Елена Свинцова
Конспект НОД: «Свойства воздуха», в старшей группе.
▼ Скачать + Заказать документы
Открытый показ образовательной деятельности в режимных моментах с детьми старшей группы. Тема: «Свойства воздуха»
Воспитатель: 1 квалификационной категории Свинцова Е. А. МКДОУ
Детский сад «Колокольчик»
Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; расширять знания о воздухе.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД: „Свойства воздуха“, в старшей группе,» размещена в разделах
- Воздух. Свойства воздуха
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Свойства материалов и веществ
- Старшая группа
- Темочки
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха;
- познакомить со свойствами и способами обнаружения воздуха;
- развивать навыки проведения опытов;
- поощрять выдвижение гипотез;
- развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
Гипотезы:
- воздух постоянно нас окружает;
- способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку;
- без воздуха не возможна жизнь;
- воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов;
- ветер - движение воздуха,
Материал: Пустая посылка, полиэтиленовые пакеты на каждого ребёнка, стаканчики с водой по 1 на каждого ребенка, трубочки для коктейля на каждого ребенка, шарики воздушные на каждого ребенка, бумажные веер и музыкальные инструменты (дудочки, флейты, свистульки) на каждого ребёнка; киндеры с «запахом» и без запаха по одному на ребенка, миски с водой на каждого ребёнка, кружки из бумаги, по 1 зеленому и 1 красному на каждого ребенка. Для «Ракеты» шарик, трубочка, скотч, длинная верёвка.
Изготовление «ракеты» :
1. Надуть воздушный шарик. Легко завязать его край.
2. Продеть нитку через трубочку. Оба конца нити привязать, в разных сторонах комнаты, к каким-то предметам (я привязала к ручкам дверей)
3. Скотчем прикрепить трубочку к шарику.
Возрастная группа : старшая.
Ход.
1. Организационный момент.
В. Ребята, сегодня Знайка передал нам, новое задание, оно вот в этой красивой шкатулке. Он хочет, чтобы мы с вами узнали что-то очень интересное. Вы хотите узнать, что у неё внутри? (открывает шкатулку, она пустая)
Дети. Шкатулка пустая, в ней ничего нет.
В. : Я с вами не согласна, она не пустая в ней что-то есть, а что, вы узнаете, если отгадаете загадку:
"Через нос проходит в грудь
и обратный держит путь.
он невидимый, но все же
без него мы жить не можем". (Воздух).
Основная часть.
В. : Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные.
В. : Скажите, ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: Нет, не видим.
В. : Раз мы его не видим, значит, какой воздух?
Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый.
В. : Невидимый! Значит, его и нет вовсе! Вот докажите, что этот самый воздух есть! (Ответы детей)
В. : Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Опыт 1. (Поймаем воздух)
В. : Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Дети: В пакете ничего нет, он пустой.
В. : Давайте наберем в пакет воздух и закрутим его. Что случилось с пакетом?
Дети. Пакет стал толстый. Он полон воздуха, и похож на подушку.
Воздух занял всё место в пакете.
В. : Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха, он весь вышел.
В. : Какой мы можем сделать вывод. Как можно увидеть воздух?
Вывод (делают дети) : воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать и поместить в оболочку.
Опыт 2 (Воздух в человеке)
В. : Чем мы с вами дышим? (воздухом). Давайте это проверим, сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем. Как вы думаете, что мы с вами вдохнули и выдохнули? (воздух) Возьмите трубочки и поставьте их в стаканчики с водой и подуйте, что происходит?
Дети. Мы выдыхаем воздух и в воде появляются пузырьки. Значит, внутри нас есть воздух.
В. А сейчас попробуйте не дышать. Сделайте глубокий вдох и задержите дыхание. Долго человек может не дышать?
Дети. Нет, без воздуха человек умрет.
В. Какой вывод можно сделать?
Вывод: Человек не может жить без воздуха.
Опыт 3 (Воздух можно услышать.)
