Эльмира Залякаева
Конспект НОД «Спасение космического пространства»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в группе старшего дошкольного возраста.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, художественное творчество, чтение художественной литературы.
Тема: Спасение космического пространства.
Цель: развитие представления о космическом пространстве через познавательно – исследовательскую и продуктивную деятельность.
Образовательные задачи:
Обучающие:
1. Продолжать знакомить детей с планетами Солнечной системы.
Публикация «Конспект НОД „Спасение космического пространства“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
2. Формировать умение планировать свою деятельность, выделять этапы действий, выбирать способ получения результата и материал из чего будет создаваться результат.
3. Обогащать и активизировать словарь детей (космическая тематика).
Развивающие:
1. Развивать познавательную активность через опытно-экспериментальную деятельность в получении новых знаний ( понятия: кратер, комета, метеор, метеорит).
2. Развивать способность проводить рефлексию собственной деятельности.
Воспитательные:
Воспитывать самостоятельность, стремление оказывать помощь.
Предварительная работа:
Рассматривание схемы – плаката «Космос», набора открыток «Первый в мире», беседы о Луне, солнце, планетах Солнечной системы (познание, коммуникация).
Литература по теме «Космос» :
• Я. К. Голованов «Дорога на космодром»;
• В. Кащенко «Созвездие драконов»;
• П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»;
• О. А. Скоролупова «Покорение космоса»;
• Большая энциклопедия дошкольника «Хочу всё знать» (чтение художественной литературы).
Подвижная игра «Солнце и планеты» : моделирование в движении Солнечной системы (коммуникация, физ. культура).
Дидактическая игра «Разрезные картинки» (познание).
Непосредственно образовательная деятельность.
Показ документальных фильмов и мультимедийных презентаций (познание).
Разучивание стихов о планетах (чтение художественной литературы).
Материалы и оборудование:
тонированный ватман чёрного цвета;
стеки или пластиковые палочки;
плоскостные звёздочки;
рисунок звезды для гимнастики для глаз;
поднос с песком, шарик,;
интерактивная доска;
дидактическая игра «Сложи планету»;
материал для практической деятельности: пластилин, цветная бумага, краски, кисточки, клей, ножницы, манная крупа и др.
салфетки для рук.
Словарная работа: уран, нептун, комета, метеор, метеорит, кратер.
Ход занятия:
Звёзды и планеты
В чёрной невесомости
Медленно плывут!
Острые ракеты
На огромной скорости
Мчатся там и тут!
- О чем говорится в этом стихотворении? (о космосе, о звёздах, о планетах, о ракетах).
Звонит телефон.
-Я получила смс –сообщение. В космосе случилось несчастье, все планеты разлетелись. Если планеты не вернутся обратно в космос, тогда космическое пространство может погибнуть. Спасите, помогите!
Я не знаю, что делать?
- Как же можно помочь космическому пространству? (оживить, спасти космическое пространство, каким образом можно спасти космическое пространство?
- Обратите внимание на интерактивную доску (фото космического пространства – чёрное пятно)
- Что вы видите? (чернота, пустота).
- Какие планеты должны быть в космосе (называют планеты).
- Вы можете рассказать о каждой планете? Где можно узнать информацию о планетах? (в книге, по телевизору, из интернета, от взрослых, по рисункам, на фотографиях и т. п.)
-Вы хотите посмотреть как выглядят эти планеты. Я могу вам показать на экране.
СОЛНЦЕ.
-Что это?
-Кто хочет рассказать о солнце?
-Солнце оно какое? (горячее, круглое, обогревающее)
Наша жизнь возможна лишь благодаря солнцу. Сегодня мы знаем: Солнце –это звезда, которая дарит нам свет и тепло.
МЕРКУРИЙ
– Знаете какая это планета?
– Правильно, это планета Меркурий.
Чтение стихотворения ребенком:
Меркурий – ближайшая к солнцу планета,
Залит он лучами горячего света.
