Наталья Чкареули
Конспект НОД «Знакомство с осетинской народной сказкой «Сто друзей или сто лошадей»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственной образовательной деятельности
«Знакомство с осетинской народной
сказкой
«Сто друзей или сто лошадей»
Виды детской деятельности: коммуникативная, восприятие художественной литературы, музыкально-художественная, продуктивная.
Цели : продолжить знакомство детей с осетинским народным творчеством : сказками, пословицами. Способствовать пониманию народной мудрости, закрепить пословицы о дружбе. Познакомить с осетинской пословицей «В одиночку и птицы в лесу не живут». Воспитывать интерес к осетинскому устному творчеству, дружелюбие. Словарная работа: познакомить и объяснить значение слов – джигит, арба, аул, селение, табун.
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с осетинской народной сказкой „Сто друзей или сто лошадей“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лошади, лошадки. Конспекты занятий
- Лошадь, жеребенок, конь
- Республика Северная Осетия - Алания
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Сказки для детей. Все сказки по названиям
- Темочки
Планируемые результаты: знает пословицы и поговорки о дружбе разных народов, знаком с осетинской народной сказкой «Сто друзей или сто лошадей», пересказывает сюжет сказки, используя сложные предложения, умеет понять заданный вопрос и не перебивать говорящего, испытывает положительные эмоции от продуктивной деятельности.
Предварительная работа: чтение осетинских народных сказок, знакомство с жизнью осетинского народа (презентация, знакомство с пословицами о дружбе.
Материал и оборудование: конверт с текстом сказки, аудиозапись осетинской музыки «Куртатинская мелодия», оборудование для рисования.
Содержание организованной деятельности.
Воспитатель: ребята, вспомните, какие сказки осетинского народа мы с вами знаем? О ком рассказывается в этих сказках (о людях, животных? Как вы думаете, почему их называют народными? Правильно, народ хранил в памяти сочиненные сказки и передавали их из уст в уста, по этому они и называются народными. Скажите, что воспевал народ в своих сказках? (дружбу и верность, ум и смекалку). А что высмеивал? (хваставство и зазнайство, жадность)
Я получила по почте письмо от детей из осетинского детского сада, они предлагают нам почитать их любимую сказку, которая называется «Сто друзей или сто лошадей?».
Воспитатель читает сказку и по ходу объясняет трудные слова (арба, аул, селение)
Вопросы к тексту:
Что лучше – сто друзей или сто лошадей? Почему? На кого из героев вы хотели бы быть похожими? Кого можно назвать настоящим другом? А какие вы пословицы знаете о дружбе?
Воспитатель: В Осетии говорят : «В одиночку и птицы в лесу не живут». Относится ли эта пословица к пословицам о дружбе? Почему? Ребята, а я предлагаю сделать подарок для ребят из осетинского детского сада и положить начало нашей дружбе. Мы нарисуем иллюстрации к сказке, а потом сделаем целую книгу и отправим им. Отлично, занимайте свои места за столами, вспомните отрывок сказки, который вам запомнился и передайте его в рисунке.
(Возможно повторное чтение перед рисованием)
Во время работы звучит народная осетинская музыка. После того, как высохли рисунки, воспитатель оформляет работы детей в большую книгу, запечатывает её в красивый конверт, который забирает почтальон.
«Сто друзей или сто лошадей?»
Давным-давно жили в одном селении два юноши. Как сойдутся они, сейчас же разговор заводят.
– Эх, – скажет первый, – если бы у меня было сто лошадей, был бы я самым счастливым человеком на свете!
– Что лошади! Вот если бы у меня было сто друзей, тогда я был бы счастливее всех! – скажет другой.
– Нет, – спорит первый, – кобылицы куда лучше!
– Нет, – спорит второй, – верные друзья всего дороже!
Как-то раз встретились они и снова завели разговор: что всего дороже для человека?
Долго спорили и наконец решили так: пусть каждый отправится в путь. Кому нужны кобылицы, пусть собирает кобылиц; кому нужны верные друзья, пусть ищет себе верных друзей.
И отправились каждый своим путём.
Много ли прошло времени, мало ли – вернулись оба юноши в своё селение и стали расспрашивать один другого.
– Ну что, удачны ли твой поиски? – спрашивает первый юноша.
– Удачны, – отвечает второй. – Я нашёл девяносто девять друзей. А как твой дела?
– И мой не плохи: я приобрёл девяносто девять прекрасных кобылиц.
Тогда второй юноша сказал :
– Если тебе не хватает только одной кобылицы, я подарю тебе свою – самую красивую, самую быструю!
– А я буду тебе верным другом, – сказал первый юноша.
Первый юноша пошёл к своей матери и сказал ей :
Недаром я пробыл так долго в отлучке. Смотри, каких прекрасных кобылиц я приобрёл. Это ли не счастье?
Мать слушала своего сына и радовалась вместе с ним.
Второй юноша пришёл к своей матери и стал рассказывать ей о том, где побывал, что видел в пути, как и с кем вступил в дружбу.
– Теперь я самый счастливый, ведь у меня ровно сто друзей!
Выслушала его мать и сказала :
– Всё это хорошо, сынок. Но прежде испытай на деле, настоящие ли они друзья, а уж тогда только ты сможешь сказать, что счастлив.
Сел юноша на коня, поехал по всем селениям, где нашёл друзей, и объявил им, что его постигло несчастье и он лишился всего.
В ту же ночь, как он уехал, у первого юноши случилась настоящая беда: у него украли всех его кобылиц. Стал он всех людей расспрашивать, не видели ли они, куда его табун угнали, но слышал в ответ:
– Не видели. Не знаем.
Так ни с чем он и вернулся к себе домой и горько сказал :
– Пропало моё счастье! Показалось на миг и исчезло. Теперь я самый несчастливый человек во всём свете!
А второй юноша прискакал в своё селение и сказал матери :
– Мой друзья – настоящие друзья. Посмотрела бы ты, как они огорчились! Каждый
стал предлагать мне и деньги, и одежду, и коней. Да вот, сама посмотри!
Глянула мать и видит: со всех сторон едут к их селению люди – кто гонит скот, кто везёт хлеб, кто птицу, кто одежду, посуду.
Подъехали к дому и говорят:
– Не отказывайся, друг. Не обижай нас своим отказом.
Оставили они свой подарки, пожелали счастья и разъехались по своим селениям.
– Верно ты говорил, сынок, – сказала мать, – это настоящие твой друзья. Можешь считать себя счастливым!
И она рассказала сыну, как ограбили в эту ночь его друга. Тогда сын отдал другу всё, что получил от своих друзей, и сказал :
– Не горюй и пойми: когда у человека есть друг, он не останется в беде!
– Верно, – сказал первый юноша. – Теперь я и сам вижу, что дороже всего не богатство, а верный друг. Ты мне это доказал своим примером.