Людмила Гвоздовская
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы «Защитники природы. Спасение муравьишки Малыша»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект интегрированного занятия с детьми старшей группы
«Защитники природы. Спасение муравьишки Малыша»
Составила и провела воспитатель старшей группы «Капелька» Гвоздовская Л. Н.
Виды деятельности: игровая, продуктивная, познавательно-исследовательская
Цель: Обогащать экологические знания детей, воспитывать бережное отношение к природе, развивать чувства ответственности за все живое на Земле.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Муравьи. Все о муравьях для детей
- Муравьи. Конспекты занятий
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Природа, планета Земля, экология
- Старшая группа
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты
- Экология, природа. Конспекты занятий
- Темочки
Интеграция образовательных областей:
«Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Безопасность».
Задачи
1. Расширять представления детей о почве, как компоненте природы, ее составе (корешки растений, остатки насекомых, листьев) и круговороте веществ; о взаимосвязи и взаимозависимости почвы и растений. Закрепить знания о представителях почвенной фауны – подземных животных: дождевом черве, жуке, кроте. Показать на примере опытов, что в почве есть воздух, при сжимании комочков земли он «уходит», как происходит загрязнение почвы: обсудить последствие этого.
2. Активизировать в речи слова: почва, подземные жители, воздух, рассыпчатая, сжимается. Продолжать учить детей делать простейшие выводы, умозаключения на основе практической деятельности, выражать их в своей речи.
3. Воспитывать интерес к исследованию состава почвы, экологически грамотное поведение в лесу, в парке: ходить по дорожкам, не топтать все вокруг, чтобы сберечь жизнь подземных жителей, растений. Формировать дружеские взаимоотношения во время опытов, игры.
Используемые материалы:
1. Зрительный ряд: иллюстрация с изображением муравья, земляного червяка, крота
2. Прозрачные контейнеры с водой (на каждого ребенка, одноразовая посуда (на каждого ребенка, лупы (на каждого ребенка, емкости с образцами почвы, 2 прозрачные емкости с водой (чистой и грязной, мыльный или порошковый раствор с пеной, фартуки, горелка, зеркало
Активный словарь: почва, подземные жители, воздух.
Ход занятия
Воспитатель: Дети, мы живем на Земле. А что такое земля? (планета, поверхность, почва). Да, наша земля богата реками, озерами, на ней живут люди, животные, растения. Но не только на земле есть жизнь. Жизнь есть еще и под землей, в подземном царстве. А вот кто там живет вы узнаете,если отгадаете загадки
1) Я, друзья, подземный житель,
Землекоп я и строитель.
Землю рою, рою, рою,
Коридоры всюду строю.
А потом построю дом
И живу спокойно в нем. (Крот)
Воспитатель: молодцы, а вот вторая загадка
2) Мой хвост не отличишь от головы,
Меня всегда в земле найдете вы.
А если вдруг пролился дождик
Я выползаю на дорожки (Дождевой червяк)
Воспитатель: хорошо, а вот третья загадка.
В это время раздается стук в дверь и младший воспитатель приносит коробку с письмом.
Воспитатель: ребята, что это? И откуда? Может это не нам? Да нет, на коробке написано «Детский сад № 54 Колобок, детям группы Капелька». Странно. А от кого? Не написано. Зато есть загадка. Может мы попробуем ее отгадать и поймем, кто нам ее прислал?
Воспитатель зачитывает загадку:
Погляди на молодцов: веселы и бойки
Волокут со всех концов материал для стройки.
Вот одни споткнулся вдруг под тяжелой ношей
И спешит на помощь друг, тут народ хороший.
Без работы, хоть убей, жить не может. (Муравей).
Воспитатель: да, правильно. (зачитывает письмо)
«Здравствуйте. Юные защитники природы. Я муравей Малыш. Я и моя семья решили построить новый муравейник. В посылке я отправляю вам образцы почвы. Вы много знаете о природе. Помогите нам узнать хорошая ли земля в том месте, где мы хотим построить дом. Спасибо!»
Воспитатель: ребята, муравьи-это опытные дачники, который предпочитают здоровую почву. А это значит она должна быть насыщена кислород, должна быть хороша проветрена, и должна быть чистой. Но как мы сможем понять: хорошая эта почва или нет? Дети, что нам надо сделать? (изучить ее).
Да, изучить, провести опыты и исследования. А где это лучше сделать? (в лаборатории). Давайте мы туда и отправимся. Итак, закрываем глаза и считаем до 10.
Дети закрывают глаза и начинают считать. В это время воспитатель одевает халат и большие очки и предстает в новом образе профессора лаборатории.
Воспитатель: здравствуйте, ребята. Я рад вас снова видеть в своей лаборатории. Я знаю, что вы сегодня получили необычную посылку с образцами почвы. Но от кого она и зачем?
Дети рассказывают воспитателю о посылке, письме и о муравье Малыш.
Воспитатель: хорошо, ребята, я вас понял. Конечно же я вам помогу. Для начала нам надо лучше изучить почву, рассмотреть ее. А как это лучше сделать, ведь кусочки почвы такие маленькие. (при помощи лупы)
Дети и воспитатель при помощи лупы рассматривают образцы почвы на листках бумаги. Беседуют о её составе, свойствах. Вопросы:
- Какая почва по цвету? (черная, серо – коричневая, рассыпчатая, сухая).
- Что вы видите в почве? (корешки, сухие останки растений).