Так много ему достаётся лучей,
Что эта планета других горячей.
Так быстро Меркурий бежит по орбите,
Как будто торопит: «Меня догоните!».
–А что ещё вы знаете об этой планете?
Если дети не скажут, педагог уточняет: – Меркурий по размерам меньше Земли. Поверхность Меркурия твердая, каменистая. На планете Меркурий жить нельзя, потому что там можно погибнуть от холода или от жары.
ВЕНЕРА
– Знаете какая это планета?
– Правильно, это планета Венера.
Чтение стихотворения ребенком:
В честь богини красоты
Названа Венера ты!
В темных небесах сияешь,
Красотой ты озаряешь.
– А что ещё вы знаете о Венере?
Если дети не скажут, педагог уточняет:– Поверхность Венеры каменистая. Там нет воды и воздуха.
– Можно там жить?
ЗЕМЛЯ
– Знаете какая это планета?
– Правильно, это планета Земля.
Чтение стихотворения ребенком:
Это наша планета Земля.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету-
Ведь другой, похожей нету!
– Какую еще информацию вы можете добавить о планете Земля?
Если дети не скажут, педагог уточняет: Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета. Землю окружает воздушная атмосфера. Воздушная атмосфера защищает планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю от падающих из космоса камней и льда. Земля вращается вокруг Солнца. На Земле есть вода и воздух.
Земля – это единственная известная планета, на которой можно жить.
– Вы любите свою планету? Хотите поиграть? Из разрезанных фрагментов нужно сложить нашу планету. Д/и «Сложи планету» (красочное изображение Земли разрезано на фрагменты разными способами).
Каждому ребёнку предлагаются фрагменты для складывания картинки с разрезами различной степени сложности в зависимости от индивидуальных особенностей детей).
МАРС
– Знаете какая это планета?
Это планета Марс.
Чтение стихотворения ребенком:
Марс – таинственная планета.
Она по размеру чуть больше Луны.
Из-за кроваво – красного цвета
Назвали планету в честь бога войны.
– А что ещё вы знаете об этой планете?
Если дети не скажут, педагог уточняет: – На Марсе нет воздуха. Поверхность Марса твёрдая и покрыта оранжево – красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой».
ЮПИТЕР
– Знаете какая это планета?
Это планета Юпитер (ярко-жёлтого цвета)
Чтение стихотворения ребенком:
Юпитер – больше всех планет,
Но жизни на планете нет.
Повсюду жидкий водород,
И лютый холод круглый год.
– Какую еще информацию вы можете добавить о планете Юпитер?
Если дети не скажут, педагог уточняет: Юпитер состоит из различных газов. Космический корабль не мог бы опуститься на его поверхность, потому что погрузился бы в газовую массу. Юпитер окружён толстым слоем облаков. На Юпитере постоянно бушуют мощные ураганы.
САТУРН
– Вам знакома эта планета?
Это планета Сатурн (серо-голубого цвета).
Кто хочет рассказать о Сатурне?
Чтение стихотворения ребенком:
У каждой планеты есть что –то своё.
Что ярче всего отличает её.
Сатурн непременно узнаешь в лицо
Его окружает большое кольцо.
Оно не сплошное, из разных полос
Учёные вот как решили вопрос :
Когда –то давно там замёрзла вода,
И кольца Сатурна из снега и льда.
– Это планета УРАН
он вращается «лёжа на боку».
Уран состоит из маленького каменного ядра и замёрзших газов, окружённых голубыми облаками.
НЕПТУН
больше урана и тёмно- синего цвета.
Нептун мерцает голубоватым светом, напоминающим цвет воды. По размеру и составу он почти такой же, как и Уран. На его поверхности бушуют ураганы.
-Как вы считаете, есть ещё какие – то объекты в космическом пространстве, кроме планет Солнечной системы. Можете назвать?
ЗВЁЗДЫ – Небо над нашей головой усыпано множеством звезд. Они похожи на маленькие сверкающие точки и расположены далеко от Земли.
