и развитии птиц.
Задачи: показать детям процесс роста и развития дятлов – от яйца, до взрослой особи, проследить зависимость этого процесса от условий внешней среды;
- развивать познавательный интерес к миру природы;
- формировать гуманное бережное, заботливое отношение к природе;
Методические приемы: беседа, показ иллюстраций.
Публикация «Конспект НОД „Тайна птичьего гнездышка“» размещена в разделах
- Гнезда и птенцы весной
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Предварительная работа: Наблюдение за дятлами во время экскурсии в парке, беседа об особенностях этих птиц, чтение отрывков из произведения В. В. Бианки «Лесная газета».
Материалы: звуковая запись, иллюстрации по теме беседы.
Ход занятия:
Запись «стук дятла»
Воспитатель: Ребята, вы слышите этот звук? Кто же так весело постукивает?
Правильно, большой пестрый дятел. (Воспитатель выставляет картинку с изображением дятла) Мы с вами часто видим его во время наших прогулок в парке, особенно летом. Что вы знаете об этой птице?
ответы детей
Воспитатель: Сейчас весна, и у дятлов, как и у других птиц, много забот – надо найти себе пару, устроить уютное гнездо, а все для чего?
Воспитатель в беседе подводит детей к тому, что главное для птиц – вывести птенцов.
Воспитатель: Откуда появляются птенцы?
Дети: Из яйца.
Воспитатель: Обычно мы не видим, как птенчики появляются на свет - все птицы тщательно охраняют свое потомство от чужих глаз. Откуда же тогда мы можем узнать об этом?
ответы детей
Воспитатель: Сегодня я вам расскажу, как птенцы растут и развиваются. Прежде чем они появятся на свет, в яйце идет долгая и сложная работа по превращению маленького зародыша размером со спичечную головку в птенчика. Как вы думаете ребята, что нужно для того чтобы птенчик вырос и не погиб в яйце? Ответы детей.
Воспитатель обращает внимание детей на карточки с разными условиями необходимыми для роста и развития живых организмов, дети выбирают нужные для птенцов. В процессе идет обсуждение.
Воспитатель: Нужен ли птенцам в яйце свет?
Дети рассуждают
Воспитатель делает вывод: Во время пребывания в яйце и первые дни после птенцы проводят в полумраке и солнечный свет им не нужен.
Воспитатель: А нужен ли воздух?
Дети рассуждают
Воспитатель делает вывод: Нужен, как и всему живому на земле. В скорлупе есть мельчайшие, невидимые нашему глазу отверстия – поры, через которые проникает воздух. Если яйцо закрасить краской или замазать клеем – жизнь внутри яйца погибнет.
Воспитатель: Дети, а как насчет воды?
Дети рассуждают
Воспитатель делает вывод: Птенец внутри яйца не пьет и вода ему не нужна.
Воспитатель: Нужно ли тепло?
Дети рассуждают
Воспитатель делает вывод: Обязательно нужно, поэтому яйца у всех птиц таких размеров, чтобы взрослая птица могла целиком закрыть их своим телом.
Воспитатель: А нужно ли зародышу питание?
Дети рассуждают
Воспитатель делает вывод: Нужно, но получает он его не от мамы с папой, а из желтка. Питательных веществ, которые там содержатся птенцу вполне достаточно.
Воспитатель: Итак, ребята, какие условия нужны чтобы зародыш превратился в птенца?
Дети отвечают.
Воспитатель: Верно, а теперь давайте вернемся к нашим дятлам. Мама уже отложила белые блестящие яйца. Воспитатель выставляет картинку с изображением яйца. В одной кладке их может быть от 4 до 8 штук, и родители насиживают их по очереди, в течение двух недель. И вот – ответственный момент – скорлупка треснула, и наши птенцы появились на свет. Как вы думаете, могут они сразу улететь из гнезда?
Дети отвечают
Воспитатель: Правильно, не могут, ведь рождаются они голыми, слепыми, глухими, а значит беспомощными. Воспитатель выставляет картинку с изображением двухдневных птенцов. Вот так выглядят двухдневные птенчики. Что же теперь нужно птенцам для роста, давайте посмотрим на наши карточки.
Воспитатель в беседе подводит детей к тому, что нужны одинаковые условия.
Воспитатель делает вывод: Ребята, вы верно подметили, но только теперь кормить птенцов должны родители. В отличие от людей и многих животных, которые выкармливают детенышей молоком, птенцы сразу переходят на взрослую пищу. Наши маленькие дятлы, например, с удовольствием поедают насекомых и их личинок. Птенцы очень прожорливы – родителям приходится кормить их до 300 раз в день. Как вы думаете, почему они так много едят?
Дети отвечают
Воспитатель: Птенцы быстро покрываются перьями, появляются зрение и слух и уже через 10 дней они карабкаются по стволу, встречая родителей у выхода из дупла. Воспитатель выставляет картинку. А через 20 дней птенчики начинают вылетать из гнезда. Они уже готовы к самостоятельной жизни, но мама с папой первые дни их все-таки еще подкармливают, помогают освоиться. Дети, как нужно вести себя, увидев настоящее птичье гнездо?
Воспитатель в беседе подводит детей к тому, что нельзя трогать руками гнездо, брать из гнезда яйца и птенчиков, потому что из-за чужого любопытства птенцы могут погибнуть, недопустимо разорять птичьи гнезда.
Воспитатель: Дети, что нового вы сегодня узнали? Как могут эти знания пригодиться вам в будущем?
Дети отвечают.
В завершении занятия воспитатель предлагает детям поиграть в подвижную игру «Совушка».
Картинки к занятию:
Конспект опубликован на сайте "Планета Детства".