Воспитатель: да ребята, почва бывает разная по цвету. А кто живет под землей? (кроты, муравьи, дождевые черви, ежи). А чем же дышат все эти животные? (воздухом). А есть ли в почве воздух? Давайте проверим.
Опыт. «В почве есть воздух" Цель: Показать, что в почве есть воздух.
В банку с водой опускается образец почвы и дети наблюдают, появятся ли в вoде пузырьки воздуха.
Воспитатель спрашивает у ребят:
- Что вы увидели? (пузырьки)
- Что означают пузырьки? (воздух). Те. воздух в почве можно нарисовать пузырьками
- Какой можно сделать вывод? (в земле есть воздух)
Воспитатель: Дети, посмотрите, в почве действительно есть воздух. Поэтому жителям Подземного царства очень комфортно жить в своих, скрытых от посторонних глаз, уютных и темных домиках.
Физкульминутка:
Мы по лугу прогулялись
И немножко отдохнем. (Шагаем на месте.)
Встанем, глубоко вздохнем.
Руки в стороны, вперед, (Развели руки в стороны, вперед.)
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (Присели.)
А потом все дружно встали,
Великанами мы стали. (Встали.)
Дружно хлопаем, (Хлопаем в ладоши.)
Ногами топаем! (Топаем ногами.)
Хорошо мы погуляли и нисколько не устали! (Шагаем на месте.)
Опыт «В почве есть вода».Цель: показать, что в почве есть вода
Воспитатель: ребята, а есть ли в почве вода? (дети высказывают свои предположения). А давайте мы это с вами и узнаем.
Дети и воспитатель проходят к другому столу.
Воспитатель: дети, вы когда моетесь в ванной и там весит зеркало, что мы можем увидеть на зеркале? (пар). А что такое пар? (это вода). А если мы нагреваем чайник на плите и она начинает кипеть, что мы можем увидеть над чайником? (пар). А почему мы увидели пар, когда вода нагрелась и начала кипеть? (вода испаряется, если ее нагреть). А если нагреть почву, то что мы увидим? (если дети затрудняются ответить, предложить им провести опыт).
Над свечкой нагревает в металлической миске почва, от которой начинает подниматься пар.
Воспитатель спрашивает у детей
– что мы видим? (пар).
– А если подставить зеркало,то что мы наблюдаем? (оно запотело).
– А почему оно запотело? (почва нагрелась и вода из нее начала испаряться). Т. е. воду в почве можно нарисовать в виде капелек воды.
– Какой мы можем сделать вывод? (в почве есть вода).
Опыт. "Загрязнение почвы".
Цель: Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Воспитатель предлагает дeтям рассмотреть вoду в бутылках на их столах. Вопросы:
-какая вода (прозрачная, чистая)
-как мы это можем проверить? (посмотреть через бутылку с водой на полоску цветной бумаги и если ее видно,то вода чистая).
Воспитатель показывает детям еще одну бутылку воды, в которой порошок, белая гуашь, жидкость для мытья посуда. Эту воду я взяла у моих соседей, которые хотели вылить ее на клумбу с цветами.
Вопросы:
– какая эта вода (грязная, мыльная, белая)
– как можно понять,что она грязная (через нее ничего не видно, она мутная). Предложить детям высказать свои гипотезы: что будет с землей, если ее полить чистoй водой? А если грязной? Дети поливают почву в своей банке чистой водой, а воспитатель польет немного почвы грязной водой. Что изменилось? В первой банке почва стала влажной, но осталась чистой: она сможет напоить дерево, травинку. А во второй банке? Почва стала не только влажной, но и грязной: появились мыльные пузыри, потеки. Поставьте банки рядом и предложите сравнить образцы почвы после полива.
Воспитатель: ребята, а вы видели когда-нибудь на асфальте или земле, где долго стояла машина, такие разноцветные небольшие разводы? А это бензин, солярка вытекают из машины и проникают в почву, туда, где живут подземные жители. А как еще грязная вода попадает в почву? (после мойки машин, по заводским трубам). Если бы вы были на месте муравья, дождевого червяка или крота, какую почву выбрали бы для своего дома? О чём бы попросили бы их, если бы умели говорить?
Выводы: надо бережно относится к подземному царству, так как мы загрязняем почву и животные, которые там живут, могут заболеть или погибнуть.
Воспитатель: Ребята, мы сегодня многое узнали о почве, много провели опытов и экспериментов. Что нового вы узнали сегодня:
-под землей (в почве) живут животные и насекомые
– в почве есть воздух
– в почве есть вода
– нельзя загрязнять почву, так как подземные жители могут заболеть и погибнуть
– надо беречь природу
Воспитатель: вот как много нового мы узнали. Давайте об этом мы и расскажем муравью Малышу. На столе лежат листочки бумаги. Давайте мы нарисуем все, что сегодня узнали о той почве, что он прислал нам в коробке.
На листе бумаги коричневая полоса (отметка уровня почвы). Часть листа, которая над чертой — это поверхность земли, а все, что под чертой — это подземное царство. Что мы можем нарисовать в подземном царстве? (его жителей: крот, муравей, дождевой червяк, жуки, воздух, который обозначается пузырьками, влагу, которую можно нарисовать капельками). Затем все работы собираются и кладутся в конверт.
Сюрпризный момент. Из конверта муравья достаются маленькие медали с изображением муравья и раздаются детям в качестве благодарности от муравья Малыша за помощь.
Занятие закончено