Да, действительно художники в своих рисунках звёзды изображают по- разному. Одни выглядят вот так, или вот так (показ звёзд на картинке)
А какую самую большую звезду вы знаете? Правильно, солнце самая большая и горячая звезда в нашей Солнечной системе. На нее нельзя смотреть без солнцезащитных очков. Потому что можно повредить свои глаза.
Гимнастика для глаз
Давайте сделаем гимнастику для глаз, чтобы они отдохнули. - Представьте свою звезду и давайте мы её нарисуем глазками.
– Хотите узнать какие еще объекты встречаются в космическом пространстве? Посмотрите на экран.
В космосе сквозь толщу лет
Ледяной летит объект,
Хвост его полоска света,
А зовут объект комета.
Еще есть
-Метеоры – это твердые осколки кометы, которые летят в космическом пространстве.
- Метеориты - это метеоры, которые упали на поверхность Земли или другую планету.
До звёзд ещё люди не долетали, а вот планеты ужё изучали.
- Поверхность планет состоит из кратеров. Кто-нибудь знает как они образуются? Хотите узнать как кратер образуются?
ОПЫТ: Представьте, что песок – это поверхность планеты, а шар - это осколки кометы, как называются эти осколки пока летят? (метеор).
Возьмите в руки метеор не выпускайте из рук, держите крепко.
Метеор летит в космосе с огромной скоростью и ударяется о поверхность планеты. Бросайте свой метеорит на поверхность планеты. Что случилось? Что образовалось на поверхности планеты? (яма, дыра, углубление).
- Да, правильно – это углубление, яма и есть кратер.
- А почему этот кратер образовался? (Потому что метеор тяжёлый, а поверхность планеты мягкая).
Метеоры, которые уже упали на поверхность планеты, как они называются (метеорит). Значит, что у нас в песке лежит?
- Мы с вами вспомнили все планеты. Как они выглядят. Для чего мы все это делали?
(оживить, спасти космическое пространство).
- Хорошо, раз мы готовы спасти космическое пространство, можете пройти в нашу мастерскую.
- По сколько каждой планеты в космосе? (по одному)
- Да, солнце одно, меркурий один и т. д.
- Представьте, если каждый из вас захочет сделать солнце, или трое из вас сделают землю, что тогда получится? (три земли, два солнца)
- Такое может быть? (НЕТ)
- Как нам быть? Что тогда делать?
- Чтобы путаницы не было, чтобы все планеты были учтены, я запишу, кто что будет делать.
- Подумайте, как вы это будете делать и какой материал вам понадобится.
ВОПРОСЫ НА ФОРМИРОВАНИЕ ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:
- Ты определился что хочешь сделать?
- Что ты будешь делать сначала, а что потом?
- Что понадобится для решения твоей задумки?
- Есть весь материал, который тебе необходим?
- Для чего ты будешь это делать?
ПО ХОДУ РАБОТЫ:
- Что ты делаешь?
- Для чего ты это делаешь?
-У тебя всё получается, что ты задумал?
- Что ты сделал сначала, а что потом?
- У тебя есть какие- то трудности? Какие у тебя трудности. Если ты не можешь справиться с трудностью, можешь попросить помощи.
ИТОГ:
-Что вы сейчас сделали? Для чего вы это делали?
- У вас это получилось? Что ты делал ….? А ты?
-Легко вам было выполнить задуманное?
- Испытывали ли вы трудности?
- Как вы справились с трудностями?
- Как можно было сделать по –другому, чтобы трудностей этих не было?
- Если бы вам предложили сделать свою работу заново, вы бы сделали так же или по другому?
- Как вы считаете, спасено наше космическое пространство?
- Да, именно, с нашей помощью, сообща мы оживили космическое пространство.
-Что интересного вам запомнилось?
Вам бы хотелось кому-то рассказать о том, что сегодня вы узнали? Если у вас есть желание поделиться своими впечатлениями, обязательно расскажите.