В. Предлагаю вам услышать воздух. Давайте надуем шарики, где сейчас воздух?
Дети: он внутри шариков.
В. Чтобы услышать воздух, спустите наши шарики Что происходит?
Дети: воздух выходит из шарика и слышно шипение воздуха.
В. Возьмите музыкальные инструменты подуйте в них. Что мы слышим? Дети. Звук. Мы выдыхаем струю воздуха, воздух дрожит, поэтому возникает звук.
Вывод: звук возникает, когда дрожит воздух, и тогда мы можем его услышать.
Опыт 4 (ветер – это движение воздуха)
В. : Итак, воздух окружает нас. Как вы думает, мы можем почувствовать воздух? А как мы можем это сделать?
Дети. Можно помахать на себя рукой, листом бумаги, подуть на ладонь.
Мы ощущаем ветерок, хотя его и не видим.
В. : Ребята, поднесите ладошку ко рту, затем к носу и подышите.
Что чувствуете? (ТЕПЛО) А теперь помашите рукой. Что теперь вы чувствуете? (движение воздуха)
В: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
Дети: Веер движется и как бы подгоняет воздух. Воздух тоже начинает двигаться, поэтому в лицо дует ветерок.
В. : Какой делаем вывод?
Вывод: когда воздух движется, получается ветер.
Опыт 5 (воздух не имеет запаха)
В. А имеет ли воздух запах? Как вы думаете?
Дети. Если воздух чистый, то он не имеет запаха.
В. : Чем может пахнуть воздух? (свежестью после дождя, едой, которая готовиться на кухне, дымом, если горит костер, духами и т. д.)
В. : Предлагаю в этом убедиться. В киндерах были вещества с разными запахами. Я их убрала. Попробуйте по запаху определить, что в них было.
Дети. У меня чеснок, у меня лимон, у меня пахнет духами и т. д.
В. : Какой мы можем сделать вывод?
Вывод: - Собственного запаха воздух не имеет. Абсолютно чистый воздух ни чем не пахнет. Запах ему придают окружающие его вещества.
Опыт 6 (воздух легче воды)
В. Ребята, у вас на столах лежат киндеры и разные игрушки попробуйте их "утопить". Почему они не тонут?
Дети. Внутри киндеров и игрушек есть воздух, поэтому они не тонут. Воздух держит их на поверхности воды.
Вывод: Воздух легче воды.
Опыт 7. (воздух может двигать предметы)
В. Посмотрите, у нас к старту готова «ракета», давайте отправим её в полёт, начинаем отсчёт 5,4,3,2,1 старт (воспитатель развязывает веревочку, связывающую край шарика и он, как настоящая ракета летит от одного конца нити к другому).
В. : Что было внутри нашей ракеты. Почему она полетела?
Дети. Внутри ракеты был воздух. Воздух вырывался из шарика и поэтому он двигался.
Вывод. Воздух может двигать предметы.
Итог.
В. - Итак, что же такое ВОЗДУХ?
Дети: воздух - это газообразное вещество, не имеющее цвета, вкуса, запаха.
В. Давайте еще раз все закрепим. Я предлагаю вам взять со стола по 2 кружочка. Один красный и один зелёный. Я буду говорить утверждения, а вы вместо ответа будете показывать кружки. Если вы со мной согласны, поднимите зелёный кружок, если не согласны, красный. Давайте попробуем. Будьте внимательны.
Воздух окружает нас со всех сторон.
Воздух можно услышать.
Воздух прозрачный, поэтому мы его не видим.
Чистый воздух не имеет запаха, но может передавать запах предметов.
Человек может жить без воздуха.
Ветер – это движение воздуха.
Способ обнаружения воздуха - «запереть» воздух, «поймать» в оболочку.
Воздух может двигать предметы.
Воздух тяжелее воды.
Ребята, вы молодцы, хорошо работали. Предлагаю вам дома рассказать про нашего нового знакомого невидимку.